Вопрос, который не дает мне покоя: каким образом судьба свела Пьера и Андрея и сделала их друзьями? Причем друзьями хорошими, которые могут говорить друг с другом и озвучивать то, что думают. Их дружба не яркая и искрометная, а тихая и устоявшаяся, многолетняя. Возможно, их семьи дружили и общались? Один высший круг все-таки. Или они познакомились на учебе? Или у них был общий преподаватель? Каким образом судьбы таких разных по взглядам и воспитанию людей пересекаются? У них из общего только- ничего. Пьер стремится к помощи людям, а Андрей не стремится к людям вовсе, предпочитая уединение и природу. Может, у них общее в желание достичь душевного спокойствия? Оба его так тщетно ищут.
Их диалоги это нечто открытое и прекрасное. Удивительно, какие мысли они могут высказывать наедине друг с другом, в то время, как их бы осудили, услышь диалог кто-либо еще. Андрей очень мило называет его в диалоге «душа моя». Пусть я и не чувствую духовного единения между ними, и все же связь присутствует.
Их диалог (том второй, часть вторая, глава XI) и здесь прекрасно все – и крамольные мысли об убийстве, и эгоистичные мотивы жизни для одного себя любимого, и рассуждения на тему необходимости нравственных потребностей. Во всем этом персонажи находят зерно раздора, а я нахожу гавань и их пристанище. Ведь открыть и позволить увидеть столь темные уголки души не каждый наберется смелости.
Я говорила, что Андрей Болконский стал масоном? Нет? Так и меня никто об этом не предупреждал, оставив за страницами романа! И когда на приеме он подошел к Пьеру с вопросом о перчатках (том второй, часть три, глава XXI) я растерялась. Когда Пьер успел обратить его в свою веру и утянуть за собой? Пошли ли размышления о высшем благе Андрею на пользу? Скорее да, чем нет. Ведь он и так вернулся с войны другим человеком, а в окружении таких же моралистов, как Пьер у него не останется шансов не смягчиться и не пересмотреть некоторые свои убеждения.
Андрей по возвращению домой не пошел служить в армию и на какое-то время остался помогать с ополчением отцу. Он не мог сидеть без дела и принялся разрабатывать свой правил и законов для военных. Он побывал в сражении и теперь мог править, увидев, как все выглядит в реальности. Его документы не были встречены с энтузиазмом, однако, построить пусть небольшую, короткую карьеру военного деятеля он смог.
Постепенно Андрей обретает жизненные силы и такие мысли должны быть у всех, кто подбирается к отметке в тридцать лет.
Из чего я боюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой раме, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне? (Том второй, часть третья, глава XIX).
Отрадно видеть, что Андрей после смерти жены нашел в себе силы жить дальше и впустить в свое окружение новую девушку – Наташу Ростову.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом». (Том второй, часть третья, глава XXII).
Наташа в свете софитов и стробоскопа, в привычных и ярких лучах светской жизни, отбрасывает сияние на все, чего коснется ее взор.
Начиналось все так прекрасно, а закончилось как пустой вафельный рожок без шоколадного кончика. Послевкусие вроде бы есть, а вроде бы, не стоило и съеденного мороженого. С другой-то стороны, ему нужен был яркий свет, тепло и жизнь – все то, что воплощает в себе Наташа Болконская. Болконская же, нуждалась только в ощущении чувств влюбленности. Взрослая, повседневная жизнь и рутина ее бы добила. Что и говорить, если спустя какое-то время пока он ездил в дом к Ростовым, у них не находилось тем наедине друг с другом. Наташа принимала вид степенной дамы, коей не являлась, а Андрей просто наслаждался. Может, и хорошо, что по прихоти отца он отложил свадьбу на год.
– Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. (Том второй, часть пятая, глава XXI).
Мы смело рассуждаем о том сколь великодушными окажемся в предполагаемой ситуации, пока не окажемся в ней.
По возвращении из-за границы и узнав последние новости, князь отправляется на войну.
Автор отвешивает солидный поклон Андрею Болконскому из прошлого и читать это было сплошное удовольствие. (Том третий, часть вторая, глава XXIV.) Андрей прошел большой путь духовного развития. Теперь он не стремится в штаб ближе к руководству, чтобы прославиться и отличиться, предпочитая свой полк, о котором искренне заботится.
Хотя в некоторых моментах как был заносчивым снобом, так им и остался, не захотев освежиться в воде. Да, грязной, да, мутной, и да, он сам давеча говорил, что ему не важно какая вода лишь бы ополоснуться, но ему ведь предложили расчистить место для него! И тут можно увидеть теплое отношение к нему его подчиненных, которых он насилу утолкал, чтобы они не суетились. (Том третий, часть вторая, глава V).
У этого персонажа не будет славы и хорошего финала, не будет «долго и счастливо». Что могла сделать медицина того времени в полевых условиях и с полной антисанитарией? Ничего. Его ждало ранение и бесславная смерть.
По какой сцене вам запомнился этот персонаж? Что привлекало или отталкивало в нем?