Найти в Дзене
Сергей Кудряшов

Путь к правильному звуку или динозавр цифры

Да, да, у цифры (цифрового звуковоспроизведения в данном случае) тоже есть свои динозавры. Но об одном из них немного позже. Я время от времени поднимал для себя тему внешних ЦАПов, потому что имеющийся у меня DVD/CD проигрыватель Marantz DV6001 в общем и целом неплох, но, всё-таки, не дотягивает до уровня неожиданно и резко поднявшегося качества винилового тракта. А CD дисков у меня в 90-е и начале 2000-х было куплено несколько десятков, и часть из них весьма пристойного качества. Да и скачанные с известного сайта образы фирменных дисков записывал на болванки CD-R, тоже не один десяток наберётся. И временами вроде и не прочь послушать, но винил настолько лучше, что как-то и не заходит. А ведь были времена, когда было строго наоборот… Поэтому и пытался разобраться в улучшении цифрового воспроизведения. Из современных есть два варианта - недорогие китайские и дорогие брендовые, чаще всего тоже сделанные в Китае. Первые от 4-5 тысяч рублей и до вполне значимых сумм, вторые с этих цен то

Да, да, у цифры (цифрового звуковоспроизведения в данном случае) тоже есть свои динозавры. Но об одном из них немного позже.

Я время от времени поднимал для себя тему внешних ЦАПов, потому что имеющийся у меня DVD/CD проигрыватель Marantz DV6001 в общем и целом неплох, но, всё-таки, не дотягивает до уровня неожиданно и резко поднявшегося качества винилового тракта. А CD дисков у меня в 90-е и начале 2000-х было куплено несколько десятков, и часть из них весьма пристойного качества.

Да и скачанные с известного сайта образы фирменных дисков записывал на болванки CD-R, тоже не один десяток наберётся. И временами вроде и не прочь послушать, но винил настолько лучше, что как-то и не заходит. А ведь были времена, когда было строго наоборот… Поэтому и пытался разобраться в улучшении цифрового воспроизведения. Из современных есть два варианта - недорогие китайские и дорогие брендовые, чаще всего тоже сделанные в Китае. Первые от 4-5 тысяч рублей и до вполне значимых сумм, вторые с этих цен только начинаются. Как только я натыкаюсь на обзор ЦАПа с отзывами аналогичными «великолепно, сказочно, чудесно», сразу смотрю на ценник, и убеждаюсь, что 800-1200 и далее тысяч рублей для меня… Ну, примерно, как в космос слетать. Теоретически всё возможно, практически это никогда. Про все китайские поделки отзывы… примерно можно определить как «ну, потянет». И как-то даже не знаю. Уровень «потянет» вполне обеспечивает и встроенный ЦАП проигрывателя, он вполне неплох. И так тянулось до недавнего времени, пока мой товарищ не купил себе другой ЦАП, более высокого уровня, а свой текущий дал мне «погонять». Причём он у него давно, потому что, не смотря на древность и вопиющую не универсальность (нет USB, поддерживается только уровень качества CD, т.е. 44,1 и 48 кГц и банальные 16 бит), сравнение с большинством взятых на тест современных ЦАПов, в т.ч. и весьма дорогими, показывало, что динозавр начала 90-х выигрывал всегда. Он оказывался более музыкальным, пусть и не всегда самым детальным, хотя и здесь у него всё в порядке. Заменой оказался аналогичный по древности ЦАП от Marantz. А искомый PARASOUND D/AC-1000 я решил послушать у себя. В связи с тем, что я давно не слушаю музыку с компьютера, его ориентированность на CD только плюс.

В общем, забрал, привёз (для подключения был выдан самодельный коаксиальный кабель весьма примечательной наружности, сразу напомнивший чудо из соответствующей статьи), подключил. И первое впечатление было «ну он играет практически так же!». Правда, это «так же»… другое. По принципу: с плейера идёт «вроде и нормально, но что-то не так», а с ЦАПа - «вроде то же самое, но уже так». Как именно - так? Вот, не возьмусь даже объяснить. Просто интереснее и приятнее слуху. В общем-то, и ничего особенного, но решил ещё послушать, мало ли чего не понял. Один вечер послушал, другой. И на третий он взял и разыгрался! Выдал «на гора» такой звук, что я понял, надо покупать :) К слову, я не понимаю принцип, почему сразу после установки аппаратура «не играет» или играет средненько, а потом разыгрывается и всё становится нормально. Но это подтверждённый факт, та же история была и с усилителем, и с колонками.

Соответственно, теперь у меня цифровой тракт практически на уровне винилового. Правда, излишняя яркость и резкость на ВЧ цифры никуда не делась, но я хотя бы теперь с удовольствием могу послушать в нормальном качестве то, чего на виниле не выпускалось никогда (например, что-нибудь такое)

-2

или он настолько невменяемо дорогой, что покупка невозможна (зелёное животное не даст).

Заодно почитал про сам ЦАП, то, что он мультибитный (старая тема, считается более музыкальным) и на самых крутых чипах PCM63P. На платах всё до сих пор родное т.к. применялась весьма пристойная комплектуха, а конденсаторы серий Nichicon Great Supply capacitor и Rubycon Black Gate. К тому же там двойное моно и аж три питающих трансформатора.

Вот он, родной, теперь прописался в моей системе:

Сверху коробка с очистителем иглы для проигрывателя винила и пульт для CD вертушки.
Сверху коробка с очистителем иглы для проигрывателя винила и пульт для CD вертушки.

Внутрянка (фото из Сети), причём было два или три варианта, свой разбирать не хочу, лениво:

-4
Вот именно, эта плата не соответствует той, что на предыдущем фото.
Вот именно, эта плата не соответствует той, что на предыдущем фото.
-6

Единственное, что товарищ не советовал подключать по оптике, потому что дешёвенькие оптические кабели портят звук (проверяли больше десятка разных), а дорогие дают результат не лучше коаксиала. Теперь надо попросить изготовить такое же чудо, т.к. имеющийся нужно возвращать. Именно такой самодельный кабель дал лучший результат (причём вообще не знаю, что даёт такая навивка, это изыски группы творческих экспериментаторов). Вроде цифра, а, вот, качество кабеля тоже влияет…

-7

UPD: взял у товарища ещё три коаксиальных кабеля (один тоже самодельный на литцендрате и два заводских, короткий американский и длинный неясно какого производителя, но штеккеры весьма приличные), и приличный оптический кабель (не стекловолокно, но верхний уровень пластика), и внимательно все протестировал. Сначала сравнил оптику с витым на шланге, потом просто менял коаксиалы, сравнивая переключением с оптикой. И... не нашёл НИКАКОЙ разницы в звуке! У товарища эта разница была. У меня - нет. Почему так - не знаю, может свойство выходных каскадов вертушки, может, какой фильтр на входе у ЦАПа. Итого, оставил себе короткий американский коаксиал и успокоился на этом.

Такая, вот, история, может, кому и интересная, надеюсь :)

Продолжение сериала здесь.