Найти в Дзене
Фантастоведение

«Последний астронавт» Дэвида Веллингтона

Рубрика «Фантастическая литература»: научно-фантастический роман «Последний астронавт» / «The Last Astronaut», Дэвид Веллингтон, 2019 год «В глубинах космоса все не так, как на Земле. Там темно, холодно – и нужно тратить массу усилий, чтобы выжить», - Дэвид Веллингтон («Последний астронавт») Здравствуйте, уважаемые почитатели фантастики! «Не верю!». Так могу сказать про действие, развернувшееся на страницах романа «Последний астронавт». Но давайте по порядку! Центральной темой творчества американского писателя Дэвида Веллингтона является хоррор с классическим набором мистических существ: зомби, вампиров и оборотней. Роман «Последний астронавт» – результат первого выхода фантазии автора на просторы космической научной фантастики. Исходя из того, что книгу перевели на несколько языков, включая русский в 2021 году, результат можно считать вполне удачным. В основе идеи романа лежит событие, вошедшее в историю, как первое обнаружение небесного тела, прилетевшего в Солнечную систему из межз
Оглавление

Рубрика «Фантастическая литература»: научно-фантастический роман «Последний астронавт» / «The Last Astronaut», Дэвид Веллингтон, 2019 год

«В глубинах космоса все не так, как на Земле. Там темно, холодно – и нужно тратить массу усилий, чтобы выжить», - Дэвид Веллингтон («Последний астронавт»)

Здравствуйте, уважаемые почитатели фантастики!

«Не верю!». Так могу сказать про действие, развернувшееся на страницах романа «Последний астронавт». Но давайте по порядку!

Космический корабль «Орион-7». Иллюстрация с официального сайта писателя Дэвида Веллингтона
Космический корабль «Орион-7». Иллюстрация с официального сайта писателя Дэвида Веллингтона

Центральной темой творчества американского писателя Дэвида Веллингтона является хоррор с классическим набором мистических существ: зомби, вампиров и оборотней. Роман «Последний астронавт» – результат первого выхода фантазии автора на просторы космической научной фантастики. Исходя из того, что книгу перевели на несколько языков, включая русский в 2021 году, результат можно считать вполне удачным.

Российское издание романа «Последний астронавт». ООО "Издательство "Эксмо", 2021 г.
Российское издание романа «Последний астронавт». ООО "Издательство "Эксмо", 2021 г.

В основе идеи романа лежит событие, вошедшее в историю, как первое обнаружение небесного тела, прилетевшего в Солнечную систему из межзвездного пространства. В октябре 2017 года астрономы гавайской обсерватории Мауна-Кеа, анализируя скорость и траекторию движения наблюдаемого ими объекта, пришли к выводу о том, что он прилетел в нашу систему из невообразимых космических глубин.

Межзвездному скитальцу, которого сначала приняли за комету, затем «разжаловали» до астероида, а потом вновь вернули статус кометы, присвоили обозначение – «1I/2017 U1», которое можно расшифровать так: первая («1») межзвездная («I» - от англ. interstellar) комета, открытая в 17-ом году.

Также объект удостоился чести для собственного имени – «Оумуамуа», означающее на языке коренных жителей Гавайских островов «вестника, прибывшего издалека».

Как и всё необычное, связанное с космосом, Оумуамуа не обошла стороной спекулятивная тема: практически сразу громко зазвучало мнение о том, что Оумуамуа – творение внеземного разума.

Особенно рьяно гипотезу о рукотворности отстаивает всемирно известный учёный из Гарвардского университета Ави (Авраам) Леб, который не побоялся рискнуть своим авторитетом, объявив Оумуамуа зондом-разведчиком инопланетян.

В России идею об искусственном происхождении Оумуамуа активно продвигает доктор физико-математических наук Александр Дмитриевич Панов, называя пролёт объекта сквозь Солнечную систему чуть ли не единственным фактом, достоверно указывающим на существование внеземного разума. По мнению учёного Оумуамуа может являться технологическим артефактом могущественной цивилизации, например, фрагментом какой-либо космической конструкции, подобной сфере Дайсона, или разгонной ступенью ракеты.

Центральная сюжетная линия произведения начинается с обнаружения на подлете к внутренним планетам Солнечной системы объекта исполинских габаритов: восемьдесят километров в длину, десять – в ширину (это примерно в 350 раз больше Оумуамуа). Поражал тот факт, что объект, получивший обозначение «2I/2054 D1» (второй межзвездный), начал снижать скорость, а вектор его движения, был направлен на Землю. Сомнений не осталось: технологическое сооружение внеземного разума достигнет планеты в ближайшие шесть месяцев.

НАСА экстренно снаряжает экспедицию: расконсервирует космический корабль «Орион-7», два десятилетия пролежавший на складе хранения, организует среди специалистов отбор в члены экипажа, и возвращает в ряды астронавтов печально известную Салли Дженсен.

Хочу отметить, что по мнению Дэвида Веллингтона, пилотируемая космонавтика в 50-х годах нашего столетия будет находиться в плачевном состоянии. Правда, в послесловии к роману писатель отметил, что такой пессимистический настрой – исключительно требование сюжета.

В первых главах романа автор кратко приводит сведения о будущем космонавтики. Тридцатые годы будут обозначены противостоянием Штатов и Китая за Красную планету, вошедшим в историю как «Вторая космическая гонка» (первая была с СССР за Луну).

Американцы лидировали: летом 2034 года пилотируемый корабль «Орион-7» отправился к Марсу. Команду астронавтов возглавляла Салли Дженсен, которой было отведено почётное право первой из землян ступить на его поверхность. Но катастрофа по пути, случившаяся в День Независимости, и приведшая к потере одного из членов экипажа, прервала миссию.

Как результат, красное революционное знамя с желтыми звездами гордо развивающееся над марсианской равниной – китайские тайконавты стали первыми. Китай триумфально выиграл гонку, а Штаты, потеряв интерес, свернули программу пилотируемого исследования Марса.

Основное действие в книге разворачивается осенью 2055 года, когда межпланетный космический корабль «Орион-7» с четырьмя астронавтами на борту достигает намеченной цели: гигантского инопланетного корабля цилиндрической формы. Далее следуют события, которые определяют жанр сего творения, как космический хоррор, и которые, из уважения к потенциальному читателю, раскрывать не следует.

Субъективная оценка фантастического романа «Последний астронавт»
Субъективная оценка фантастического романа «Последний астронавт»

Единственная причина, побудившая меня прочитать «Последнего астронавта», – заявленное сходство завязки с романом Артура Кларка «Свидание с Рамой». Сюжет культового произведения мэтра научной фантастики, вышедшего в 1973 году, посвящен исследованию людьми залетевшего в Солнечную систему таинственного объекта цилиндрической формы. Правда, на этом сходство и заканчивается.

Заметно ощущается разница в «калибрах» писателей. Артур Кларк создал грандиозное произведение, от чтения которого захватывает дух. Дэвиду Веллингтону же создать нечто подобного размаха не удалось. Но, возможно, он и не ставил перед собой подобной цели.

Сильно не понравился способ, которым автор изо всех сил тужится нагнать на страницы побольше саспенса. В угоду зарождения у читателя мизерной толики тревожности автор полностью исключает здравый смысл из некоторых поступков персонажей. От чего повествование превращается в фарс, и зрелый (не по возрасту, а по багажу прочитанной литературы) читатель может легко потерять интерес к происходящему на страницах действию.

«Астронавт на астероиде». Художник Джон Шоенэрр
«Астронавт на астероиде». Художник Джон Шоенэрр

Оцениваю роман «Последний астронавт» на ПЯТЬ децикларков по десятибалльной шкале восторга от научно-фантастического произведения, но только благодаря заключительным главам, в которых автор всё-таки добился пробуждения интереса сродни: чем же это закончится?

Поддержите канал подпиской и лайком!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!