Найти в Дзене

Своевольная жена польского гетмана

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

Ну, даже не знаю, стоит ли ту женщину считать любовницей императора Петра Первого... Да, видимо несколько крайне интимных встреч было, но до любовной связи так и не дошло, как бы не старались историки всех мастей. Во-первых, Эльжбета Сенявская сама выбирала с кем будет спать, а с кем нет. Это раз. А во-вторых, делала она это исключительно по политическим соображениям.

"Портрет Эльжбеты Хелены Сенявской".  Художник Адам Маньоки
"Портрет Эльжбеты Хелены Сенявской". Художник Адам Маньоки

Эльжбета Хелена Любомирская родилась в местечке Коньсковола в 1669 в семье князя Станислава Гераклиуса Любомирского от его первой жены графини Зофьи Опалиньской . Она была единственным ребёнком князя, а поэтому вся его любовь (впрочем, как и наследство позже) досталась только ей.

Хелена получила образование в пансионе сестёр-визитанток в Варшаве и в 1680 году была принята ко двору в качестве фрейлины королевы Марии Казимиры. Эта знатная полька, славянка по крови, с европейским образованием была настоящим драгоценным цветком при польском дворе. Лёгкая нравом, всегда весёлая и непринуждённая в общении, она умело оттягивала внимание на себя, если королю или королеве требовалось решать личные вопросы без свидетелей. Её кокетство было столь невинно и очаровательно, что к ней выстроилась целая очередь из воздыхателей. Но она, опустив красивые глаза и хлопая ресницами, всегда говорила, что сердце её может отдать мужу, а мужа выберет либо отец, либо король.

Великий коронный гетман Адам Миколай Сенявский
Великий коронный гетман Адам Миколай Сенявский

В 1687 году Хелена Любомирская вышла замуж за польского магната Адама Миколая Сенявского , великого гетмана короны , и с тех пор на исторической арене Польши появилась Эльжбета Сенявская. Женщина, которую любили, уважали, боялись и восхищались ею все, кто с ней сталкивался хоть раз.

Первая размолвка с мужем у неё произошла практически сразу же после свадьбы. Несмотря на требования мужа, Эльжбета осталась в Варшаве, где вступила в свой первый, а поэтому ставший знаменитым роман с Яном Станиславом Яблоновским. Она продолжала оставаться в кругу доверенных людей королевы, часто бывая при дворе. Но теперь Эльжбета Хелена Сенявская стала активным участником политической жизни страны и оставалась таковой на протяжении всей своей жизни.

Панна Эльжбета помирилась с мужем достаточно скоро, он даже переехал к ней в Варшаву, но вскоре стала широко известна её связь с Александром Бенедиктом Собеским. Находясь при дворе она не отказывала себе ни в чём, в том числе и меняла мужчин, которые, как она говорила, её "просто забавляли". Но не это было главной причиной размолвок с мужем. Коронный гетман Адам Сенявский прекрасно понимал КАК он выглядит на фоне своей красавицы жены. Он не мог простить ей её финансовую независимость, а она, получив наследство отца, была вынуждена защищать своё имущество и доходы от вмешательства мужа. В конце концов, супруга коронного гетмана достигла равновесия в их браке и иногда даже подчёркивала свою ведущую роль в их интимных отношениях, терпя обращение Адама Сенявского " Моя дорогая дева" в письмах к ней.

О, пани Эльжбета Сенявская была властной и грубой, если ей это было выгодно сию минуту. И ей стали доверять некоторые посольские миссии. Господин де Монгрийон, секретарь французского посольства в период 1694–1698 годов, вспоминал в своих мемуарах:

"...она настоящая амазонка [...] Она курит как мужчина. Говорят, что татарский посол, приехавший в Польшу с предложениями мира, приходил покурить у её кровати, и она курила вместе с ним."

***

А у меня родился вопрос: "А что турок делал в её спальне перед тем, как они курили на публику?"

Ах, конечно, они всю ночь говорили о политике...

***

"Портрет Эльжбеты Хелены Сенявской в сарматской позе и мужском плаще". Художник Луи де Сильвестр Младший
"Портрет Эльжбеты Хелены Сенявской в сарматской позе и мужском плаще". Художник Луи де Сильвестр Младший

Гетманша была "дамой большой мудрости, разума и проницательности", и её муж, смирившись с характером и независимостью жены, отправлял её на дипломатические миссии, где она выполняла обязанности и обязательства, с которыми он не мог справиться. Магнат Отвиновский называл её "великой обладательницей такой проницательности, что она встречалась со всей Европой". Другие называли её "великой правительницей и первой леди Речи Посполитой" и король Польши Август II имел её портрет среди изображений выдающихся женщин. После смерти короля Яна III Собеского она поддержала французскую кандидатуру Франсуа Людовика, принца Конти, на польский престол и стала лидером его партии. Когда она разочаровалась в его кандидатуре, она присоединилась к будущему королю Августу II. После отъезда бывшей королевы Польши Марии Казимиры в Рим она управляла её вдовьим приданым в Варшаве. Пани Эльжбета Сенявская была столь деятельна, что вызывала зависть у некоторых мужчин-государственных деятелей того времени.

Князь Трансильвании Франц (Ференц) II Ракоци. Художник Адам Маньоки
Князь Трансильвании Франц (Ференц) II Ракоци. Художник Адам Маньоки

Между 1701 и 1703 годами, благодаря подстрекательству французской дипломатии, она была вовлечена в антигабсбургское восстание в Венгрии , которое она финансово и политически поддерживала. Лидер восстания Франц II Ракоци , князь Трансильвании , стал её любовником. Их изначально сдержанный роман расцвёл в бурные годы войны. Он даже написал мадригал на французском языке, посвящённый прекрасной гетманше, а его любовные письма являются интересными примерами эпистолографии.

В поместье Сенявских в Бережанах Ракоци издал прокламацию "Ко всем венграм", которую считал началом восстания.

Г. Яворов. Королевский замок. Фото из открытых источников интернет
Г. Яворов. Королевский замок. Фото из открытых источников интернет

В 1706 году, после отречения короля Августа II, гетманша Сенявская участвовала в переговорах по достижению соглашения между царём Петром I и королем Карлом XII.

В 1711 году переговоры снова возобновились и велись "изящно". Царь Пётр, приехав в замок Яворов вместе со своей свитой, в составе которой была и Екатерина Алексеевна, наслаждался обществом госпожи Сенявской "в садах Яворова". Много часов провели они вместе при постройке барки, в прогулках по воде, в разговорах. Это была настоящая идиллия.

Елизавета (будем её называть теперь так) вошла в жизнь грубого русского завоевателя, избежав всякого злословия. Пётр восхищался не столько её довольно посредственной красотой, сколько её редким умом. Ему нравилось её общество. Он даже выслушивал её советы, порой ставившие его в затруднительное положение, так как она поддерживала Лещинского, но никак не протеже царя и своего собственного мужа. Петра восхищало то, как она предметно могла объяснить ему его заблуждения. Например, когда русский царь сообщил ей о своем намерении отпустить всех приглашенных им на службу иностранных офицеров, пани Сенявская дала ему наглядный урок, отослав немца, управлявшего оркестром польских музыкантов. Даже мало чувствительное ухо царя не могло вынести начавшейся в оркестре разноголосицы. Или как-то он заговорил при ней о своём проекте превратить в пустыню русские и польские области, лежащие на пути Карла XII в Москву, она достаточно смело перебила его фривольным рассказом о дворянине, который с целью наказать свою жену задумал сделаться евнухом...

Эльжбета Хелена Сенявская была прелестна, и Петр поддавался её очарованию, усмиренный, облагороженный её присутствием, как будто преобразившийся от соприкосновения с этой чистой и утонченной натурой, одновременно и нежной и сильной...

И ещё, она очень тонко чувствовала настроение окружающих её дам. И не известно о чём они с Петром говорили плавая по местному пруду на лодке на виду у всего общества, вызывая негодование, презрение и ревность. Да-да, ревность. Екатерина сопровождала Петра в Яворов, где шли предварительные переговоры и где стало понятно, что война будет продолжена. НО! Именно здесь, в Яворове, Пётр I в 1711 официально обручился с будущей императрицей Екатериной Алексеевной, которая к тому времени уже имела детей от русского царя...

Елизавета Сенявская была беспринципным политиком, участвовавшим в политических делах в больших масштабах, устанавливавшим тайные связи с разными лагерями и ведшим различные личные интриги. Король Швеции Карл XII узнав о её участии в переговорах в Яворове и её заигрывании с Петром I назвал её "самой проклятой женщиной".

Гетманша Елизавета Сенявская в виде богини Минервы. Неизвестный художник
Гетманша Елизавета Сенявская в виде богини Минервы. Неизвестный художник

В том же 1711 году на 42 году Елизавета Сенявская в Ярославе (в Польше) родила единственную дочь, которую назвали Мария-Софья. Престарелый гетман Адам Сенявский был на небесах от счастья. На крещение девочки, которое состоялось в Ярославе она пригласила сильных мира сего. Среди крёстных были русский царь Пётр I, польский король Август II и венгерский князь Ракоци, сопровождаемые примерно 15 000 солдат. Обрадованная рождением столь долгожданной наследницы "гетманша Сенявская подарила в наследство своей дочери Марии Софии дворцы в Вилянуве и Пулавах".

2011 г. замок Тенчин. Фото из открытых источников интернет
2011 г. замок Тенчин. Фото из открытых источников интернет

В последующие годы пани Эльжбета Сенявская отошла от политики и сосредоточилась на управлении своими обширными имениями и их экономическом развитии. В одном из своих писем от 17 июля 1726 года Сенявская сделала выговор бухгалтеру в замке Тенчин, господину Забагловичу:

Ваше сегодняшнее письмо дошло до меня, и вы описываете в нём всё очень небрежно, только чтобы пустить слюни на почту, это то, как вы заботитесь о приличиях, но помните, что вы можете получить пощечину .

Среди её близких знакомых были каноник из Коньсковоли Анджей Станислав Туччи и еврейка Фейга Лейбовичова, которой она доверила управление мельницами и постоялыми дворами в Коньсковоле. Она также поддерживала еврейское поселение на своих землях (2 мая 1718 года она выдала евреям привилегию поселиться в Сташуве и построить там синагогу).

После смерти в 1726 году своего мужа коронного гетмана Адама Миколая Сенявского под её управление отошли огромные владения - 35 городов, 235 сел и Бережанский замок. Она стала одной из наибогатейших женщин Речи Посполитой. А когда её дочь Мария Софья вышла замуж, Елизавета Сенявская выкупила у мужа своей дочери, королевича Константина Владислава Собеского города Тарнополь и Олеско, а в 1720 году и королевский дворец Вилянув в Варшаве ("приятнейшую безделушку" Собеских), где начала строительство боковых крыльев дворца и оранжерей - своего дворца ей было мало...

Благодаря инициативам и контролю Сенявской прежняя королевская резиденция восстановила своё великолепие и стала местом памяти короля Речи Посполитой Яна III Собеского. Благодаря своим обширным контактам с двором Нойбурга , через Прагу, Вену и Вроцлав, гетманша привезла в Польшу многих известных художников. Адам Маньоки , придворный художник князя Ференца Ракоци, до того, как он был назначен официальным придворным художником Августа II, находился на службе у Сенявской в ​​Варшаве с 1713 года. Примерно в это же время на пани Сенявскую работает художник Джузеппе Росси, который расписывал залы дворца в Варшаве.

Фреска с Флорой, изображающей черты лица Эльжбеты Сенявской, художник Джузеппе Росси, 1720-е гг.
Фреска с Флорой, изображающей черты лица Эльжбеты Сенявской, художник Джузеппе Росси, 1720-е гг.

Взяв пример с бывшей польской королевы Марии Казимиры, которая приказала изобразить её в виде богини на плафонах дворца, гетманша украсила Нижний вестибюль фреской, изображающей её в виде римской богини плодородия - Флоры (ей было в то время почти 60 лет).

Мария София Сенявская (Собесская). Неизвестный художник. Фрагмент картины
Мария София Сенявская (Собесская). Неизвестный художник. Фрагмент картины

Когда дочь Елизаветы Сенявской овдовела в 1728 году, её новый брак стал значимым событием не только в Речи Посполитой, но и в Европе. К Марии Софии начали свататься самые родовитые и богатые женихи. Среди них были Шарль де Бурбон-Конде , граф Шароле, которого поддерживала Франция (Людовик XV даже приглашал Марию Софию в Версаль ), португальский инфант Дон Мануэль де Браганса, которого поддерживали Габсбурги (предложенный в качестве следующего короля Польши из-за положений Договора Левенвольда ), Ян Клеменс Браницкий , Францишек Салезий Потоцкий , Ян Тарло и Август Александр Чарторыйский , который в конечном итоге выиграл соревнование, полное дуэлей и речевых столкновений, благодаря поддержке короля Августа II, поскольку последний опасался усиления власти своих противников, и внимательному взгляду на женихов своей дочери престарелой пани Елизаветы Сенявской.

В 1729 году гетманша Сенявская возвела мавзолей в Бережанах в память о своём муже, последнем потомке по мужской линии семьи Сенявских, но не завершила внутреннюю отделку. Сегодня от Бережанского замка и усыпальницы не осталось ничего, кроме развалин...

А пани Эльжбета Хелена Сенявская умерла в том же году в Олешице.

***

Да, было время, когда своевольная жена польского гетмана очаровала русского царя Петра I своей непохожестью на остальных дам. Скорее всего даже мог быть быстротечный роман, если она это позволила "русскому медведю". Но вот то, что мы знаем точно, так это то, что Сенявская была верной подругой Петра и явно повлияла на его решение о женитьбе на Екатерине Алексеевне.

Ну а женщина, имевшая свою точку зрения в то время и умевшая лавировать в политических играх мужчин, тем более имеет право на наш к ней интерес.

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!