Улица Герцена. Помните? Обещала вам на неё обзор, когда мы ходили вместе на смотровую площадку, что на улице Чернышевского?..
Сначала, признаюсь, я на панорамах Яндекс-карт по ней погуляла - оценила "проходимость". Стала так делать иногда, понимая, что обидно упереться в какой-нибудь тупик, частную собственность... "мы не в Швейцарии с тобой живём", но и у нас тоже бывают сюрпризы...
Итак, я колебалась - пойти по улице Белинского? Она идёт параллельно Герцена и Ангаре, но... в итоге я сообразила, что там нет такого потрясающего вида на правый берег - раз; улицу Белинского спокойно с вами осмотрим в другой раз и, вероятно, при другом освещении - два. Посмотрим. Это я про то, что (как я не люблю, когда дети мои используют эту неграмотную конструкцию, да...) мы предполагаем, а Бог, как известно, располагает...
В общем, начинаем:
В ту сторону ходить тоже здорово, но оба раза я тут столкнулась с весьма непримиримыми собачками, поэтому... не до фотографирований было. Сделаем потом ещё заход влево:
Сейчас двигаемся вправо - в сторону Академического моста. Погода в тот день была тёплой, новейший мост нашего города трепетал в розоватой и предзакатной дымке, поэтому я самоуверенно решила идти домой пешком - вернуться к себе через мост (ибо я живу в районе Академического моста, но на правом берегу), и Яндекс мне примерно накинул 4,5 км, если идти наискосок - через деревню Титово... у меня совсем по берегу пройти не получилось - не хватает всё-таки знаний "козьих троп"... ну да это дело наживное. Ещё пара-тройка экскурсий по левому берегу, и я там уже за "свою" сойду:)
Иногда я оборачиваюсь и смотрю на Старый мост, по которому сюда приехала... да, не стала геройствовать, преодолевая все эти горки пешком, а тупо и просто вышла на остановке Шмидта... интересно, почему у нас всегда только по фамилии улицы названы? и так кратко? Хоть бы "лейтенанта Шмитда"? Просто сравниваю с другими городами...
Очень мне нравится проверять зоркость глаз (не ту, что в юности, да...), пытаясь рассмотреть такие родные и знакомые улицы Правобережья:
Да, наш "интурист" (меня читает то поколение людей, которые ещё узнают пароли и явки, да?) мне стал ближе после декабрьской поездки в Омск, где я жила точно в такой же коробочке отеля "Омск":
Очень мне нравятся нежный свет здесь, чистота снега, тишина...
Как я уже писала в анонсах - улица Герцена радует сохранившейся сплошной застройкой начала века (м.б. конца века XIX даже), хрупкой, резной красотой:
Да, улица Герцена имеет лишь чётную сторону;)
Со второго и по сороковой дом... дома здесь разные, красивые:
Есть в скандинавском стиле... есть... ой, вспомнила, как возмущалась одна из моих коллег, что на собеседовании дети мои не знают, что сказать в описании библиотеки, кроме того, что они бывают в офисном стиле, а бывают - в винтажном.
-А ты сама-то сообразила, что сказать в стрессовой ситуации? - смеюсь. - Не молчат, воду льют, и ладно...
Не забываю фотографировать и "нечётную" сторону улицы... виден остров Юности. Зоркий глаз разглядит летнюю эстраду "Сидней", а вдали - шпиль Крестовоздвиженской церкви...
А у наряженной снегом ёлочки, помню, я убрала фотокамеру и стала снимать видео - так мне всё это понравилось, помню...
Часто думаю: снимать репортажики о подобных улицах с одной стороны - легко и приятно, с другой сложно, ибо нет исторической справки готовой, на которой можно опереться, когда говоришь о центре города...
И жаль, что нет... ибо у таких достойных и старых домов, безусловно, своя история. Но они сами нам её не расскажут:
Небо уже совершенно мартовское у нас:
Почти как здесь:
И берёзки в акварельном небе:
Хотя... никто ведь и не требует в таких случаях какой-нибудь исторической точности? И можно рассказывать своё, любимое...
"У реки Стасик бывал очень редко. Гулять в одиночку так далеко от дома он еще не решался. А если с кем-то в компании, случай выпадал не чаще раза в год. Как-то давно ходил с мамой и соседками полоскать половики с лодочных мостков. А еще раньше, позапрошлым летом, он и мама на пристани встречали пароход, на котором вернулся из командировки Юлий Генрихович. Было очень интересно, только стояли сумерки, а в них не разглядеть все как следует. Стасик запомнил огни на пароходе и фонари на берегу, шум паровой машины, гудки, запах соленой рыбы, которым несло от сложенных в пирамиды бочек. И худую серую кошку: она сидела на ящике под желтой лампочкой и равнодушно умывалась. И мигали на решетчатых столбах и вышках колючие красные сигналы… От этого вечера у Стасика осталось ощущение, что он побывал где-то в далеком приморском городе, откуда начинаются кругосветные плавания.
А прошлой весной устроили для второклассников прогулку на берег и назвали ее «экскурсия». Все стояли над рекой и смотрели с высоты на залитые половодьем заречные улицы, на татарскую деревню Нижние Юрты с церковью под названием мечеть, на рощицы и синий лес на краю земли. И практикантка из пединститута громко рассказывала, что такое горизонт. Но все, кроме бестолкового Мишки Семипалова, и так знали о горизонте, поэтому не слушали, отбегали, и Нина Григорьевна очень боялась, что кто-нибудь свалится вниз. Обрывищи-то о-го-го какие!
Сейчас обрывы показались еще выше. Может быть, потому, что река в конце лета обмелела и выглядела совсем не широкой, маленькой по сравнению с нависшими над ней громадами земли. Река отступила от крутизны, вдоль воды тянулась широкая песчаная полоса. На ней валялись оторванные от плотов бревна, какие-то ящики, автомобильные шины и всякий мусор. У другого, низкого берега сплошь стояли плоты, к ним прижимались разноцветные катера. На краешках плотов сидели мальчишки с удочками. А дальше был простор, простор под бледно-синим небом — до того самого далекого горизонта, о котором рассказывала студентка… Солнце светило в спину и не мешало смотреть. И Стасик все больше отдавался власти громадного, но ласкового пространства. И такими пустяками были теперь его недавние неприятности по сравнению с этой бесконечной землей и чистым небосводом — тоже бесконечным и спокойным. Стасик даже снисходительно пожалел одноклассников, которые сидят в душном от свежей масляной краски классе…
Потом он стал думать, куда пойти, и решил, что направо. Двинулся по краю берега...
<...>
Переулок извилисто убегал вниз, но не с ровным наклоном, а с горки на горку. Тротуары – не деревянные, а из каменных плит, которые лежали косо, редко, топорщились и соединялись кривыми тропками. Дома тоже стояли неровно: то вдоль, то поперек, то дерзко выставляли на дорогу покосившийся угол или крыльцо. Были здесь всякие дома: и большие – с резьбой, застекленными балкончиками и надстройками, и утонувшие в лопухах и бурьяне хибарки. А над путаницей склонившихся туда-сюда заборов – чаща рябин и вековые тополя.
Безлюдный этот, причудливый переулок поманил Стасика ласково и неудержимо. И Стасик пошел вниз по плитам с приятным и странным ощущением: будто он делал открытие и в то же время словно место это ему смутно знакомо.
Конечно, у такого переулка и название должно быть подходящее. Скажем, Речной, потому что за домами чувствуется, просто-напросто дышит простор недалекой реки. Или Лодочный спуск: вон две лодки лежат у ворот, а еще одна торчит острым носом над забором. Или Рыбачий. Большая сеть сохнет на кольях в палисаднике перед желтой мазанкой (неужели в реке ловят сетями? Или привезли с озера?).
Наконец Стасик увидел на воротах ржавый круглый щиток с фонариком, номером и облупившимися буквами:
Банный Лог
Он остановился, замигал. От удивления и досады.
Название и правда необычное. Но и… как говорят, ни к селу ни к городу. Лог – это, как известно, овраг, он с ответвлениями тянется через Турень во многих местах. А здесь… Может, потому что переулок постепенно опускается к реке и незаметно раздвигает толщи обрыва? Ладно. А почему «Банный»? Где-то здесь баня? Но известно, что в Турени всего четыре бани: Ишимская (за водокачкой), Заречная (у черта на куличках, Стасик там никогда и не был), Железнодорожная (привычная, уютная, куда он ходит с Юлием Генриховичем) и Стахановская (самая большая, в центре, на улице Стахановцев).
Чтобы прогнать досаду, Стасик решил, что когда-то и здесь была баня, но не простая. Наверно, с большой трубой, похожая на пароход. В ней мылись кочегары с пароходов, которые приплывали к пристани Турень от самого Ледовитого океана…"
Тут есть ещё манящий переулок Короленко... очень хочется всё это успеть осмотреть как-то подробно, не пробегом...
Да, я не ожидала, что улица Жуковского может быть и такой... хотела по ней подняться, но поняла, что тогда не успею осмотреть задуманное - улицу Герцена, поэтому сделала один кадр и пошла обратно:
Хочется наделать фотографий уходящей старины побольше, т.к. какие-то получились хорошо, а что-то я конкретно завалила...
Вот этот кадр получился хорошо, но в целом дом не удалось сфотографировать - криво вышло... когда дома смотришь фотографии, то берёт досада - хочется бежать обратно и... переделать. Хорошо, если в ближайшие дни удаётся вырваться и действительно осуществить задуманное - очень радуюсь. Знаю, что потом могу просто переключиться на другие дела, а что-то так и "повиснет"...
Да, есть и более скромные дома:
Но в целом я люблю, когда всё разное - есть, за что глазу зацепиться, на чём глазу отдохнуть...
Интересное оформление очелья: круг и горизонтальные линии... подобное я много видела в Омске:
Именно, когда гуляла по Казацкой слободе:
Есть дома, создающие ощущение, что ты в каком-то садоводстве:
Иногда вспоминаются Радищево, Знаменское... там осталось ещё много подобной застройки... да и ландшафт подобный. Дом на горе - один из любимейших:
Рассмотрим его поближе:
Не знаю, как он смотрится в зелени, но белый снег идёт ему невероятно!..
А тут, кстати, улица заканчивается почти... ярусы лиственных веток закрывают её будто рукава:
Да, с этого места (поворот на Колхозную) можно фотографировать составы с "глазами-фарами":)
Пишу эти строки, вернувшись из гостей. Теперь походы в гости в той шаговой доступности, когда даже трамвай не нужен - не то, что электричка... но я скучаю по этим небольшим путешествиям. Просто так кататься не будешь - ни время, ни работа не позволят, а когда по надобности - дело другое...
Вот, мы, собственно, добрались до конца улицы Герцена:
Вот этой "башенкой" (насосная станция ж?) мы закончим наш обзор, но он был бы неполным без пары кадров улицы Колхозной, вверх по которой я шла от берега:
Когда вижу такие ели, то всегда вспоминаю стихотворение, которое учила с позапрошлыми своими детьми:
Что же молчали вы, светлые сосны и тёмные ели?
Эльфы и тролли в ту ночь подменили меня в колыбели.
Не окрестили — бросили в море, к Чёрному Змею.
Я и любить не умею и не любить не умею.
Белые вороны в небе — не то облака снеговые,
Тысячу лет на свете живу, а такое впервые,
Чтобы не углей на сердце ожог, не щипцов раскалённых,—
Моря белёсого, неба далёкого, веток зелёных.
Тихие дети холмов, вам молитвы мои и проклятья.
Где моя родина? Кто мои прадеды? Кто мои братья?
Или и сами своей вы на свете не знаете роли,
Сосны и ели, боги и звери, эльфы и тролли...
Елена Эфрос, под заглавием "После Эдды", начало 1980-х
Полное же ощущение, что ты где-то в Переделкино?:)
"Домой" будем возвращаться через Академический мост:
Мы с вами недавно здесь гуляли, но по противоположной стороне - с видами на острова Елизовский и Кривой:
Сейчас идём по той стороне, с которой хорошо виден остров Конный, а оглядываясь назад, мы видим улицы Игошина, улицу Леси Украинки (она нижним ярусом - где эти серо-жёлтые сооружения):
Да, у меня разрядился фотоаппарат, замёрзли руки, поэтому по дороге я сделала лишь несколько снимков телефоном, понимая, что улица Леси Украинки должна дождаться подробного обзора. Вообще, конечно, в тех краях много красоты неземной и нежной:
Ну, всё? почти пришли!..
Вот и ТЦ "Яркомолл" во всей свой яркости: видны левее театральный квартал, кажется, фитнес-центр "Весна", а за ней детская областная больница, а на заднем плане шпиль Крестовоздвиженской церкви...
Тут я уже снимаю домик на улице Провиантской - я тут сойду сейчас с моста, поднимусь в горку, где тропинка есть, но от машин улица в конце перекрыта/перетянута поперёк металлическим тросом, под которым я подлажу, ибо в длинном пуховике неудобно ногами махать...
В детстве, когда мы здесь гуляли, я поднималась по крутой Коммунистической, но с годами стала искать более пологие пути... особенно, когда явно намотал за день шагов этак тысяч двадцать пять (ленюсь носить шагомер, но примерно представляю цифры во время подобных эскапад):
Когда я делаю такие кадры, то думаю, что где-то в Норвегии, Финляндии... есть что-то общее во всём этом заснеженном скупом минимализме:
Ну и просто кадр с перекрёстка Седова и Провиантской, который я неизменно делаю, оказываясь в тех (этих?) краях:
По Коммунистической я всё думаю погулять ещё разок прицельно и отдельно, но с моим увлечением левым берегом, боюсь, не разорваться сейчас:
Это, кстати, стратегическая ошибка... всегда думаешь: всё, что рядом, я всегда заснять успею! - а именно это и даёт ложное ощущение бесконечности жизни, откладывание "на потом", которое потом непременно сыграет злую шутку... ладно, не будем ныть, а будем работать дальше и снимать Иркутск в 2025-ом году.
Надеюсь, что вы тоже были очарованы улицей Герцена!.. до новых встреч - на улицах любимого Иркутска!..