Сегодня мы празднуем одно событие, хотелось бы вкратце сказать о его происхождении.
Как вы знаете, когда Господь наш Иисус Христос был маленьким, его принесли в храм, чтобы исполнить все то, что предписывал закон Моисеев — сделать некое жертвоприношение и т.д. И один старец, всеми почитаемый и уважаемый, принял Его на руки и произнес ту самую молитву, которую мы часто читаем, особенно в правиле ко Святому Причащению: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..."
Какова же была история этого старца Симеона?
Это были времена царствования императора Птолемея — одного из сонаследников остатков империи Александра Македонского. Птолемей был язычником, но очень стремился к познанию, был очень образованным, отличался мудростью.
Даже когда он пировал, и все объедались и упивались, в самые торжественные моменты этих пирушек, специально назначенный слуга выносил большое драгоценное блюдо. Все думали, что там изысканное новое кушанье, но на блюде лежал человеческий череп. Снимая с него ткань, слуга говорил Птолемею: "Помни царь ,что и ты — человек!" То есть он напоминал ему о временности и суетности такого времяпровождения, о том что есть нечто большее богатств, роскоши, удовольствий.
И вот однажды этот царь Птолемей захотел иметь переведенным на греческий язык кодекс ветхозаветных священных книг - Библию. Специально были найдены 72 толкователя, владеющих греческим языком и ивритом. Чтобы их переводы были действительно качественными, их даже разделили на некоторое время, чтобы они не списывали друг у друга, а каждый переводил бы сам.
Симеон был одним из этих толкователей. Переводя ветхозаветные книги, он дошел до Книги пророка Исайи, до его пророчества "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [что значит: с нами Бог] ( Ис. 7:14). В этой части текста Дева была обозначена словом «альмá» (עַלְמָה) - "дева", хотя впоследствии иудеи пытались снивелировать значение этого слова, аргументируя тем, что под альмой могла подразумеваться и просто девушка, молодая женщина.
Но слово альма употреблялось в Ветхом Завете также и в истории Моисея [имя его, кстати, и означает "вынутый из воды"]. Как вы помните, его, тогда еще младенца, опустили в воду реки, из которой впоследствии его поднимает очень молоденькая девушка, по тексту понятно, что она именно дева.
Вот и Симеон усомнился: дева или девушка? Может ли дева зачать? Ведь тогда она уже перестает быть девой? И решился написать "молодая женщина". И тогда ему явился архангел Гавриил и пообещал, что Симеон до тех пор не умрет, пока не увидит на деле исполнения этого пророчества Исайи, раз он сомневается что это именно дева.
В итоге Симеон прожил более двухсот лет. И эта молитва, произнесённая им когда он принял на руки младенца Иисуса:
"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Перевод на русский:
Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля", —
эта молитва означала, что, наконец, приблизилось его, Симеона, отшествие из этого мира и он может спокойно умереть, отправившись в Вечность. Ведь он узнал в этом младенце Мессию, Спасителя.
Хотелось бы это событие несколько прокомментировать.
Симеон, несмотря на свою праведную жизнь, глубокое знание Священного Писания и вообще будучи начитанным, все равно наткнулся на место, которое не смог понять.
Так и мы, когда читаем что-то из истории Церкви или из священных книг, много не можем понять, не можем вместить [принять, усвоить]. Но это не означает, что в действительности чего-то нет или оно невозможно. Поэтому, где-то может и нужно уметь делать скидку на свою ограниченность, уметь смиряться.
Классический пример этого непонимания — произведение Шекспира "Макбет", где Макбет, как помните, был отъявленным злодеем. Он узурпировал трон и одна из ведьм ему предрекает, что Макбет будет побежден, когда на Дуднсинанский замок двинется войною Бирнамский лес. Макбет подумал, что раз это в принципе невозможно, — он будет злодействовать до конца жизни. Но всё оказалось просто: повстанцы, для маскировки, одели себя в ветви из этого леса и пошли в наступление на замок. Когда Макбет услышал об этом предупреждении, ему не стоило бы так пренебрегать им, а уделить более пристальное внимание предсказанию — возможно, что-то тогда и изменилось бы.
Во всех нас есть черта, присущая праведному Симеону во время его ожидания встречи со Христом - некая незавершённость. Эта незавершённость в нас даже не одна, их целый ворох.
Когда-то что-то мы сделали не так в жизни: либо с кем-то рассорились, наши пути разошлись, либо какую-то ещё ошибку совершили... И вот мы мучаемся от этой незавершённости, ждем — когда же она разрешится? Это может произойти — нужно найти лишь правильные пути.
Женщины, например, многие из которых мучаются после совершения аборта — обретают некое облегчение не только после прохождения какой-то церковной епитимьи, но и после того как вразумят, например какую-то молодую особу, будущую-маму-одиночку, желающую сделать аборт, с позиции уже взрослой опытной женщины. Например, поддержать ее на первое время, помочь, если та боится что не на что будет воспитывать ребенка и т.п.
Тогда эта незавершённость закрывается, внутреннее страдание уходит.
Нам тоже нужно насчет этого подумать, разобрать нашу жизнь, понять где мы в ней что-то важное упустили.
Еще один классический пример (хотя на проповеди, может и неуместно вспоминать какие-то фильмы) — был такой советский фильм "Проверка на дорогах", где лейтенант Красной Армии, желая сохранить свою жизнь, перешел на службу к нацистам. И хотя он не участвовал в карательных эсэсовских операциях, он мучился и страдал от своего поступка. И, в итоге он приходит к одному нашему партизанскому отряду, идя на большой риск — ведь его могли и запросто расстрелять. Но он делает это, желая загладить хоть как-то свою вину и примириться с совестью. В конце он умирает со счастливой улыбкой.
И хотя, если мы умираем в Боге, — смерть для нас, можно сказать, не существует... Но даже если брать земную жизнь — не всегда ведь заканчивается эта незавершенность смертью, она может перейти с нами и вечную жизнь тяжким грузом. Самое главное, поэтому, чтобы человек не успокаивался, хороня внутри эту ошибку, а искал, искал, искал пути разрешения...
Тогда, возможно, Господь по милости Своей поможет, чтобы состояние этой незавершённости нашей, как ,например, у праведного Симеона — оно завершится. И об этом мы узнаем, когда в душе водворится мир. Речь не идёт о том, что сразу после этого мы должны, как Симеон или лейтенант, умереть. Но что мы можем дальше жить на новом этапе, перейдя уже к разрешению других задач. Это значит что прежний этап, угнетающий нас, наконец-таки ушел. Это похоже немного на полет космической ракеты, которая, по мере взлёта, отстреливает некоторые из своих ступеней вниз: старая ступень отлетает, загорается новая.
Всем желаю того, чтобы эти незавершённые моменты в жизни каждого — с Божьей помощью завершились, рано или поздно.
С Праздником!
*
Из проповеди, сказанной 15.02.2017 г. в Сретение Господа нашего Иисуса Христа, на Московском подворье Соловецкого монастыря.
АУДИО-ВЕРСИЯ
МОЛИТВА В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый!
Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.
Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя. В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.
Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою.
Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.
В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.
Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.