Он принес людям огонь с Олимпа, пожертвовав собой ради счастья других. Вы наверняка помните эту красивую легенду о Прометее из древнегреческой мифологии. В архиве Казанского цирка есть афиша знаменитого спектакля о Прометее, поставленного основателем прославленной династии, инноватором отечественного цирка, канатоходцем и руководителем коллектива, гремевшего в свое время на весь мир, Владимиром Волжанским.
Визитная карточка советского цирка
Волжанские – одна из самых известных династий канатоходцев, обладатели «Оскара» Королевского цирка Бельгии (1963) и «Серебряного клоуна» Монте-Карло (1998). Гастролируя по Советскому Союзу, в каждом городе они старались показывать что-нибудь новое, не повторяться. Владимир Александрович Волжанский был не просто талантливым артистом и руководителем, но и настоящим энтузиастом, влюбленным в цирк, изобретателем и создателем новых форм на манеже.
Спектакль-аттракцион «Прометей», премьера которого состоялась в Московском цирке на Ленинских горах (сейчас – Большой Московский государственный цирк) в 1977 году, стал квинтэссенцией искусства Волжанских. Он состоял из двух частей. Первая – миф о Прометее, вторая – его роль в истории человечества и полеты в космос.
Инженерная и трюковая часть до сих пор поражает воображение: канатоходцы взлетали с манежа под купол цирка, канаты меняли наклоны и натяжение прямо во время представления, артисты вращались вокруг канатов с огромной амплитудой и съезжали на роликовых коньках в двух и трёх измерениях. Зрители замирали от восторга, когда видели, как по канату идут артисты с двумя партнершами на голове или прыгают «в плечи» партнеру с высоты в три метра.
Впервые в советском цирке был представлен такой необычный спектакль, в котором все подчинено одной теме.
Путь советского Прометея: к звездам по канату
Народного артиста СССР Владимира Волжанского называли «наш цирковой Прометей» – он искренне любил цирк и посвятил ему всю свою жизнь. Новатор и реформатор, он сконструировал инновационное оборудование для цирковых номеров, например, наклонный канат, раздвижную увеличивающую мачту для перемещения сразу нескольких эквилибристов.
В режиссуре он попробовал себя еще в 1939 году, поставив по собственному сценарию пластико-акробатическую сюиту «Лесная идиллия».
Начало космической эры – первый полет человека в космос и симфоническая поэма Скрябина «Похищение огня» вдохновили Владимира Александровича на создание масштабных, эпических постановок, среди которых был и «Прометей».
Волжанский и его отважная команда
Сначала в легендарном коллективе канатоходцев работали только братья Волжанские – Владимир и Николай. Позже компанию им составила жена Владимира Александровича, Марианна Иродионовна, а затем дети и их супруги. Дочь Владимира Волжанского встала на канат, когда ей было 14 лет, и первая из цирковых выступила на нем на пуантах.
Волжанские работали без страховки. Им приходилось даже ходить по канату «вслепую», когда однажды в зале во время выступления погас свет. Обойтись без травм, увы, было невозможно, но артистов это не останавливало.
Как говорила Марианна Иродионовна Волжанская, «цирк — искусство, где люди каждый день играют со смертью в салки». Это не просто красивые слова. Однажды ее дочь, тоже Марианна, на одной из репетиций упала с каната из-за невнимательности ассистента. Результат – тройной перелом позвоночника, о цирковой карьере пришлось забыть. Трюки мамы в аттракционе стала выполнять Мария Волжанская, причем, не менее блестяще.
Владимир Волжанский готовил новый спектакль «Икар», но к сожалению, не успел реализовать свою идею. После его ухода в 1983 году аттракцион «Звездные канатоходцы» возглавила дочь Марианна Владимировна.
Сейчас дело легендарных советских канатоходцев продолжает Игорь Гринько, отработавший в номере Волжанских более 20 лет. Он не только бережно сохранил традиции, но и разработал новые головокружительные трюки. Под его руководством коллектив получил «Серебряного клоуна» Монте-Карло и «золото» на международном цирковом фестивале в Китае. История продолжается!
Еще можно почитать: