Тема службы поляков в гитлеровском вермахте — одна из самых табуированных в Польше. Но далеко не все историки готовы соблюдать "обет молчания". Предлагаю вам любопытную "информацию к размышлению" из книги скандального польского историка "Поляки в вермахте"...
Отличительная черта польской коллаборации
Как вы наверняка знаете, нацистская оккупация Польши — одна из моих излюбленных тем, к которой каждый раз приходится возвращаться снова и снова. С каких только ракурсов за все эти годы мы её не рассматривали, кроме, пожалуй, одного — польского коллаборационизма. Правда, в отличие от читателей блога, напоминающих о "поляках в вермахте" чуть-ли не под каждой тематической статьёй, в самой Польше, по понятным причинам, глубоко копать в этом направлении не любят. И в социалистический, и в "капиталистско-патриотический" периоды польская историография делает упор исключительно на народной жертвенности, хотя, справедливости ради, немцы действительно прошлись по полякам буквально катком.
Другое дело, что, как и во всех других европейских странах, была и обратная, очень неприглядная сторона нацистской оккупации. И поляки здесь ничем не отличались от латышских или литовских карателей, украинских, белорусских или русских полицаев, европейских "легионеров СС" и т.д. и т.п. Ведь всюду, где немцы устанавливали свои оккупационные порядки, они по принципу "разделяй и властвуй" начинали играть на противоречиях и выискивать среди покорённых народов отщепенцев и предателей.
Например, в той же Польше уже с декабря 1939 года по указу "генерал-губернатора" Ганса Франка действовала так называемая польская Granatowa policja ("Синяя полиция"), которая не только "поддерживала порядок" в оккупированной стране, но и привлекалась немцами для массовых облав и депортаций польского населения, а также к охране и даже ликвидаций еврейских гетто.
И всё же, отличительной чертой польской коллаборации стал именно военный аспект. Другими словами, непропорционально большое количество граждан довоенной Польши прошло в годы оккупации через официальную службу в немецком вермахте. Как раз об этом с опорой на факты я и хочу поговорить далее...
"Поляки в вермахте"
Сразу оговорюсь, что опираться в этом разделе буду на данные известного польского историка Рышарда Качмарека. Ещё в 2010 году он опубликовал весьма и весьма нашумевшую работу "Поляки в вермахте", вызвавшую сильное неудовольствие у официозной "патриотической" историографии. С учётом, что Качмарек патентованный доктор наук и профессор Силезского университета в Катовице, его труд дорогого стоит...
После многолетнего кропотливого изучения немецких документов, с опорой на доклады и переписку представителей Армии Крайовы и "Лондонского правительства", Качмарек пришёл к выводам, что в годы Второй мировой через ряды Вермахта прошло от 450 до 630 тысяч граждан довоенного польского государства. Как пишет историк, это больше, чем численность Армии Крайовой и Людовой вместе взятых! По его мнению, фактически "у двух-трёх миллионов поляков родственники так или иначе прошли через немецкие вооружённые силы". Вот только говорить об этом вслух до недавнего не полагалось, в чём, по словам историка, большую роль "сыграла коммунистическая идеология и историческая парадигма, из которой следовало, что поляки были исключительно жертвами немцев".
Первый набор в вермахт прошёл в присоединённых к рейху польских землях уже весной 1940-го. К 1943-му было ещё несколько масштабных волн. Среди прочих в немецкий строй тогда "затесался" и дед небезызвестного ныне польского деятеля Дональда Туска. Причём встретить польские инициалы на могилах немецких воинских кладбищ можно буквально везде — от Северной Африки, Греции и Западной Европы до Финляндии и СССР.
Иной раз случались такие драматические истории, что невольно вспоминаешь о нашей Гражданской войне. Так, в своей книге Качмарек рассказывает о судьбе двух польских братьев, погибших в Италии под Монте-Кассино. Вся беда не только в том, что они погибли, но и в том, что похоронены они на соседних кладбищах, ибо один воевал за союзников, а другой — в вермахте. Как глухо добавил историк, "такое происходило на всех фронтах". Как хотите, но это просто готовые сюжеты для продолжения шолоховских "Донских рассказов"!
В общей сложности, по расчётам Качмарека, на фронтах Второй мировой на стороне нацистской Германии погибло около 250 тысяч поляков! Мало того, что это число соответствует военным потерям Франции или Британии, оно лишь ненамного уступает числу погибших польских военнослужащих, сражавшихся против немецких оккупантов...
Через призму статистики
В книге Качмарека очень много статистических данных и разного рода таблиц. Но в качестве "информации к размышлению" приведу лишь несколько цифр. Например, что касается нашей страны...
Играясь с примерами, польский историк пишет, что в боях с гитлеровцами сформированные в СССР 1‑я и 2‑я польские армии потеряли около 30 000 солдат. Но только со стороны вермахта в советский плен попало 60 268 поляков, что сопоставимо, скажем, с количеством пленных одного из главных гитлеровских союзников — Италии!
Также интересны данные по награждениям. Они неполны, ибо основной упор Качмарек делал на историях силезских поляков, но картина выглядит примерно так: около 5000 было награждено Железным Крестом, а несколько сотен и вовсе получили самую высокую немецкую награду — Рыцарский Крест.
При этом самое-то поразительное в том, что польские ветераны вермахта вплоть до нашего времени продолжали получать... гитлеровские выплаты. В феврале 2019 года в известном польском консервативном издании "Речь Посполита" вышел материал под заголовком "Пенсии по декрету Гитлера получают в Польше". Как выяснилось, на тот момент "гитлер-пенсию" (именно диктатор впервые подписал указ о ветеранских выплатах в 1941-м) в размере от 425 до 1275 евро в Германии получало 66 000 человек, а за её пределами — 2033 персоны. Из них в современной Польше (точная формулировка — "за раны, полученные во время Второй мировой войны") — аж 573 особи. Для сравнения, также её получали: словенцы — 184, австрийцы — 101, чехи — 94, хорваты — 71, французы — 54, венгры — 48, британцы — 34 и т.д.
Ещё один важный нюанс
Справедливости ради, нужно учесть, что подавляющее большинство поляков в вермахте были с территорий, присоединённых в 1939 году к рейху (даже исследование силезца Качмарека в большинстве именно про силезцев). Изначально, по задумке нацистов, там вообще не должно было оставаться представителей "низшей расы", а все местные после расовой сортировки вносились в специальный "Немецкий народный лист" (как "фольксдойче"). В нём было несколько учётных категорий, сообразно которым определялся правовой статус человека в рейхе, равно как и льготы, которые он получал. Естественно, чем меньше проверяемый отвечал нацистским "расовым критериям", тем меньше прав и льгот на него распространялось. И помимо неполучения гражданства рейха, пайков и различной госпомощи, такой человек априори не мог и призваться в германский вермахт.
Здесь важно отметить, что расовая проверка не была какой-то нелепой бюрократической проволочкой или гиммлеровской шуткой. Зимой 1939/1940 на основе данных из "Народного листа" немцы начнут масштабные выселения сотен тысяч "расово неполноценных" поляков (не прошедших проверку), которых безжалостно депортировали в "генерал-губернаторство" Франка (их имущество конфисковывали, а в жилища заселяли "фольксдойче" из Прибалтики и СССР). Самые же пронырливые и бессовестные, пользуясь непомерной немецкой коррупцией, всеми правдами и неправдами будут проходить проверки и получать заветные документы "фольксдойче". Очевидно, они расчитывали на более высокий уровень жизни в Германии, ну или просто не хотели покидать насиженных мест.
Но уже в разгар войны ввиду острой нехватки "пушечного мяса" немецкие власти плюнут на частности и начнут буквально в принудительном порядке подгонять людей под правильные категории "Народного листа". В первую очередь, конечно, чтобы можно было их призвать. Отлынивающих или уклоняющихся от "расовых проверок" будут беспощадно отправлять в концлагеря. Так дьявол окончательно предъявит свой счёт...
При этом игнорировать воинскую повинность новоявленным гражданам рейха было никак нельзя. Вернее можно, но только осторожно. Отказников от службы с помощью гильотины официально укорачивали в рейхе на голову. В случае же измены или дезертирства гестапо запросто могло отыграться на остававшихся дома членах семьи (иной раз в качестве мщения немцы казнили целые семьи). Хотя нет сомнений и в том, что на волне германских успехов многие из новоявленных граждан нацистской Германии шли в вермахт с воодушевлением. Качмарек даже описывал случаи, когда родители под песни провожали таких "героев" прямо до призывных пунктов. Немало среди них было и откровенно фашистсвующих и русофобных типов.
И всё же большинство были как те телята, которых тупо вели на бойню, а они не сопротивлялись. И шли, в надежде, что авось и пронесёт, а кривая куда-нибудь, да выведет.