Найти в Дзене
БлокнотРУ

«Маловажная дата»: россияне возмущены попыткой мусульман запретить праздновать победу в Куликовской битве

На сайте Духовного управления мусульман муфтии обсудили два сражения, которые имеют огромное значение в истории Руси. Речь идёт о битве на реке Калке, с которой как многих из нас учили в школе началось татаро-монгольское иго, а также о Куликовской битве, которая положила начало конца зависимости русских земель от Золотой Орды.

Попробуйте угадать, какую из этих битв муфтии назвали «спорным событием», а какую «рождением России»? Так вот, по мнению представителей ДУМ, по итогу битвы на Калке, после которой татаро-монголы пировали на трупах русских князей, как оказалось, началось становление российского государства, а не его двухвековой упадок.

«Сегодня мы знаем, что никакого пресловутого «татаро-монгольского ига» с Калки не начиналось. Вообще этот термин ввели польские авторы XV-XVI века в своих геополитических интересах. Сугубо негативную трактовку взаимоотношений Руси с Ордой быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками – как своего рода карго-культ. В 1937-м «высочайше» термин «татаро-монгольское иго» вписал в школьный учебник лично Сталин», - утверждает Дамир Мухетдинов.

   Публикация на сайте ДУМ.
Публикация на сайте ДУМ.

Получается, что и масштабного нашествия монголо-татар на Русь, которое началось в 1237 году, тоже не было? Не было тысяч вырезанных жителей Рязани, Коломны и Москвы. Тысячи россиян, насильно угнанных в Орду, о чём нам рассказывают российские учебники истории, это тоже вымысел? Не было падения Киева в 1240 году, после чего большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань? Двести лет русские князья были зависимы от Орды: чтобы править на своих землях, им нужно было получить от хана специальное разрешение — ярлык. Что это если не прямая зависимость? Может быть татаро-монголы привнесли в нашу жизнь нечто новое, получив подати? Внедрили какие-то изобретения, построили города? Нет. Ничего такого в российских учебниках истории нет. А вот изуверские пытки (холст с пиром ханов на щитах, под которыми лежат русские князья, висит в ДУМ), а также выплата дани, чтобы степные головорезы не вернулись - всё это было. В чём же тут «рождение Руси»?

   Картина висит справа от муфтия.
Картина висит справа от муфтия.

«Жители русских княжеств через какое-то время после Калки влились в единый, говоря современным языком, конфедеративный организм, типа Евросоюза, которым был ордынский мир. Русские стали еще активнее сближаться с народами степи. Сами монголы быстро ассимилировались в этом евразийском море», - именно так считает Мухетдинов.

Ассимилировались. Именно так называется насильственный угон тысяч женщин из Рязанского и Московского княжеств в рабство.

«Евразийская ордынская империя, включая находившиеся в её орбите государства (интересно интерпретируется слово захватчики) и государственные образования, стала для всех общим домом и защитником», - уверяет он.

Защитником от кого? От самой себя? Скорее наоборот - нашествие монгольского хана Батыя превратило Русь из цветущей страны в огромное пепелище с сожжёнными городами и деревнями. Расскажите, пожалуйста, от кого в период с 1223 по 1480 годы Русь защитила Золотая Орда? Может именно татаро-монголы, а не новгородцы, суздальцы и псковичи били рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году?

«Золотоордынский период является важной вехой в истории России, с которой в отечественной науке принято связывать не только вассальную зависимость Руси, но и этапы собирания русских земель, становления российской государственности», - пишет он в конце.

Тут сложно спорить, именно тяготы, связанные с нашествием монголо-татар, заставили князей многое переосмыслить, объединиться и через несколько поколений дать ордынцам отпор. Однако, в чём заслуга Орды - непонятно. Уж точно не они занимались собиранием земель русских. Не было бы счастья да несчастье помогло. Так что ли? Однако и тут муфтии не согласны.

«История давно превратилась в политику. А празднование на государственном уровне победы в Куликовской битве искусственно делит российский народ», - уверен председатель Татарской национально-культурной автономии Москвы, зампред Совета муфтиев России Фарит Фарисов.

   Текст о принижении значимости Куликовской битвы.
Текст о принижении значимости Куликовской битвы.

В своей колонке он подчёркивает, что у России хватает дат, которые можно широко праздновать, не вызывая ненужных споров. Он называет Куликовскую битву «денежным» сражением. А Ледовое побоище, в котором Александр Невский утопил ливонцев в собственной крови, якобы состоялось при непосредственном участии ордынцев, уверяет муфтий. Никаких достоверных источников он не приводит. В интернете значатся лишь записи польских историков, правдивость которых вызывает сомнения. Кстати, именно о дурном влиянии западных историков писал предыдущий оратор Мухетдинов, говоря о том, что их пропаганда пыталась вбить клин между ордынцами и русскими.

В статье муфтия также преуменьшается значимость победы Ивана Грозного, который «Казань брал».

«Вообще нужно относиться к этому очень осторожно. Казанское ханство пало вследствие внутренних противоречий – движущей силой так называемого завоевания были татары. Падение было бы невозможно, если бы не было внутреннего противостояния между Сибирским, Казанским, Ногайским, Касимовским, Крымским и Астраханским ханствами», - пишет Фарисов.

Простите, а битва на Калке, когда русские князья шли в бой по очереди, а не единым фронтом, не является тем же самым? Разве не упадок государственности привёл к тому, что Орда завоевала Русь? Об этом муфтии умалчивают, превознося значимость ордынцев в истории России, якобы благодаря которым, по мнению муфтия ДУМ, «родилась Россия».

«На сегодняшний день у нас достаточно официальных дат и праздников, на которых можно сосредоточиться в объединении всех народов Российской Федерации. И если эта странная дата, связанная с Куликовской битвой, сподвигнет кого-то из наших читателей познакомиться с историей своего народа и страны, это будет её единственный положительный момент», - резюмирует Фарисов.

Получается, что консолидация княжеств и их объединение вокруг нынешней столицы России - Москвы - это не положительный момент в многовековой истории России, по мнению муфтия? Тогда, сотни лет назад, жители разных русских земель ощутили себя единым народом, связанным общим желанием сбросить иноземное иго. Разгром татаро-монгол развеял миф о непобедимости завоевателей, которые впервые потерпели крупное поражение. Да, муфтий верно подметил, что Куликовская битва не сразу освободила наши земли от гнёта, но именно с этих пор началось ослабление Золотой Орды, которое переросло в её полный распад и освобождение русских земель от выплаты дани. Фарит Фарисов предлагает нам забыть об этом?

   Ханский пир на трупах русских князей после битвы на Калке.
Ханский пир на трупах русских князей после битвы на Калке.

«Печально, что такое спорное событие в истории стало основанием для учреждения праздничной даты. 21 сентября (День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год) – так звучит его название в федеральном законе) входит в перечень Дней воинской славы наряду с такими значимыми событиями, как Битва под Москвой, Сталинградская битва или День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. На мой взгляд, это неправильно», - утверждает он.

Добавим, что картину с пиром на трупах русских князей в ДУМ снимать отказались, мотивировав это тем, что она «напоминает о том, к чему может привести внутренняя разобщённость общества». Интересно, а если бы где-то в здании РПЦ висел холст с пиром Дмитрия Донского на костях татаро-монгольских захватчиков, то ДУМ также бы отреагировали на неё или возмущённо потребовали бы убрать, заявив, что это ведёт к раздорам между конфессиями?

Всё это возмущает россиян.

"Представьте, если бы кто-то в Израиле ляпнул, что в «Освенциме родился Израиль», чтобы бы было с такими людьми? А у нас можно, всё ок", - пишут обескураженные россияне.

И это только цензурная часть комментариев. Текст датирован 2021-ым годом, но внимание на него обратили лишь после инцидентом с той самой пресловутой картиной в кабинете ДУМ. Её заметил военный обозреватель Юрий Подоляка и обвинил членов ДУМ РФ в «открытой русофобии». Он считает, что инцидент требует политической оценки. Трудно не согласиться. Думается, что какой-то оценки требует и высказывание Фарисова про Куликовскую битву.