AHTYPAJ (Антураж) — российская рок-группа, одна из наиболее плодотворных и в то же время неизвестных, творившая и продолжающая этим заниматься во времена правления Владимира Путина. Основана в Орле 14 февраля 2007 года хотынецкими и орловскими пацанами Вадимом Борисовым (В.Юрич), Сашкой Клокуновым (Пчёл) и Вадюхой Цукановым (Чума). Дебютный альбом «Между Смыслом и Жизнью.» увидел свет в 2009 году.
Состав коллектива неоднократно менялся, в проекте принимало участие великое множество музыкантов из разных городов. Стиль группы достаточно нестабилен и крайне разнообразен: от панк-рока до бард-рока, но основная изюминка и отличительная черта группы – это работа над полновесными концептами, моветон-мюзиклами и тематическими альманахами в звуке традиционного русского рока.
К наиболее значимым песням группы можно отнести такие композиции, как «Обнажённая, сидящая на диване (Модильяни)», «Про свет», «Две столицы», «Сталинград» и «Эйфелева башня».
К началу 2025 года группа насчитывает в своей дискографии 10 номерных альбомов, видеографии – 10 официальных клипов. AHTYPAJ продолжает вести активную работу по созданию новых произведений.
На 18-летие группы выходит 11 номерная пластинка – «Zodiac II».
Содержание
2.3. Рождение орловского Антуража
2.4. Молодость Антуража (2007-2009)
2.5. Поиски Антуража (2009-2014)
2.6. Одиночество Антуража (2015-2017)
2.7. Петербургский Антураж (2018-2020)
2.8. Брильянтовый Антураж (2021-2024)
2.9. Настоящее время (2025- …)
3. Состав и приглашённые музыканты
2.5. Поиски Антуража (2009-2014)
2010 год стал годом проекта «Пять концертов». У В.Юрича к тому времени накопилось очень много материала, песни лились, как из пулемёта. Реализовывать не успевали. Наблюдать за умиранием группы не хотелось, поэтому был задуман такой амбициозный проект – а именно, съёмка пяти разных антуражей, как пять элементов популярного фильма.
Первый концерт «Подполье» прошёл в подвале Валька. Алкоголические песни эпатажно исполнили два Вадима под акустические гитары. Вторая часть – классический квартирник под названием «Патриотика». Третий концерт прошёл на крыше заброшки прям на берегу Орлика – «Семнадцать мгновений весны». Четвёртый – в домике-островке лесного озера – сольный концерт «Лицом к морю».
В каждом из концертов можно провести аналогию с каким-то элементом: огонь, земля, воздух и вода, а пятый элемент – это человек, люди. И вот здесь группа получила реальный импульс собрать новый состав для организации концерта «Музей восковых фигур». Французская программа, песни про знаменитых людей: от Владимира Ленина до Римского Папы.
Группа стала сотрудничать с звукачём и обладателем репетиционной точки в центре Орла, на площадях "Продмаша", рядом с музеем Тургенева – Андрюхой Родорисом (фронтменом группы Пилоты-Бегемоты), там же писалась Plastika Алексея Ракитина. И в AHTYPAJ зашли звёзды орловского рока: фронтмен культовой группы Coffeeshop, знатный бас-гитарист Дмитрий Иваныч Жвакин и крутейший ex-ударник группы Plastika Олег Самовилов. Из первого состава остались только два Вадима. Но этого было достаточно, чтобы подготовить крутую концертную программу, которая была отыграна в местечке «Красный лев» осенью 2010.
Таким звёздным составом не могло не воспользоваться орловское СМИ, и одним из запоминающихся выездов стал концерт в Орловском Полесье на одной сцене с блюзменами под управлением Сергея Гриненко. Туда, кстати, ушёл Пчёл, там же играли виртуоз-гитарист Лёха Горохов и годный басист Саня Григорьев.
Также в Полесье выступали Наталья Куприянова и Елена Малова. Их мурашечный православно-лирический дуэт Пара Лель любили многие.
Завершился 2010 итоговым концертом двух Вадимов на тему лучших песен проекта «Пять концертов». На основании всех шести концертов был смонтирован двухсерийный музыкально-документально-художественный DVD-фильм с фрагментами концертных антуражей и живыми комментариями - интервью В.Юрича. То была кухня в трёшке, что на Микроне, куда перебрался В.Юрич в том же 2010 году. Квартира была в знаменитой «китайке» Орла, где по соседству с Юричем жил легендарный Костя Ступа, когда жил.
В том же году началось сотрудничество В.Юрича с Борей Кулагиным из Тамбова. «Моря и горы, хребты и волны», «Между облаков», «Шипы и розы» и конечно «Сорокасантиметровый человек» - результат плодотворной творческой и человеческой дружбы орловской гитары и тамбовской флейты. Дуэт ОверТайм громил корпоративные конкурсы в Воронеже, Сочи и Казани.
Но вернёмся к основному составу Антуража. После «Музея» Жвакин реанимировал свой Coffeeshop, прихватив туда Чуму и Пчёла. Перед В.Юричем стала большая задача по формированию обновлённого состава. Здесь на арене появляется Ромка Новосельцев (Новосёл) – не менее легендарный басист Орла, поживший и поработавший в Москве в кинематографе и рок-музыке – с самой Жанной Агузаровой!
В течение года AHTYPAJ отметился записью у Родориса своего акустического романтического хита «Серёжа Есенин» и «Волго-вятского леса» в рамках мартовской промо-акции новой студии звукозаписи на УВМ (г. Орёл). Два Вадима сыграли на одной сцене и в одной квартире с Гушей Катушкиным, автором и исполнителем хита «Эхо тысячи вокзалов».
Парни к концу 2011 года готовили большой сольный концерт «Вчера. Сегодня. Завтра» - программу, объединившую три поколения Антуража – первый состав, первый альбом, ставший уже вчерашним днём; сегодняшний основной бэнд, состоящий из двух Вадимов и исполняющий акустические сеты по клубам; и надежда завтрашнего дня – состав с сильными музыкантами, способными элегантно оживлять хиты В.Юрича. На место Валька в группу на следующие несколько лет пришёл Костик Карпухин, благо, того с удовольствием подтягивал по басовой грамоте Новосёл. Однако, группу ждала ещё одна грустная неприятность. Чума принял решение покинуть Орёл и переехать в город на Неве на ПМЖ. Гранд-сольник должен был стать для него лебединой песней.
Чума: «Помню, у меня то ли рука заболела, то ли палец опух. И мне пришлось переучиваться партии играть без указательного пальца. Я даже по совету пацанов к какой-то "бабке" ходил в районе завода Медведева. В итоге играл весь сольник тремя пальцами».
Программа «Вчера. Сегодня. Завтра» прошла на ура 27 ноября 2011, и, пожалуй, по сегодняшний день остаётся главным сольным концертом команды. 18 декабря того же года концерт (а точнее его часть из 14 песен) превратился в живой альбом, который свёл Аркадий Остахов на своей студии МОСТ. Вышел альбом «ЖИВ», включивший в себя в том числе песню «Путин».
Дальнейшее сотрудничество с Самовилом обрывается. В группу в качестве сессионного барабанщика по старой дружбе возвращается Пчёл, и ребята начинают готовить новый изюм – моветон-мюзикл «Зодиак».
В.Юрич: «Зодиак очень долго мною продумывался и прорабатывался – месяца три. Строил причинно-следственные связи между знаками, долго запоминал, кого как зовут, и кто от кого родился, и от чего умер. А потом я загремел в инфекционку с отравлением и там под капельницей за неделю весь труд написал. А после выхода из больнички положил на музыку – тоже очень быстро».
«Зодиак» потребовал от музыкантов новизны и креативности, потому что кроме пластинки и живого концерта необходимо было подготовить полноценный спектакль. Новосёл изучил мандолину. Как оказалось много позднее, строил Ромка, правда, мандолину много ниже, чем надо, но это нюансы. Он же взялся за харп, и помог Костяну с басовыми партиями, а в «Скорпионе» соло на безладе исполнил сам. В группе появилась девушка: Вера Труфанова, скрипачка.
Короче, 15 апреля, аккурат на Пасху, AHTYPAJ дал жару в орловском пивном ресторанчике под названием Pint House! «Зодиак» получился забористый, моветонистый. Всеми актёрами стали друзья музыкантов и зрители, как в модных сегодня иммерсивных шоу. Солировал, бывший КВН-щик (а их бывших не бывает) Жека Тюрин, приятель Чумы.
В.Юрич: «В окружении творчества группы есть многое: баланс, гармония, компромисс, концепция, логика, мистика, моветон, поэзия, провокация, тайна, фарс, юмор».
А дальше начался сложный период творческого одиночества в Орле и мучительной записи «Зодиака» удалённо. Новосёл тоже подался в Питер. В.Юрич организовал сольный акустический концерт «В одиночестве осени» и всё продолжал строчить песни в стол. Проект «В одиночестве осени» прожил четыре сезона, один из которых был сыгран с Кулагин Борисом, флейтистом из Тамбова.
Также осень 2012 год была отмечена парой нашествий на столицу нашей родины, где сначала два Вадима, а затем трио – те же плюс Новосёл (играл на экстравагантной "козе") – зажгли в кинотеатре «Алмаз» на Шаболовке перед многочисленной публикой. Второй концерт сопровождался пьяными скандалами, поэтому третьего не было…
В.Юрич: «Об Антураже в 2012 году можно сказать так: за пять лет жизни они ни разу не участвовали в серьёзных фестах, не сняли ни одного клипа, не получили ни одной премии, посещения их страниц рекордно низки, несмотря на престарелый возраст участников группы, они до сих пор считают семя молодыми перспективными талантливыми, это их в кулуарах за глаза именуют орловским Сплином, что безусловно тешит Это, это их недолюбливает практически весь рок-бомонд Орлеца и радиостанция, это они однажды отправились с двумя гитарами покорять две столицы и ни разу не расчехлили инструменты, это о них даже нет статье в Орлеце!»
А закончился 2012 год предновогодним рок-концертом в «Царёвом Броде» (г. Орёл), где была исполнена композиция «Эбаут Орлец», песня про модный в те времена лурк сайт Орлец. На том концерте соло-гитаристом Антуража был Лёха Горохов.
В 2013 году «Эбаут Орлец» был записан у Родориса, причём вторую версию Чума сдела дома в Питере на своём компе. Вышло любо. Летом Антураж повторил «Зодиак» на площадке «Гринн-Бир», без актёров, но с театром на сцене. За звуком стоял Игорь Белоножкин (умер в 2020 от ковида).
А осенью ранее упомянутое трио «Юрич-Чума-Новосёл» поехало покорять с концертами теперь уже столицу северную. Клуб «Байконур» и «Африка» тепло приняли Антураж, усиленный местными музыкантами-друзьями, Андреем Соколовым (скрипка) и Ренатой Гришиной (кахон).
2014 год начался с предолимпиадной истерии и нашим ответом в виде юмористического опуса «Не поеду!» А Хрен Редькин, в миру Бабенков Алексей, (старый приятель, ещё по временам ток-шоу у Беза на СТС) снял нам на репбазе у Родориса классный клип.
В.Юрич: «В то время кроме Олимпиады Pusy Riot шумели, ну Пчёл их и спародировал, а мы всю остальную ЛГБТ-шумиху. У нас там в одном месте клип с песней не сошёлся, и мы с Родей решили квакушку вставить. Смешно вышло. Жалко Андрюха не дал себя снять в клипе. Остался бы на экране. А так теперь только в нашей тёплой памяти».
К слову, начиная с 2014 года, В.Юрич на свой день рождения стал устраивать не просто алко-туристическую мистерию, но и снимать по одному клипу из проекта «Zodiac» вместе с друзьям в формате моветон-хоум-видео. Жгучая смесь хотынецкого сарказма-маразма, с нотками Монти Пайтон и алкоголическим вдохновением начнут год от года дарить шедевры. Начали с «Тельца». Но это личное пространство – мы туда не пойдём. Вернёмся к группе.
С горем пополам и не так быстро, как бы хотелось, «Zodiac» был дозаписан и досведён Андреем Родорисом к концу 2014 года, по дружбе за крохи-копейки. 1 декабря пластинка увидела свет, а 7 декабря AHTYPAJ в третий и последний раз отыграл моветон-мюзикл. Сделал это ещё качественней и, к большому счастью, толково снял на видео тем же Редькиным Хреном.
В.Юрич: «Мало кто знает, но в день концерта моя жизнь лишь каким-то чудом не оборвалась. С утра мы с Новослом приехали к Итальянцу в театр «Свободное пространство» за костюмами и реквизитом. Все с похмелья, тупим. Миша Итальянец завёл нас куда-то наверх. Над сценой и зрительным залом чердак какой-то. Короче, бродил я там с пустым взором, глядя в пустоту. И тут подошёл к пропасти. Там, где занавес опускают. А там ни барьеров, ни заборов – просто конец пола и метров 10 до сцены… А я не заметил просто, о своём думал. Каким чудом остановился у края – не знаю…»
Все гештальты к новому 2015 году были закрыты. Группу ждала новая реформация и новые проекты.