Москва, июнь 1979 года. В валютном баре гостиницы «Интурист» финский гражданин Матти Ярвинен знакомится с девушкой Милой. Улыбчивая и скромная, она понравилась фину тем, что совсем не похожа на опытных искусительниц, бросающих взгляды на иностранцев. И когда Мила предлагает ему посмотреть, как живут обычные советские люди, он с радостью соглашается поехать к ней. Несмотря на поздний час, им сразу везёт с такси.
Но из радостного предвкушения Матти выводит скрежет тормозов. На тёмной улице такси обгоняет машина и заставляет остановиться. Один из вышедших предъявляет испуганному иностранцу красную корочку и громко произносит: "КГБ"! Девушку задерживают, а его обыскивают, забирают документы и деньги. Матти пытается протестовать, но получает удар в челюсть. Когда он приходит в себя, вокруг никого уже нет.
Это был лишь один из эпизодов нашумевшего дела, раскручивать которое пришлось сотрудникам Московского управления КГБ, не имея изначально ни единой зацепки. Вначале ясно было одно: действует опасная преступная группировка, ставящая под удар проведение Московской Олимпиады-80.
Среди вещественных доказательств, находящихся в архиве, есть ряд неожиданных предметов: удостоверение сотрудника «Мослифт», антикварная статуэтка Будды, списанная громкоговорящая установка для спецмашин, дипломат с иностранной валютой и даже милицейская форма.
Значение каждого из вещдоков станет понятным лишь в конце расследования.
Часть 1
1979 год — особенный: предолимпийская Москва готовится встретить сотни тысяч иностранных гостей. Ускоренными темпами сооружаются десятки спортивных объектов. На ВДНХ уже высится новая фешенебельная гостиница «Космос», а в Шереметьево идут отделочные работы в громадном ультрасовременном здании аэровокзала. Столица стремительно хорошеет!
Для избалованной западной публики Советский Союз был экзотикой; очень многие хотели увидеть своими глазами, как живут люди по ту сторону железного занавеса, и год от года этот интерес только рос.
В 1970-м Советский Союз посетило более 2 млн. иностранных туристов.
В 1979 году их число достигло рекордной величины 5 млн. человек.
И хотя большая часть зарубежных гостей приезжала к нам из стран социалистического Содружества, число западных туристов отставало ненамного. Причём самыми активными были финские туристы: недельный тур с полным пансионом можно было приобрести всего за 80 долларов (посещение Венеции или Парижа обошлось бы в три раза дороже). Но в преддверии главного спортивного праздника планеты оживились не только иностранцы...
* * *
В июне 1979 года ограбленного финского туриста бесплатно подбросил до гостиницы сердобольный водитель-частник. Сидя в его машине, Матти вспоминал, как жена убеждала его не ехать в Советский Союз: "Там опасно, там повсюду агенты КГБ". В итоге сама она на поездку так и не решилась.
Сообщать о произошедшем в милицию Матти Ярвинен не стал, раздумывая, что лучше не связываться с самим КГБ. К тому же в случае разбирательства о неудавшемся романтическом вечере могла узнать и жена. Поэтому он собрал вещи и первым же рейсом от греха подальше вылетел в Финляндию.
Месяцем раньше, прохладным майским вечером, в одном из спальных районов столицы женщина, возвращаясь с работы домой, увидела дрожащего от холода полуодетого мужчину, явно иностранца. Он пытался объяснить, что неизвестные отобрали у него не только деньги и документы, но ещё и пальто. Из беглой французской речи женщина поняла лишь одно слово: «полиция», и набрала 02. А чтобы иностранец не мерз, вынесла ему старую солдатскую шинель и облезлую кроличью шапку.
В таком странном виде французский турист и предстал перед нарядом милиции.
Жертву ограбления доставили в отделение. Внятных объяснений от него так и не добились, но рапорт о происшествии с иностранным гражданином был направлен в Московское управление КГБ.
Борьба с уголовными преступлениями никогда не входила в число прямых обязанностей КГБ; комитет Госбезопасности вел внешнюю разведку, контрразведку, а также занимался борьбой со шпионажем, диверсиями, терроризмом, националистическими проявлениями и антисоветской деятельностью. Однако в период подготовки к Олимпиаде-80 главной спецслужбе страны пришлось взяться за эту не совсем привычную работу.
28 октября 1975 года в МВД было создано специальное «олимпийское» управление по охране общественного порядка и безопасности XXII Олимпийских игр. Оно включилось в разработку системы мер обеспечения безопасности участников и гостей Олимпиады. В 1977 году аналогичный «олимпийский» отдел был сформирован и в КГБ; именно сюда стекалась вся информация, затрагивающая вопросы безопасности проведения Олимпиады, в том числе и от органов милиции.
Рапорт о происшествии с французским туристом не остался без внимания!
Ещё более тревожный сигнал поступил в «олимпийский» отдел комитета госбезопасности из управления внешней разведки. Анализ зарубежной прессы выявил статьи с антисоветской пропагандой. При этом журналисты ссылались на рассказы туристов, только что вернувшихся из Советского Союза.
Свою лепту в газетную шумиху внёс и Матти Ярвинен. Он рассказал о своём московском приключении знакомому журналисту, утаив, впрочем, истинную подоплеку ночного происшествия в Москве.
В финской прессе разразился скандал: СОТРУДНИКИ КГБ ОГРАБИЛИ РАБОЧЕГО ИЗ ТАМПЕРЕ! Западная публика легко поверила этому.
Разобраться с ситуацией было поручено начальнику Московского управления КГБ Виктору Ивановичу Алидину и его подчинённым. Всё, что происходило в столице и области, являлось их зоной ответственности.
Виктор Иванович Алидин — генерал-полковник. Родился в 1911 году в городе Кимры. В органах госбезопасности с 1951 года. С 1970 по 1985 год возглавлял управление КГБ по Москве и Московской области.
Был жёстким, профессиональным, требовательным руководителем и пользовался непререкаемым авторитетом среди сотрудников.
По приказу Алидина в управлении была сформирована оперативная группа, которая занялась проверкой разрозненных фактов о преступлениях в отношении иностранных граждан. Для начала Виктор Иванович предложил ещё раз внимательно изучить последние милицейские сводки о происшествиях с участием иностранцев.
А тем временем на западе началась кампания по дискредитации Московской олимпиады, газеты запестрили заголовками о произволе КГБ и разгуле преступности в Советском Союзе.
На встрече НАТО 1 января 1980 года родилась идея олимпийского бойкота в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан. Главными инициаторами идеи были Великобритания, Канада и США. Использовалась и государственная пропаганда — например, специально организованный по поручению Джимми Картера тур знаменитого боксёра Мохаммеда Али по Африке и Азии для привлечения сторонников акции протеста.
Под угрозой оказались не только престиж страны, но и само проведение Олимпийских игр. Поэтому дело о грабителях с красной корочкой взял под личный контроль председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов. Задача, поставленная перед оперативной группой, обрела политический характер.
В оперативной группе рассматривались разные версии, но версию о том, что грабежами могли заниматься свои, отбросили практически сразу. Кадровый отбор в Комитет государственной безопасности был очень жёстким. Но кто же тогда посмел так дерзко использовать авторитет КГБ в преступных целях?
Неожиданный результат дал анализ милицейской статистики: оперативники обратили внимание на любопытный факт — за последние три месяца резко увеличилось количество заявлений от иностранцев о потере паспортов; при этом их пояснения об обстоятельствах происшествия звучали неубедительно и весьма уклончиво. Но что скрывали пострадавшие? Возможно, какие-то компрометирующие их самих подробности: контрабанда, незаконные валютные операции или дела сердечные?
Было принято решение организовать усиленное оперативное наблюдение за всеми, кто постоянно контактирует с иностранцами: работниками гостиниц и ресторанов, переводчиками. И особенно за тем криминальным элементом, который крутится вокруг гостиниц: валютчиками, фарцовщиками и ночными бабочками.
Накануне Олимпиады в Москву стали стекаться интердевочки со всей страны. Они предлагали услуги за валюту в крупнейших гостиницах: «Россия», «Метрополь», «Интурист», «Белград».
Мила Сипливец, та самая скромная светловолосая девушка, с которой Матти Ярвинен познакомился в баре, москвичкой не была, да и внешне вовсе не походила на представительниц древнейшей профессии. Возможно, поэтому она до поры до времени не попадала в поле зрения оперативников Московского управления КГБ.
Людмила Михайловна Сипливец, уроженка небольшого украинского городка Нежин, в 20 лет в поисках лучшей жизни перебралась в Москву. Родных и знакомых уверяла, что с целью поступить в институт, но до учёбы дело не дошло: ни в один из московских вузов документы Сипливец так и не подала и даже не пробовала.
Обитала Мила у дальних родственников, на работу не устраивалась, целыми днями слонялась по центру города и мечтала о красивой жизни, с завистью поглядывая на состоятельную публику, которая выходила из дорогих ресторанов. Там, в центре, она и повстречала Владимира Виноградова — молодого человека с яркой внешностью, одетого по последней моде, явно при деньгах, но так же, как и она, не имевшего определённых занятий.
Владимир Виноградов — москвич, образованием как и работой, никогда не интересовался, по-настоящему был увлечён только одним — получением нетрудовых доходов. При этом активно использовал свои незаурядные внешние данные и задатки лидера.
Молодых людей сблизила не столько любовь, сколько стремление к лёгким деньгам. Виноградов был фарцовщиком — занимался мелкой спекуляцией: скупал у иностранцев одежду, технику, музыкальные пластинки и перепродавал их втридорога. Но вырученных денег на красивую жизнь не хватало. К тому же за спекуляцию в Советском Союзе преследовали.
Согласно статье 154 Уголовного кодекса РСФСР, скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы наказывалась лишением свободы на срок до 2 лет с конфискацией имущества или без таковой, или исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом до 300 рублей.
Виноградов постоянно думал, как получить большие деньги, избежав при этом уголовного наказания, и вскоре он придумал такой способ, а Мила стала его главной помощницей...
Друзья, мой канал не является коммерческим.
Вы можете отблагодарить меня за представленную информацию следующими способами:
- поставить лайк
- написать любой короткий комментарий под этой статьёй
- сделать репост на своей странице, в социальных сетях или личных сообщениях