После ее первого появления меня слегка мутило от отвращения.
Не к ней, а к ситуации, в которой она оказалась и к человеку, с которым она оказалась в этой ситуации – к ее отцу. С сыном, Николай Андреевич ведет себя еще как-то приемлемо и в меру показывает смрадный характер. С дочерью же -нет, стоит ему открыть рот, как вся желчь извергается потоком слов. С каждым появлением Николай – чтобы у него слова встали в глотке – Андреевич Болконский, вызывал такие негативные эмоции, что становилось страшно за то, как автор реалистично его прописал.
Мы знакомимся с ней и Николаев Андреевичем в сцене, когда он учит ее решать математические задачи. От его тона ей хочется только одного – поскорей пойти в свою комнату и разобраться с задачами самой. То, как он поступает с Марией, то, как он объясняет ей что-то и то, как он разговаривает с ней не просто не педагогично, а так в целом адекватные и здравомыслящие люди изъясняться не должны. Если у кого-то и есть подобные мысли, то стоит замолчать, пока мысли не пройдут многоступенчатую фильтрацию и не станут цензурными, этичными и политкорректными.
Он стар и слаб, а я смею осуждать его! (Том второй, часть пятая, глава II).
Он стар, слаб, а ты молода, прекрасна, полна сил и энергии.
Уважение к возрасту? Уважать возраст стоит лишь тогда, когда возраст проявляет понимание. У кого, в конце концов, больше житейской мудрости и прожитых лет? Здесь это игнорируется напрочь. Нам не показали его предысторию, чтобы я могла как-то объяснить его поступки и увидеть в каких условиях он воспитывался, что стал таким. Зато отчетливо видно в каких условиях растут его дети и что из этого вышло.
Он напрочь убивает в Марие женские качества и черты. С его ежедневной подачи она и все обитатели поместья стали считать ее не красивой. Автор не описывает напрямую ее отталкивающую внешность, лишь подчеркивает это словами от окружающих. У самой Марии в душе не собственный голос, а хор голосов и все прочие перекрывает голос старого князя. Любой гаффер скажет, что при съемке сцены важно освещение и от того, как он будет выставлен, напрямую зависит картинка. Так же при взгляде на человека можно сказать горит ли свет у него внутри.
И я ведь даже не могу сказать, что старый князь болен и у него прогрессирует маразм. Автор четко указал, что он находится в здравом рассудке и твердой памяти. Он помнит все слова, он фиксирует их, он ждет, что его остановят. По правде сказать, я бы тоже с удовольствием зафиксировала – его голову в одном свернутом положении.
Мария бы не одобрила моих мыслей. В религии она нашла утешение и теперь терпит страдания и лишения не напрасно, видя в этом высшую цель и смысл.
Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастье в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастьях других, – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные и такие, которые в тягость себе и другим. (Том второй, часть три, глава XVV).
У Марии периодически стремятся вырваться все подавляемые эмоции. Стремится показаться все темное в ней и защитить ее от абсурда, что происходит в ее жизни. Религия отлично помогает и наставляет на путь смирения. Если только в душе нечего запирать. Она старается встать на праведный путь. Правда старается. И я бы даже поверила, что слова ее не трогают, не заставляют натягиваться и трещать нервы, не причиняют боль, если бы не находила подтверждения в ее письмах. Она никогда не произнесет эти мысли вслух, но это не отменяет их наличия.
Интересно наблюдать за ее мыслями в письмах и один раз мы с ней в корне не сошлись.
И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, — Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? — думала княжна Марья. — Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтоб его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни! (Том второй, часть три, глава XXVI).
Если жизнь одна, так почему бы не взять от жизни все?
Безусловно, душа приходит в этот мир налегке и уходить она должна тоже налегке, не обремененная тяжестью мирских благ. Мирские блага можно трактовать следующим образом:
1. Блага как сама цель.
2. Блага, как способ достижения цели.
Как иначе достичь просветления, если не пройти испытания искушениями? В конце каждый подведет свою черту. И все же помню, что в чужой дом со своими тапочками не лезть.
Чтобы кто-то зажечь порой достаточно вырвать что-то у другого человека, причинить ему хотя бы толику того, что он сотворил собственными руками и дать ему почувствовать это. Мне определенно мало простых извинений за персонажа, а поступков я видела сполна. Мне определенно жаль упущенного времени – ценнейшего из ресурсов. Мне определенно жаль, что у некоторых рот соединен не с мозгом. И мне определенно жаль, что одну из эволюционных функций рта не используют по назначению – для разговоров.
На смертном одре, разве что. (Том третий, часть вторая, глава VIII).
Кто бы только мог подумать, что автор сведет Николая Ростова и Марию Болконскую вместе?
После сцены из первого знакомства я буквально бегала по комнате с фразой: «Вот! А я говорила! Все, благословляю вас, женитесь». И после, когда они увиделись вновь, автор ясно дал понять, что Мария не некрасива и что она расцветает рядом с Николаем, физически преображается: меняются ее движения, становятся более плавными, светлеет лицо, меняется взгляд.
У меня все внутри замирало от трепета и восторга, когда Николай осмысливал свои чувства.
…с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни. Потому что он не понимал ее, а только любил. (Том четвертый, часть первая, глава VII).
Эти слова настолько тронули душу и сознание, что я выразила эмоции в слезах. Кто бы мог подумать, что из всего произведения сильнейшие эмоции вызовут эти строчки?
Николай заметно вырос и возмужал к концу книги. Не на ту смерть поставила. Я ставила на том, что Николай погибнет в первом же сражении, а он продержался дольше того, кому я прочила лавры.
Мария и Николай получили счастливый финал – дети, друзья, поместье, планы и перспективы на будущее.
Она достойна такой жизни и такого супруга. Она заслужила это каждой минутой своей жизни до встречи с ним.
Что вы испытывали при чтении ее арки? Какая самая яркая эмоция у вас связана с Марией?