Найти в Дзене
В городе Жить

«Челюскин. Первые» - наш ответ кэмероновскому «Титанику»

Ровно 91 год назад Москва приняла срочную радиограмму, где говорилось, что 13 февраля в 15 часов в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен затонул «Челюскин», сотрудники экспедиции сошли на лед.

Челюскин против Титаника
Челюскин против Титаника

В аккурат к этой дате состоялся предпремьерный показ сериала о спасении челюскинцев «Челюскин. Первые». Хотя первые эпизоды - это не про героическое спасение, а про саму трагедию и про того, как люди выживали в экстремальных арктических условиях. Простите за спойлер. Сама гибель «Челюскина» лично мне показалась нашим ответом кэмероновскому «Титанику». Бюджеты и масштабы, конечно, не те, но получилось зрелищно и эпично.

Первая серия начинается с праздника. «Челюскин» уже пятый месяц дрейфует в море. Экипаж надеется дотянуть до весны, но у природы свои планы. Лед взял судно в жесткие тиски.

Челюскин
Челюскин
Карта экспедиции из книги Громова Б.В. "Гибель Челюскина"
Карта экспедиции из книги Громова Б.В. "Гибель Челюскина"
"Через два часа все было кончено. За эти часы организованно, без единого проявления паники, выгружены на лед давно подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет, радио. Выгрузка продолжалась до тех пор, пока нос судна не погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен в воду"
Отто Шмидт, начальник экспедиции.

Создатели фильма признаются, что реальная история - лишь основа сериала. Есть тут и вымышленные герои и ситуации. К ним можно отнести и сюжетную линию про коренные народы Севера, шаманизм и легенды придают истории немного мистического измерения. В общем, начало сериала держит в тонусе. Хочется узнать развязку, подготовленную создателями картины...

Лагерь челюскинцев, 1934 год. ТАСС
Лагерь челюскинцев, 1934 год. ТАСС
Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда. Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой. Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо. Запас его был невелик: три свиньи, забитые за час до гибели корабля. Позднее запасы эти пополнились — удалось убить огромную медведицу с медвежонком.
Иван Копусов, заместитель начальника экспедиции, вспоминает об устройстве камбуза из двух бочек.

В 30-х года прошлого века за спасением челюскинцев наблюдал весь мир. Для того, чтобы вывезти со льдины экипаж ледокола, были привлечены лучшие гражданские и военные летчики страны.

"На Чукотке тогда находилась только небольшая авиагруппа Анатолия Ляпидевского, - рассказывает Даниил Астахов, научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея. - После получения Москвой радиограммы сразу же была экстренно создана правительственная комиссия во главе с Валерианом Куйбышевым. Там приняли решение в помощь Ляпидевскому отправить лучших полярных летчиков. После этого заседания Сигизмунд Леваневский и Маврикий Слепнёв отправились в США, чтобы там купить самолёты и на них со стороны Аляски отправиться к месте крушению. Из столицы в Хабаровск на поезде срочно командирован Михаил Водопьянов. Интересно, что изначально Михаил Васильевич хотел лететь на Дальний Восток на своём самолете, но полет этот был рискованным и Куйбышев отговорил летчика от этой затеи. К спасательному отряду также присоединились Василий Молоков, Виктор Галышев, Фабио Фарих и Ян Липп. Работали гражданские летчики в Спасске на базе эскадрильи легких бомбардировщиков под началом под началом военного летчика Николая Каманина".
Журнал "Смена" №4, 1934 год
Журнал "Смена" №4, 1934 год

Первым к челюскинцам прорвался Ляпидевский, 5 марта, через 11 дней после гибели парохода, лётчик эвакуировал 12 человек – всех женщин и детей. Во время второго полета самолет сломался и вынужденно сел на лед у острова Колючин. Чтобы отремонтировать машину, собаками завозили новый двигатель.

Следующий спасательный рейс состоялся только 7 апреля, несколько самолетов регулярно летали в ледовый лагерь до 13 апреля, пока не спасли всех челюскинцев.

А так в 1933 году "Челюскин" отправляли в экспедицию из Мурманска
А так в 1933 году "Челюскин" отправляли в экспедицию из Мурманска

Уникальную спасательную операцию широко освещали в СМИ. В архивах Красноярского краеведческого музея есть один из выпусков журнала, посвященных челюскинцам. Интересно, что для иллюстрирования текстов использовались коллажи, например, вот в углу полосы товарищ Сталин пристально наблюдает за спасением экипажа. Ниже фотография арктических льдов.

Сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея Даниил Астахов показывает коллаж из журнала 30-х годов со Сталиным. Фото предоставлено Ростелекомом
Сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея Даниил Астахов показывает коллаж из журнала 30-х годов со Сталиным. Фото предоставлено Ростелекомом

И хотя «Челюскин» затонул, экспедию можно назвать успешной. Первая попытка пройти Северным морским путем за одну навигацию показала, что суда, которые будут ходит в арктических условиях, нуждаются в особой тщательной подготовке. Что необходимо ледокольное и авиасопровождение.

О. Молокова в Красноярске в 30-е годы стал аэропортом для полярной авиации. 1935 год
О. Молокова в Красноярске в 30-е годы стал аэропортом для полярной авиации. 1935 год

Собственно говоря, эта трагедия подтолкнула к более активному развитию полярной авиации. В Красноярске в сжатые сроки были оборудованы авиаремонтные мастерские, которые потом стали заводом. Именно с острова Молокова на Енисее, лётчики шли на штурм Арктики.

Здание гидропорта на о. Молокова. 1937 год.
Здание гидропорта на о. Молокова. 1937 год.

В 1934 году для того, чтобы поощрять людей, совершивших особые подвиги, было учреждено звание «Героя Советского Союза». Семеро летчиков: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин, - которые участвовали в спасении челюскинцев, стали первыми героями СССР.

Текст Андрей Мужщинский