Найти в Дзене
EduDrain

Сквозь столетия прямиком в сердце. Памяти композитора Григория Федоровича Львовского.

13 февраля 1863 года Саша отправил очередное письмо: «Милый брат Никса, благодарю тебя очень за твое милое письмо, полученное на той неделе. Прости, что не отвечал тогда же, но я писал Мама́… Потом пост, покаяние, вспоминание всех грехов на исповеди и потом чудная минута причащения. Милый мой друг, при этом случае прошу у тебя от всего сердца прощения, если я когда-нибудь причиню тебе какое-нибудь огорчение. Надеюсь, что мы не имеем ничего дурного друг к другу, и я одного прошу у Бога — это то, чтобы мы всегда оставались в тех отношениях друг к другу, как прежде и в настоящую минуту. Не говорю о том, как я сожалею, что мы должны только мысленно обняться, а не на деле… Грустно, очень грустно будет говеть в разлуке с душкой Ма, с тобой, милый мой друг, с маленькими [братьями и сестрой], как вас будет недоставать в нашей милой церкви. Вспомни обо мне, когда будут петь «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Когда это поют, я готов плакать как ребенок, так на меня действует этот напев
Цесаревич Николай (в кресле) и вл. князь Александр (у консоли).
Цесаревич Николай (в кресле) и вл. князь Александр (у консоли).

13 февраля 1863 года Саша отправил очередное письмо:

«Милый брат Никса, благодарю тебя очень за твое милое письмо, полученное на той неделе. Прости, что не отвечал тогда же, но я писал Мама́… Потом пост, покаяние, вспоминание всех грехов на исповеди и потом чудная минута причащения. Милый мой друг, при этом случае прошу у тебя от всего сердца прощения, если я когда-нибудь причиню тебе какое-нибудь огорчение. Надеюсь, что мы не имеем ничего дурного друг к другу, и я одного прошу у Бога — это то, чтобы мы всегда оставались в тех отношениях друг к другу, как прежде и в настоящую минуту. Не говорю о том, как я сожалею, что мы должны только мысленно обняться, а не на деле…
Грустно, очень грустно будет говеть в разлуке с душкой Ма, с тобой, милый мой друг, с маленькими [братьями и сестрой], как вас будет недоставать в нашей милой церкви. Вспомни обо мне, когда будут петь «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Когда это поют, я готов плакать как ребенок, так на меня действует этот напев. Когда слышишь эту песню, невозможно, чтобы не пришло желание достойно причаститься.
Итак, еще раз прости меня, милый брат, за все. Целую тебя крепко, Мама́, сестру и братьев тоже. Непременно буду писать Мама́ завтра в понедельник по почте.
Твой друг и брат Саша».

Так писал будущий император Александр III своему старшему брату Николаю, который вскоре преждевременно покинет этот мир.

Но какую же именно из версий этого песнопения имел в виду юный Саша? У песнопения был автор — Григорий Федорович Львовский. Вот что пишет о нем внук протоиерея Николая Парийского Лев Николаевич Парийский в «Журнале Московской Патриархии».

«Имя Г. Ф. Львовского хорошо известно во всех концах Русской Православной Церкви. В рядах современных ему русских духовных композиторов: Е. С. Азеева, А. А. Архангельского, М. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Н. Соловьева … Г. Ф. Львовский занимает одно из почетных мест.

Он обогатил Русскую Церковь своими вдохновенными музыкальными церковными произведениями, написал ряд ценных статей о церковном пении, научил руководимые им хоры быть тонкими и внимательными исполнителями церковных песнопений.

Г. Ф. Львовский родился 25 января 1830 г. в селении Ленкоуцы (Мерешевка) в Бессарабии. Отец его был мелкий помещик, украинец, мать — молдаванка. В детстве Григорий Федорович получил религиозное воспитание…

По окончании семинарии, Преосвященный Антоний, епископ Кишиневский, убедил Львовского отправиться в Петербург, для поступления в певческую капеллу. В то время Петербургская певческая капелла была единственным музыкальным учебным заведением по церковному пению…

В 1858 г. Львовский был приглашен капеллой на должность учителя хора певчих Исаакиевского собора. По совместительству долгие годы Львовский был учителем пения в хорах Преображенского и Семеновского полков, учителем пения в Смольном институте и Исидоровском епархиальном женском училище… Прежде всего, ему было надобно привести в порядок Митрополичий хор, состав которого не отличался совершенством, кажется, вследствие малой обеспеченности певцов…

Митрополит Никанор и его преемник 1856 по 1860 г. Митрополит Григорий I ценили и уважали дарования и усердие Г. Ф. Львовского и не отказывали ему ни в чем, когда речь шла об улучшении хора или расходах на его содержание.»

Именно в это время (точной даты пока не установлено) Григорий Федорович и написал нетленное песнопение, сердце от которого действительно бьется и замирает особенно. Именно это песнопение так вдохновляло и поражало юного Сашу. По следам письма Саши я разыскала композицию, несравненно и непревзойденно исполняемую по сей день Хором Сретенского монастыря Москвы. Мне кажется, что сегодня эта статья многим покажется особенно уместной, в связи с праздником Сретения (Встречи) Господня (15 февраля по православному календарю). А я рада, что отыскался и композитор, имя которого надо помнить и нельзя забывать.