Найти в Дзене
Tokarka-27-Lazo

Стружка вьётся — вал для дровокола создаётся.

Дорогие друзья всех приветствую. Я хочу попробовать создать цикл статей под общим названием "стружка вьётся...".

Это будет скажем так текстовое описание роликов, которые я буду записывать и выкладывать. Возможно текст будет кому-то более приятно читать чем смотреть видос. Ну и вообще разнообразить немножечко немножечко контент. И название для него будет - "Стружка вьётся - ....". Ну а далее уже будет по тексту того видео.

**Стружка вьётся — вал для дровокола создаётся**  

Дорогие друзья, всех приветствую! Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая началась с планов навести марафет на фрезерном станке, а закончилась… срочным изготовлением вала для дровокола. Да-да, того самого дровокола, который колет дрова, как горячий нож — масло. Но обо всём по порядку.  

Пролог: планы vs реальность.

Утро началось с благих намерений: установить заглушки на оптические линейки, поставить войлочные скребки и вообще привести фрезерный станок в божеский вид. Но, как это часто бывает, планы рухнули в тот момент, когда мне принесли… сломанный пополам вал привода пильной цепи.  

Тот самый сломанный вал.
Тот самый сломанный вал.

Дровокол, который у нас на предприятии, — штука действительно крутая. Представьте: длинное бревно подаётся на устройство, пила отрезает чурбаки заданной длины (40 см, 50 см — кому как надо), а гидравлика толкает их на крестообразный нож. Чурка раскалывается на четыре части, и готовые поленья конвейером отправляются туда, куда нужно. Красота! Но вот беда — вал лопнул пополам, и теперь срочно нужно было либо восстановить его, либо сделать новый.  

Трудяга - дровокол. Фото из открытых источников.
Трудяга - дровокол. Фото из открытых источников.

Глава 1. Вал, который должен был появиться «вчера».

Итак, задача: изготовить вал длиной около 300 мм, с диаметром 29 мм по центру, посадками под подшипники (20 мм +0,1 мм) и шкивы (20 мм -0,03 мм). А ещё:  

- С одного конца — левая резьба М12 для центробежной муфты и канавка для стопорного кольца.  

- С другого — внутренняя резьба М8.  

В общем, ничего сложного, если бы не одно «но»: вал нужен был СЕГОДНЯ, а лучше "ВЧЕРА".

Глава 2. Заготовка: от тормозного кулака до вала.

Первым делом я начал искать заготовку. Варианты были: шестигранник или кругляк. Но я остановился на валу тормозного кулака от автомобиля MAN. Почему? Потому что это добротный кусок металла, предположительно из стали 45, с подкалёнными краями (45-50 единиц по Роквеллу).  

Края я отрезал болгаркой, заготовку зацентровал, поджал задним центром и начал обработку. Стружка летела толщиной с палец — зрелище, скажу я вам, впечатляющее.  

Черновое точение.
Черновое точение.

Глава 3. Центры, поводковый хомутик и другие хитрости.

Для точной обработки я решил использовать метод работы в центрах. Если кто не знает, это когда заготовка опирается на два центра: один — в патроне (обработанный под конус 60°), а второй — в задней бабке. Такой подход обеспечивает идеальную соосность детали при перевороте.  

Но чтобы заготовка не проворачивалась, я использовал поводковый хомутик — этакую «зажимную хрень», которая передаёт вращение от патрона.  

Поводковый хомутик.
Поводковый хомутик.

Глава 4. Токарная обработка: от черновой до чистовой.

Сначала я обработал среднюю часть вала до 29 мм, затем — правую сторону (посадка под подшипник). Кстати, посадка под подшипник — это не вся длина, а только 12 мм около ступеньки. Остальное я сделал чуть меньше по диаметру, а доводил до нужного размера… наждачной шкуркой.  

Да, да, я знаю, что некоторые токаря считают это «залётом». Но, честно говоря, «ловить» сотку или полторы резцом на моём оборудовании — это как пытаться попасть в иголку с завязанными глазами.  

Левую сторону я обработал аналогично, подготовил под резьбу и прорезал канавку. Затем снял деталь с центров, обмотал бумагой (чтобы не замазать кулачками патрона) и нарезал левую резьбу М12.  

"Готовый" вал. Токарка - закончена, осталась фрезеровка.
"Готовый" вал. Токарка - закончена, осталась фрезеровка.

Глава 5. Фрезеровка: шпоночный паз и магия УЦИ.

С токарной обработкой закончили, переходим к фрезерной. Марафет на станке я так и не успел навести, но прибрал немного. Установил призму — специальное приспособление для закрепления цилиндрических деталей.  

И тут началась магия УЦИ (устройства цифровой индикации). Я коснулся краеискателем одной стороны, обнулил показания, коснулся другой — и вуаля! УЦИ само посчитало середину заготовки. Никаких лимбов, никаких математических операций — просто нажал кнопку «пополам» и «выполнить».  

Фрезеровка шпоночного паза заняла минут 15-20. УЦИ позволило легко добавить по 0,5 мм с каждой стороны (паз нужен был 6 мм). И вот он — готовый вал!  

"Готовальня". Работы завершены!
"Готовальня". Работы завершены!

Эпилог: дрова будут!

Сегодня вечером вал отправился на дровокол. Ребята его смонтируют, и котельные будут обеспечены дровами. А я… я снова в восторге от своего УЦИ. Это как первый месяц с расточной головкой — ощущение, что ты открыл новый уровень мастерства.  

P.S. Автор напоминает: «Стружка вьётся — деталь куётся. А если что-то пошло не так, всегда можно сказать: „Это не брак, это арт-объект!“».