На экране мелькают актеры, сюжет закручен, но вдруг появляется она - женщина с пронзительным взглядом и харизмой, которой хватит на три жизни. Произносит пару слов, а зритель уже вцепляется в подлокотники кресла: «Вот это да! Кто это?!»
Знакомьтесь - Римма Маркова. Та самая, что умудрялась превратить эпизод в шедевр, а реплику - в афоризм. Ее называли «королевой второго плана», но если бы в кино вручали «Оскары» за гениальность в кадре, она бы собрала их все. Почему же ее судьба - это не только триумф, но и вечная борьба?
Глава 1: Из самарских полей - на московские подмостки
Римма Васильевна появилась на свет в 1925 году в крестьянской семье, но судьба, словно в насмешку, подарила ей отца-сказочника. Василий Демьянович, мастер устных историй, перевез семью в Саратов, где устроился в театр. Маленькая Римма с братом Лёней росли за кулисами, впитывая запах грима и аплодисменты. Уже в детстве она играла беспризорников, а брат - их сестер, доводя зрительниц до слез.
«Драчунья с сердцем защитника»:
Римма была бойкой и дерзкой - могла дать сдачи любому задире, но Лёню опекала как мать. Их переезд в Вологду и учеба в драмстудии у Лидии Ротбаум стали трамплином в большую жизнь. Учительница, ученица самого Станиславского, разглядела в ребятах искру и отправила в Москву.
С чемоданом груш (отец надеялся, что дети продадут их на рынке) они прибыли в столицу. Груши не купили, зато голодные ночи на вокзале закончились неожиданно: режиссер Иван Берсенев, очарованный талантом провинциалов, поселил их в театральной дворницкой. Так началась московская эпопея.
Глава 2: Театр - любовь и предательство
В «Ленкоме» Маркова блистала в роли Фроси из «Второй любви». Ее хвалила сама Плисецкая, а критики пророчили славу. Но после смерти Берсенева все рухнуло - Римму выжили из театра. «Москонцерт» стал временным пристанищем, а в 1972 году она нашла дом в Театре-студии киноактера.
«Неудобная, но незаменимая»:
Коллеги вспоминали: Маркова была принципиальной и прямолинейной. Не лезла за словом в карман, могла поспорить с режиссером, но на сцене отдавалась полностью. Возможно, именно эта «колючесть» мешала карьере, но без нее театр терял часть души.
Глава 3: Кино: Поздний старт и вечная слава
В кино Римма Васильевна пришла после 40. Дебют в «Бабьем царстве» (1967) стал взрывом - призы в Сан-Себастьяне, любовь миллионов. Ее Надежда Петровна - не героиня-красавица, а простая женщина, вынесшая войну на своих плечах.
«Одна фраза — и вы в истории»:
Кто не помнит ее реплику в «Покровских воротах»: «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!» Маркова умела вдохнуть жизнь даже в крошечные роли. А вот с Любовью Орловой в «Скворце и Лире» они устроили дуэт, который зрители разобрали на цитаты.
«Колдунья против совести»:
2000-е вернули ее в кино - «Ночной дозор» подарил славу у молодежи. Правда, Римма Васильевна сначала возмущалась: «Меня обманули! Я ведьму играть не хотела!» Но позже сменила гнев на милость и даже снялась в сиквеле.
Глава 4: Вера и принципы: От Ванги до благотворительности
В 1983 году Маркова пришла к православию. Лампадка в доме, поездки по святым местам, отказ от роли Ванги - все это стало частью ее жизни. «Не могу играть то, во что не верю», - говорила она.
«Бескорыстная бунтарка»:
Она боролась за права пожилых актеров, создавала фонды, жила в однокомнатной квартире, хотя могла бы «продать лицо» ради рекламы. В 90-е, когда кино задыхалось, Маркова снималась только в социальных роликах: «Стыдно наживаться на чужой беде». Кто помнит ее работу с Нонной Мордюковой в социальной рекламе 1995 года ««Дура ты и коза твоя дура».
Глава 5: Личная драма: Три брака и несломленное сердце
Замуж Римма выходила трижды. Первый муж - военный летчик - не принял ее театральную жизнь. Второй брак (Владимир Никитин) подарил дочь Татьяну, но и он распался. Третий - роман с испанским бароном (Хосе Гонсалесом Марией Антонио) - закончился, когда она отказалась покинуть Россию.
«Любовь длиною в жизнь»:
Единственной отрадой стал внук Федор. «Она учила меня не бояться быть собой», - вспоминает он. А еще - дружба с Нонной Мордюковой, их вечные споры и примирения. «Мы как два медведя в одной берлоге - рычим, но друг без друга скучно», - шутила Римма.
Глава 6: Болезнь и уход: Последняя роль
Рак кожи на шеи из-за случайно содранной родинки, затем болезнь перекинулась на яичники, позже по той-же причине операция на кишечнике - Маркова боролась до конца. Даже в больнице оставалась собой: поссорилась со Станиславом Садальским из-за его скандального поста. «Нельзя выносить чужую боль на публику», - сказала она и оборвала связь.
15 января 2015 года ее сердце остановилось. Похоронили тихо, без пафоса - как она и завещала.
________________
Римма Маркова - не просто актриса. Это символ эпохи, где талант и принципы важнее славы. Ее героини - такие же, как мы: смешные, грустные, иногда колючие, но всегда живые.
А какая роль Риммы Васильевны запомнилась вам больше всего? Может, та самая фраза из «Покровских ворот» или трогательная бабушка из «Гардемаринов»? Поделитесь в комментариях - давайте вспомним ее вместе.
P.S. Если статья зацепила - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Здесь мы говорим о тех, кто делает кино живым. До встречи!