Уже скоро год как я намеревался приступить к этой части раздела, как мне отчетливо представляется, наиболее сложной и ответственной. Вероятно, я очень дорожу этой обретенной частью себя, которую смог накурить с переданных им сигарет.
Слишком много было написано об этом ранее, и восстанавливать потерянные архивы я теперь точно не хочу, а чтобы зацепиться и попробовать взглянуть немного иначе, нужен хотя бы минимальный и формальный внешний повод. Возможно реализуя этот запрос, я забрал с яндекса этот сборник, о котором (точнее около которого) я намерен сегодня рассказать.
Various Artists - When the Wind Blows: The Songs Of Townes Van Zandt (2019)
На пластинке собраны 32 песни Таунса, исполненные совершенно по-разному, и совсем разными людьми, со своим пониманием тех сигарет, что они получили от него по этой мизансцене.
Именно об этом, о следах его дыма, навсегда подправившего внутренние миры и церкви такого огромного количества внешних людей, наверное каждый из которых мне ценен и интересен. По крайней мере из участвовавших в записи этого альбома.
Не знал и не знаю Джейми Майклза, но по всему видно, насколько достойный и правильный человек этот Джейми, а тем более если музыкант. Однако речь не о том совсем, а о Таунсе же.
Я помню (по внутреннему впечатлению и убеждению) почти все его песни, а их ведь 210 как оказалось заскробблено на ласте, - однако когда слушал этот сборник, около половины не опознал. И не в том ведь, что многие каверы изменены до неузнаваемости, - а просто я не помню этих песен, и это поразительно.
Однако даже слушая иногда как в первый раз, я точно знаю авторство. Этот костюм, однажды примерив, - не снять уже никогда. И вот именно об этом хочу сказать, - о костюме из дыма папирос Таунса, выкуренных мной, и еще тридцатью двумя людьми с похожим синдромом и анамнезом. Если сможете взять те сигареты и тот дым, которые я вам хотел бы передать теперь - нас просто будет больше.
Первая показанная тема действительно первая, и альбом назван строками из нее. По названию я ее не помнил, но по музыке довольно быстро, хотя и смутно - опознал, - в смысле даже примерно не помню где и когда она звучала у Таунса. Теперь нашел, благо это было не сложно, - альбом At My Window (1987), один из немногих, которые я не оцениваю максимально. По моему предположению, он условно начинал цикл оригинальных альбомов, который можно назвать последним, - да собственно он таким и был. И состоял (цикл) из только двух прижизненных, включая также лучший альбом Ван Зандта, и по совместительству лучший альбом в рамках развития и достижений антропогенеза в целом - No Deeper Blue (1994). Потому и прошел вероятно этот 87-й несколько мимо. Но первая тема (и на том старом альбоме, и на сборнике) - действительно хороша, и действительно задает новую эру, новое летоисчисление то есть, - Когда Дует Ветер. То есть становится понятно по ходу, что это уже навсегда, до самого то есть конца, и иной погоды тебе уже не снискать. Ратон это маленьки город в НьюМексико, по дороге из Альбукерке через Таос в Пуэбло. Вообще в НьюМексико собрано почти всё: и Таос, и ЛосАламос, и даже ЛасВегас есть региональный недалеко от ЛосАламоса. В школе еще учился, нарисовал плакат на листе А2 гуашью, - черно красный гриб ядерного взрыва и подпись незатейливая красивым шрифтом: LOS ALAMOS. Не доделал до конца, и потерял куда-то, когда актуальность подобные вещи утратили чуть позднее. Когда ехал через Альбукерке - выбрал самый легкий и простой маршрут, по предгорьям всё время, но горы чтобы на горизонте всегда были видны: из Дуранго через Ацтек и Кубу, а иначе ведь не успел бы никуда. Может и не стоило, успевать в смысле. А еще там, в этих предгорьях, Breaking Bad ведь снимали.
Но я тогда не знал Таунса, не знал что снежный ветер окончателен именно в Рамоне.
Но Таунс знал, и Джейми, прикурив от него, догадался. Теперь пришло время рассказать, как именно он (Джейми) догадался, и как с этим справился.
Когда Джейми произносит слова, растягивая их или ударяя, - я четко слышу, как это делает Таунс. Джейми повторяет, копирует интонацию, не привнося ничего своего в то, как именно эти слова произносятся, вероятно опасаясь подменить их смысл и значение. И правильно делает, ибо это очень важная, ценная песня, и события последних десяти лет Таунса были предопределены именно ей, а также словами, интонацией и ударениями в этой песни. Согласен, просто нельзя было это порушить.
Но Джейми облегчил музыку, убрал напряженность и драматизм, добавил несколько более легкомысленных и инструментальных партий, и песня у него вышла более открытая, более доверительная как бы, но не в том смысле, что интонации доверительны, это и у Таунса было, а несколько с другой стороны - Джейми исполняет ее, доверяя ей, соглашаясь с любыми вводными условиями, так или иначе в ней содержащимися. Это не хорошо и не плохо, - но это действительно так. Песня у Джейми стала светла, хотя вроде он и передает ровно то же, что и Таунс, когда открывает ею финал своей жизни. Не в снеге дело, не в ветре, и тем более не в пути, который пройден или который остался впереди. В отношении. Джейми говорит о пути и этапе не абстрактного лирического героя, а именно Таунса, когда уже все знают чем всё закончилось.
Очень похоже когда Алинда (Сегарра в смысле) перепевала Delta Momma Blues (больше всего сожалею об утрате именно этого моего рассказа) - там со стороны смерти она доброжелательно напутствовала маленького мальчика, просто не спеша ожидая, когда же он к ней так или иначе придет. И здесь тоже про путь, - и что с того что это последний путь Таунса, что теперь плакать что ли, - он его прошел, и то как он это сделал, способно вызывать лишь свет и аллилуйю, никак не что негативное.
Джейми оставил при себе, что именно он накурил со своих полученных сигарет, - просто выразил чувства по отношению к финальному пути героя, и к тому поворотному моменту, многое в нем (пути и герое) определившее.
Это очень достойная позиция, и это очень хорошо задает тренд всему альбому.
Там 32 песни, и пусть я не обо всех намерен рассказать, придется похоже разбивать эту статью, не знаю пока как именно.
Это вторая тема на альбоме, от также не известного мне Люка Буллы, - и точно так же я не помнил ее по названию, но вспомнил по первым аккордам, и снова не помнил, с какого она альбома. Снова посмотрел на харде (никогда не снесу оттуда некоторых наиболее близких мне и значимых великих музыкантов, а особенно из тех, кто сложил для меня пять дорог деверификации личности), - эта песенка закрывала альбом The Late Great Townes Van Zandt (1972) - и вот его я оцениваю максимально, однако пришлось бы погуглить, какие именно песенки туда вошли. А особенно Snow Don't Fall, Pancho & Lefty и If I Needed You (впрочем, далеко не впервые последняя).
Здесь тоже в целом слышно сквозь саундтрек, как Таунс ее исполняет, но повторение не столь явно и буквально все же. Да, интонации часто другие, но неизменно уважительны и традиционны в целом. Потому что очарование и харизма - голоса и исполнения Таунса - невозможно забыть, а тем более повторить, и еще тем более - улучшить. Хотя у некоторых получилось как минимум не хуже, - но об этом позднее все же.
Что же касается Люка, его кавер сохраняет внутреннюю структуру и общую подачу оригинала, - но при этом делает историю менее фантазийной что ли, более осязаемой и конкретной, будто у него и в самом деле есть идея, как организовать плавучий дом на небесах. Вероятно, здесь снова то же самое: чувак настолько проникся идеями и эстетикой Таунса, что не подвергал сомнению реальность и обоснованность того небесного дома, а всего лишь постарался максимально точно и обоснованно формализовать идею. И надо сказать - получилось, и даже наверное лучше. В смысле осязаемей, даже реалистичней наверное. Но романтический ореол, изначально ей, песенке присущий, - не сказать что исчез, но преобразовался чутка.
Вероятно судьба. Третья снова повторяет первые две. Вероятно, это обший тренд все же, - когда слушал, не отметил подобного. Единственно, чувак, Кристиан Челвандер его имя, сам датчанин, и исполняет соответственно по-датски. Нет, не с акцентом отнюдь, но примерно как принц известный. То есть с избытком экзистенциализма, при этом романтики, но недостаточно цинично, что несомненно было присуще Таунсу. Впрочем, в оригинале цинизма не было в этой теме. И еще разница в том, что я почти совсем близко помнил эту песенку, и интуитивно знал, что она с альбома Delta Momma Blues (1970), который из ранних понимаю едва ли не лучшим, ну разве только наряду с предыдущим самоназванным.
Датский принц на записи альбома похоже сделал над собой усилие, и смог оставить всё своё излишне датское, негативное, замороченное, исполнив достойно и в общем пока что тренде довольно близко к оригиналу. Если посмотреть где он в более естественной среде, - если честно воротит почти что, - хотя вроде и нечего ему предъявить, ибо понял всё верно, но уж больно чернушно что-ли препарировал. В итоге он наверное первый мне неприятен.
Видимо следующей песенкой закончу первый понятийный блок по сборнику и, опосредованно, по Таунсу на сегодня.
Тима знаю давно, и на некоторый момент он тоже был любимым моим исполнителем (во всяком случае хорошо помню, как он стучал по дну с мексиканской стороны, когда некоторый танкер потерпел катастрофу в Мексиканском, а ныне Американском ведь ), - заливе). Фигурально стучал, по фигуральному дну, и танкера не было никакого. У него всё так.
И свой номер он наверное испортил, - во всяком случае я не слышу здесь Таунса, - только самого. Или слишком крупный он медведь, чтобы поместиться в одной, простите лодке, - снова в заливе )
И в итоге исполнение мне не нравится скорее, при всех этих знакомых фишках, закидонах и эпатаже даже в чем-то, что были всегда ему свойственны. Не время и не место считаю, - хотя вот поди укажи ему про место и время, - сразу услышишь про направление. Но вот например - пример совсем ведь другого рода про медведей, лодку и залив. Но там ведь Стив Эрл все же на первых ролях, потом Джо Элли и остальные Флатлэндеры, и только уже совсем на пятых ролях сам Тим, - однако же сидит сбоку за клавишами, смотрит на все критично и исподлобья, и в целом всё контролирует. Очень хорошо его знаю и читаю, в смысле курю, - нараз. В качестве маленького лирического отступления - вот здесь он снова управляет всем процессом, и даже голосом Шэннон, - очень нравится такое. И вообще с большим удовольствием посмотрел/послушал эту Студию 1А - открытие для меня как они с Шеннон исполняют совместно. Но речь не о Тиме же, о Таунсе.
Оригинал звучит совсем иначе, и он хотя и как #актер_второго_плана (то есть для меня эта песня не в числе 20-30 самых главных от Таунса), однако стал настолько частью меня, что отделить невозможно, - ну разве только с кожей содрать этот костюм. Да, это первая сегодня по-настоящему аутентичная песня Ван Зандта.
Но. Тим хорошо сделал, что спел ее на альбоме, - хоть и испортил в некотором упомянутом роде, - однако же разом убрал поднакопившийся уже за первые три пафос, разбавил ту сладенькую розоватую водичку, в которой плескались как в райских кущах бегают невинные белые овечки - первые трое. Ну или несвежего запаха туда (в кущи) добавил, перегара и табака например или возможно, а вино ваше - в уксус предсказуемо обратил. Да, хорошо что его позвали на вечеринку.
На сегодня всё похоже, и анонсирую скорое появление/возвращение - стану дальше с моими баранами разбираться в темной и холодной степи.