Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ХОРЬХ

"Мотор "хорьха" урчал мощно и ровно. Бело-голубой указатель на
автостраде показывал двести сорок семь километров до Берлина. Снег уже
сошел. Земля была устлана ржавыми дубовыми листьями. Воздух в лесу был
тугим, синим.
"Семнадцать мгновений апреля, - транслировали по радио песенку Марики
Рокк, - останутся в сердце твоем. Я верю, вокруг нас всегда будет музыка,
и деревья будут кружиться в вальсе, и только чайка, подхваченная
стремниной, утонет, и ты не сможешь ей помочь..."" Источник - https://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt Вы наверняка узнали это произведение Юлиана Семёнова. ХОРЬХ, любимое авто Штирлица, в нём упоминается 13 раз. И, разумеется, автор убеждён: читатель по умолчанию знает, что это за марка. И по умолчанию понимает - машина хорошая! В самом деле, название ХОРЬХ мне очень часто встречалось в произведениях про Великую Отечественную войну, на этой машине ездили либо немцы, либо наши - если отжали её у немцев. Как там у Юрия Бондарев

"Мотор "хорьха" урчал мощно и ровно. Бело-голубой указатель на
автостраде показывал двести сорок семь километров до Берлина. Снег уже
сошел. Земля была устлана ржавыми дубовыми листьями. Воздух в лесу был
тугим, синим.
"Семнадцать мгновений апреля, - транслировали по радио песенку Марики
Рокк, - останутся в сердце твоем. Я верю, вокруг нас всегда будет музыка,
и деревья будут кружиться в вальсе, и только чайка, подхваченная
стремниной, утонет, и ты не сможешь ей помочь...
""

Источник - https://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

Вы наверняка узнали это произведение Юлиана Семёнова. ХОРЬХ, любимое авто Штирлица, в нём упоминается 13 раз. И, разумеется, автор убеждён: читатель по умолчанию знает, что это за марка. И по умолчанию понимает - машина хорошая!

В самом деле, название ХОРЬХ мне очень часто встречалось в произведениях про Великую Отечественную войну, на этой машине ездили либо немцы, либо наши - если отжали её у немцев.

Как там у Юрия Бондарева, в "Горячем снеге":

"Мощный мотор «хорьха» смолк, опал в тишине свет фар, щупальцами втянулся в радиатор. Разом сомкнулась ночь, исчезли колонна, танки. Бессонов подождал в машине, привыкая к потемкам, потом открыл дверцу, для упора выставив наружу палочку. Вылезая, он задел ногой за край дверцы и, уколотый болью в голени, постоял немного, досадуя на себя за то, что, вылезая, подумал, не задеть бы ногу, и вот таки задел."

Источник - https://www.litres.ru/book/uriy-bondarev/goryachiy-sneg-128047/chitat-onlayn/?page=5

Или у Бориса Васильева, в повести "В списках не значится":

"– Выходи!

Свицкий поспешно вылез. Черный генеральский «хорьх» стоял среди развалин. В этих развалинах он успел разглядеть дыру, ведущую вниз, немецких солдат, оцепивших эту дыру, и два накрытых накидками тела, лежащие поодаль. Из-под накидок торчали грубые немецкие сапоги. А еще дальше – за этими развалинами, за оцеплением за телами убитых – женщины разбирали кирпич; охрана, позабыв о них, смотрела сейчас сюда, на черный «хорьх».

Источник -
https://opentextnn.ru/man/boris-vasilev-v-spiskah-ne-znachilsja/"

Так что это и кто это - ХОРЬХ?

Изначально Horch - название немецкой автомобилестроительной компании, которую в 1899 году инженер Август Хорьх вместе со своим деловым партнёром Салли Херцем основали в Кёльне. Точнее, сначала она называлась не так, а «Horch & Cie. Motorwagen Werke», и в 1902 году Хорьх перенёс её в Райхенбах-на-Фогтланде. А в 1904 году зарегистрировал в Цвиккау акционерное общество «August Horch & Cie. Motorwagenwerke AG».

-2

Нужно сказать, что первые машины ХОРЬХ имели мощность всего 4,5 лошадиные силы, развивали максимальную скорость всего 32 км/ч и не могли тягаться с автомобилями других производителей. Однако уже в них имелся литой картер, фрикционная муфта и приводной вал - довольно передовые решения.

Неутомимый Август Хорьх постоянно искал что-то новое, интересное, увеличивая количество цилиндров и лошадиных сил. На его машине с шестицилиндровым двигателем в 1906 году доктор Рудольф Штёсс из Цвиккау выиграл соревнование Herkomer (эквивалент чемпионата мира по брендам в то время).

К слову, именно Хорьх первым широко начал использовать КАРДАННУЮ ПЕРЕДАЧУ, применять сверхпрочные виды стали, а также предложил располагать кресло водителя в левой части кузова автомобиля.

Но потом у него начались проблемы с кадрами - он вступил в конфликт с финансовым директором своей же компании, а поскольку за последним стояли акционеры, решил выйти из непростой ситуации просто покинув своё детище.

-3

В 1909 году там же, в Цвикау, Хорьх основал новую компанию - "August Horch Automobilwerke GmbH". К сожалению, название Horch (ХОРЬХ) осталось у его бывших компаньонов, и он уже не имел на него права, поскольку речь шла уже не о его личной фамилии, а о зарегистрированном бренде. И те автомобили, которые в дальнейшем выпускались под ним, выпускались без него. А хуже того, новое название "August Horch Automobilwerke GmbH" в суде признали "невалидным" и потребовали убрать из него фамилию и имя, чтобы не вводить в заблуждение потребителей.

-4

Что же Август Хорьх? Как законопослушный гражданин Саксонии он переименовал фирму в "Audi Automobilwerke". И это был своего рода лёгкий стёб, тонкий немецкий юмор, ибо фамилия Horch происходит от немецкого же глагола hören, точнее даже от императива «Horch!», а новое название Audi восходит к латинскому глаголу audio - в том же значении.

Говорят, что идея именно такого переименования принадлежит не самому Хорьху, а одному из его деловых партнёров. Но это уже не так важно. Главное - что широко известную сегодня компанию Audi создал тот же человек, который дал имя бренду ХОРЬХ. И это важно помнить, потому что есть некий ложный миф согласно которому, якобы, до войны в Германии выпускали ХОРЬХИ, на них ездили нацисты, а чтобы потом не возникало ненужных ассоциации, компанию переименовали в Audi и продолжили гнать те же машины. Нет, это не так.

Самое интересное, что потом, в 1932 году, обе созданные Августом Хорьхом компании были объединены с третьей, которую основал датский инженер Йорген Расмуссен - Zschopauer Motorenwerke (бренд DKW), и с четвёртой, созданной велисипедистом Йоханом Винкльхофером и механиком Рихардом Йенике - Wanderer Werke AG.

Любопытно, что тот самый "вандерер" упоминается и у Семёнова:

"...Штирлиц машинально посмотрел в зеркальце и удивленно присвистнул:
тот "вандерер", что пристроился за ним на Фридрихштрассе, продолжал
неотступно идти следом. Штирлиц резко нажал на педаль акселератора -
"хорьх" резко взял с места. Штирлиц понесся к Александерплац, потом
повернул к Бергштрассе, мимо кладбища вывернул на Ветераненштрассе,
оглянулся и понял, что хвост - если это был хвост - отстал. Штирлиц сделал
еще один контрольный круг, проехал мимо своего любимого ресторанчика
"Грубый Готлиб" и здесь - время у него еще было - остановился.
"

Источник - https://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

Возникла корпорация Auto Union с офисом в Саксонии. Как раз те четыре кольца у машин Audi и символизируют единство и равенство этих четырёх составляющих.

-5

Во время Второй мировой войны под брендом ХОРЬХ выходило много чего, предназначенного именно для фронта - офицерские и штабные автомобили, внедорожники и др.). Именно эта продукция и фигурирует в тех самых художественных произведениях, цитаты из которых я привёл в самом начале. А ещё - в многочисленных сводках и документах.

После войны эти ХОРЬХИ, уже как трофеи, достались нашим гражданам. У маршала Победы Георгия Константиновича Жукова было несколько таких. И он далеко не единственный.

Завод ХОРЬХ в Цвиккау попал в хону нашей оккупации и достался Германской Демократической Республике. Его переименовали в VEB Horch Zwickau и начали выпускать грузовики Horch H3.

-6

Потом там же делали трактора RS01, грузовики H3A, грузовики средней грузоподъёмности и армейские джипы.

Какое-то время немецкие коммунисты выпускали и легковые автомобили под старым брендом - Horch Sachsenring P240.

-7

Но в итоге в 1958 году предприятие было переименовано в VEB Sachsenring Automobilwerke, и с этого момента никаких ХОРЬХОВ больше не выпускали - только «Заксенринги».

В 1991 году завод в Цвиккау был приобретён компанией Vilkswagen, которая фактически восстановила его связь с Audi.

То есть из всех четырёх составляющих Auto Union выжила только одна компания - Audi, остальные распались.

Возвращаясь к истокам, стоит упомянуть несколько моделей, которые заслуживают того. Например - Horch 830 BL образца 1936 года, на которой любил ездить Шарль де Голль.

-8

Или Horch-850A, который считают венцом творчества Хорьха. Якобы, эту машину создавали специально для Гитлера, однако тому больше нравился Mercedes-770, зато новинка пришлась по душе остальным нацистам - Герингу, Борману, Риббентропу и Гиммлеру. А самое интересное, что в фильме "Семнадцать мгновений весны" Вальтер Шелленберг, которого играет Олег Табаков, ездит на той же самой машине марки Horch-850A, которая реально принадлежала настоящему Шелленбергу.

http://rasfokus.ru/photos/photo87389.html
http://rasfokus.ru/photos/photo87389.html

Нельзя пройти мимо мощного и красивого - одного из самых красивых для своего времени - спорткара Horch 853 Vill & Ruhbeck Sport Cabriolet.

-10

Также стоит вспомнить автомобиль Horch-901, созданный непосредственно для Вермахта - он иногда мелькает в фильмах про войну.

-11

Но всё проходит. И ХОРЬХ тоже прошёл.

-12

Август Хорьх (12 октября 1868 0 3 февраля 1951) - немецкий инженер-конструктор, предприниматель.

Родился в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. С детских лет помогал отцу за заводе, потом поступил в Саксонское инженерное училище в Миттвайде. Работал на литейном заводе в Ростоке, в конструкторском бюро лейпцигской судостроительной фирмы, где занимался двигателями торпедных катеров.

Заинтересовавшись автомобилями, попросился на работу в самому Карлу Бенцу, и в итоге дорос до должности руководителя производства.

Говорят, у Хорьха был скверный характер, и ему было довольно трудно ужиться с кем-либо. Поэтому у Бенца задержался ненадолго.

Но он умел договариваться, умел организовывать работу других. Поэтому свою собственную компанию Хорьх основал при финансовой поддержке одного богатого промышленника, который таки дал ему денег. А тот факт, что к нему на работу приходили очень перспективные люди, например - инженер Фриц Зейдель, и из количество постоянно росло, тоже говорит о многом.

Также о многом говорит и то, что на заводе Хорьха действовала жесточайшая система штрафов, и любое нарушение имело свою цену. Так, опоздание от 5 до 15 минут «стоило» 25 пфеннигов, а до получаса - уже 40. И это при том, что рабочий день продолжался 10,5 часа.

Тот самый конфликт с акционерами, из-за которого Хорьху пришлось уйти, возник тоже из-за его характера. А ещё из-за стремления опередить всех в научно-техническом прогрессе - акционеры просто не понимали, зачем менять то, что и так хорошо, и вкладывать деньги в улучшение того, что и так замечательно продаётся.

Надо сказать, что и в новой компании отношения с акционерами у Хорьха также не заладились. Он конфликтов спасало лишь то, что на тот момент он умудрился войти в высшие административные круги и занять очень важные посты в государственных и окологосударственных структурах. Например, стал членом наблюдательного совета фирмы, имеющей монопольное право на продажу подержанных армейских автомобилей, членом наблюдательного совета Общества по закупке горючего, занял место в правлении Союза немецких производителей автомобилей и в комиссии по стандартизации. А потом вошел в комиссию по подготовке производства немецких танков.

Но от непосредственного руководства Audi акционеры его всё-таки отстранили, он остался только членом наблюдательного совета.

В 20-х годах Хорьх исполнял обязанности наблюдателя Ассоциации автомобильных производителей Германии, где, в частности, отвечал за связи со спортивными обществами. А ещё стал членом Совета министерства транспорта и президентом Германского союза автомобильных специалистов.

Интересный факт: когда была создана корпорация Auto Union, Хорьху подарили ХОРЬХ и назначили директором завода, а вот к конструированию не допустили.

В эпоху правления нацистов этот упрямый гений проявил себя как истинный ариец, ему доверяли важные должности, приглашали на солидные мероприятия. Удивительно, но он умудрился так не вступить в НСДАП, что было весьма дальновидным поступком, ибо после войны ему никто не смог ничего предъявить, по факту. Говорил, да, но ведь за слова не наказывают!

Рассказывают, что к старости его характер окончательно испортился. Но кто мы такие, чтобы осуждать за это самого Хорьха?..

-13

P.S. Юлиан Семёнов очень хотел, чтобы его Штирлиц сидел за рулём именно ХОРЬХА и в кино тоже. Однако когда стали снимать, решили переиграть, ибо решили: если уж у него будет такая же крутая тачка, как и у его начальника, Шелленберга, это как-то не по чину. И пересадили на МЕРСЕДЕС.

Хотя по ходу действия он сменил ещё несколько машин.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!