Такой стиль архитектуры – с обнаженной кирпичной кладкой или с отделкой фасада высококачественным кирпичом, иногда полихромным, порой с изразцами, не мудрствуя лукаво так и назвали – кирпичным стилем. Он интересен тем, что одинаково прекрасно подходит и фабричным цехам, и больничным зданиям, и учебным заведениям, и железнодорожным постройкам. Не раз я такие дома описывал, и каждый раз на них задерживается взгляд.
Это не причудливый, прихотливый модерн, не вычурное барокко, напоминающее тортик со взбитыми сливками, хотя порой в таких фасадах замечаешь нечто от узорочья и неорусского стиля. Это не величественный и пафосный ампир. Но ты всегда отличишь обычное кирпичное здание от того, что выстроено в кирпичном стиле.
Таков и этот…
…Дом в самом начале Лаврушинского переулка
Знаменитые купцы, благотворители и меценаты Третьяковы были не только страстными коллекционерами и поклонниками искусств. Не только покупали картины, тем самым поддерживая русских художников. Не только подарили Москве замечательный музей.
Здесь, в Лаврушинском переулке, близ Кадашевской набережной, Павел Михайлович Третьяков завещал построить приют для вдов и сирот русских художников. Для этого он выделил собственный участок земли, 150 тысяч рублей на строительство и внес отдельный неприкосновенный вклад, проценты с которого шли на содержание.
В 1909 году объявили конкурс на проект дома, который и выстроили в 1910-1912 годах. Было это уже после кончины Павла Михайловича…
…Во исполнение его духовного завещания
Автором постройки стал архитектор Николай Сильвестрович Курдюков, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик Александра Степановича Каминского, мастер неорусского стиля и московского модерна, создатель церквей и колоколен, доходных домов и зданий для благотворительных заведений.
Вот, правда, облик постройки, который мы видим сегодня, отличается от того, что задумывал мастер. Первоначально это был двухэтажный дом с шестнадцатью квартирами, общими кухнями с печами и самоварными вытяжками. Его увенчивала щипцовая кровля, а стены украшали майоликовые панно. Все было исполнено в художественном приближении к духу и стилю ансамбля галереи братьев Третьяковых.
На первом этаже располагалось шесть двухкомнатных квартир для вдов с детьми, на втором – десять «однушек» со светлой горницей и отгороженным спальным местом для одиноких.
По идее завещателя, дом этот, в народе прозванный «Вдовьим», должен был стать пристанищем для вдов, несовершеннолетних сыновей и незамужних дочерей русских скульпторов и живописцев.
(9 фото)
Преимущество отдавалось вдовам и сиротам художников, чьи произведения хранились в галерее самих Третьяковых. Далее – буде оставалось место – вдовам и сиротам живописцев, чьи полотна имелись в других государственных или общественных коллекциях.
К сожалению, мало кто из представителей творческих профессий за свою пусть даже и плодотворную жизнь могли скопить достаточно средств, чтобы после их смерти родные ни в чем не нуждались. Многие, теряя кормильца, попадали в крайне стесненные обстоятельства. Третьяковы прекрасно это знали, что и сподвигло Павла Михайловича на такое действие, не только при жизни помогая нуждающимся, но и устроив так, чтоб даже после смерти его деньги продолжили служить семьям художников.
Вдовы таковых имели право оставаться здесь пожизненно или до нового замужества, также и их дочери. Мальчики – до совершеннолетия или до окончания высшего учебного заведения.
В числе прочих, здесь жили семьи художников Владимира Илларионовича Россинского (к слову, его вдова Елена Дмитриевна была дочерью архитектора Дмитрия Николаевича Чичагова), Николая Александровича Клодта, Алексея Кондратьевича Саврасова.
А среди попечителей «Вдовьего дома» числился архитектор Роман Иванович Клейн.
В 1918 году приют закрыли, а…
…Здание национализировали
В нем устроили очередные коммуналки, правда, некоторым прежним обитателям удалось здесь оставаться и дальше. К примеру, художница, график и краевед Анна Николаевна Каринская и Георгий Константинович Савицкий – сын живописца Константина Савицкого, который написал медведей на знаменитой конфетной обертке картине Шишкина.
(7 фото)
Мемориальную доску в его честь на фасаде установили в 1962 году, ее изготовил скульптор Исаак Моисеевич Рабинович.
В 1931-м дом надстроили еще двумя этажами, в результате были утрачены щипцовые шатры кровли и майоликовые панно. Впрочем, при реконструкции новым этажам все же постарались придать вид, гармонирующий с историческим обликом.
А в 1996-м передали во владение Третьяковки под научные и вспомогательные отделы, которые и располагаются здесь по сей день.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Буду рад вашим комментариям, лайкам и репостах статей в ваших любимых соцсетях.
Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!