Найти в Дзене

«Догма 95»: как родилась идея снимать искреннее и честное кино

Однажды Ларс фон Триер и Томас Винтерберг собрались вместе и решили вернуть кино к жизни. К 95 году кинематограф окончательно погрузился в коммерцию и трендовые блокбастеры с раздутыми бюджетами. Зрелищность вышла на первый план, оставив в прошлом такие важные элементы, как художественность и авторство. Независимые режиссеры стали чувствовать себя лишними на этом «празднике жизни».  Примерно то же самое происходило и в середине 20 века — бесконечные вестерны и пеплумы в Голливуде, а также коммерческое кино в Европе потеряли свою привлекательность, и кинематограф нашел, что им противопоставить. Французская новая волна и последователи итальянских неореалистов вывели на первый план таких режиссеров, как Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Федерико Феллини и заложили фундамент «авторского кино». Режиссеры Нового Голливуда, среди которых были Стэнли Кубрик, Майк Николс, Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, приносили в американское кино новый, бунтарский подход.  И вот Ларс фон Триер и Тома

Режиссер Ларс фон Триер
Режиссер Ларс фон Триер

Однажды Ларс фон Триер и Томас Винтерберг собрались вместе и решили вернуть кино к жизни. К 95 году кинематограф окончательно погрузился в коммерцию и трендовые блокбастеры с раздутыми бюджетами. Зрелищность вышла на первый план, оставив в прошлом такие важные элементы, как художественность и авторство. Независимые режиссеры стали чувствовать себя лишними на этом «празднике жизни». 

Примерно то же самое происходило и в середине 20 века — бесконечные вестерны и пеплумы в Голливуде, а также коммерческое кино в Европе потеряли свою привлекательность, и кинематограф нашел, что им противопоставить. Французская новая волна и последователи итальянских неореалистов вывели на первый план таких режиссеров, как Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Федерико Феллини и заложили фундамент «авторского кино». Режиссеры Нового Голливуда, среди которых были Стэнли Кубрик, Майк Николс, Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, приносили в американское кино новый, бунтарский подход. 

И вот Ларс фон Триер и Томас Винтерберг тоже решили встряхнуть застоявшуюся, по их мнению, киноиндустрию. Так в марте 1995 года на парижской конференции, посвященной столетию кинематографа, официально появилась «Догма 95». 

Режиссер Томас Винтерберг
Режиссер Томас Винтерберг

Основные идеи:

Желающим вступить в сообщество «Догмы 95» режиссерам предлагалось снимать видео и записывать звук только в реальных условиях, исключительно на локациях, без использования реквизита. Запрещалось использовать оптические эффекты и фильтры. Действие должно было происходить здесь и сейчас, а имя режиссера не следовало упоминать в титрах. 

Все это должно было сделать фильмы более органичными и жизненными, поставить на второй план саму личность режиссера и в итоге освободить кинематографистов от давно устоявшихся и надоевших аксиом, в которых «не было души». 

Съемки становились серьезным художественным испытанием, поэтому присоединиться отваживались немногие, но именно в этом и была цель «Догмы 95». Движение начало распространяться. Всего в его рамках вышло 35 фильмов, но не всем удавалось выполнить каждое из указаний манифеста.

Что посмотреть? 

-3

«Торжество»

реж. Томас Винтерберг 

Основоположник «Догмы 95» Томас Винтерберг снял первый и один из самых знаковых фильмов движения, получивший приз жюри Каннского кинофестиваля. «Торжество» может показаться слишком гипертрофированной драмой, но точно дает понять — внешние атрибуты, вроде «качественной» картинки и дорогих декораций, на самом деле, не так важны для истории.

-4

«Идиоты»

реж. Ларс фон Триер

Провокационное кино, в котором при желании можно увидеть образ самой «Догмы». Его герои — люди, которые устраивают художественный перформанс, изображая ментальные расстройства. Они идут против общественных норм, раздражая и смущая окружающих. 

-5

«Открытые сердца»

реж. Сюзанна Бир 

Мадс Миккельсен в фильме о романе жены мужчины, парализованного после автокатастрофы, и мужа женщины, которая была за рулем рокового автомобиля. Как и Миккельсена, Сюзанну Бир, снявшую эту ленту, в будущем ждала успешная карьера и много интересных проектов, в том числе «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Приятного просмотра, друзья! 

_____________

#margogovorit 

#авторскоекино