В 18 веке многие учёные после Французской революции стали задавать себе вопрос: какие силы управляют ходом истории?
И на этот вопрос смог ответить только Карл Маркс. Маркс прекрасно разбирался в истории, философии, юриспруденции, экономике. Казалось бы он мог сделать блестящую карьеру с таким прекрасным образованием, однако его притянула политика.
Именно Англия стала учебником для Маркса, бурный экономический рост, где главную роль играли машины, а не мускулы, возникновение финансовых империй в виде банка Джеймса Ротшильда, подчиняли себе капиталы других государств. Англию в 19 веке стали называть "мастерской мира".
Маркс в отличие от других политиков не стал утверждать, что благодаря экономическому процветанию из жизни общества уйдут социальные потрясения. Маркс и Энгельс писали, что несмотря на потрясающий прогресс в истории человечества видны признаки упадка, превосходящие все ужасы последних времён Римской империи.
Новые источники богатства непонятно какими чарами превращаются в источники нищеты. Так что это за чары, которые богатство превращают в источник нищеты?
По Марксу это частная собственность. Одни за нищенскую плату продают свой труд, другие выжимают из этого труда сверх доходы. Вся история человечества трактовалась Марксом как постоянная борьба классов из-за собственности. И в 19 веке началась схватка между буржуазией и пролетариатом, причем пролетариат должен обязательно победить, создать диктатуру пролетариата и уничтожить частную собственность, а накопленные богатства использовать в интересах общества.
Я пересказала очень кратко, но смысл примерно такой.
Когда Карл Маркс стал известен в Европе , в России царствовал Николай I.
Образованные люди России были хорошо осведомлены о борьбе пролетариата и буржуазии в Европе. Этой борьбе иногда сочувствовали, например Герцен. Он писал, что Евангелие буржуазии очень понятно:
"...умножай свой доход, как песок морской, пользуйся и злоупотребляй своим денежным и нравственным капиталом, не разоряясь, и ты сыто и почётно достигнешь долголетия, женишь своих детей и оставишь по себе хорошую память"... Такова общая атмосфера европейской жизни».
Большинство революционеров и либеральных деятелей России считали первоочередной задачей отнюдь не борьбу с буржуазией, которая в николаевской империи была немногочисленна и не организована политически. Освободительное движение стремилось осуществить две основные цели: отменить крепостное право и ликвидировать самодержавие.
Дать крестьянству землю и позволить народу жить как можно более независимо от государственной власти таким представлялся идеал будущей революции.
Теория Маркса не подходила для России, где большинство населения были крестьянами. По Марксу крестьяне тоже должны были разделиться на сельских буржуа и наемных работников.
В России же революционеры сделали ставку на крестьян. Революционеры, именно крестьян, готовы были поставить под свои знамёна против крупных помещиков и монархии.
Революционная молодежь отправилась в деревни - это течение получило название "хождение в народ". Из этого течения вышло много знаменитых революционеров как Плеханов, Михайлов, Перовская и другие. Первая организация называлась "Земля и воля".
Но революционеры столкнулись с тем, что крестьяне их не понимали, относились к ним настороженно как к городским баре, и даже иногда враждебно. После неудачного хождения в народ, организации "Земля и Воля" раскололась на "Народную волю" и "Черный передел". Последние продолжили вести агитационную работу.
Народники, как их называли, конечно читали Маркса и интересовались его учением. Впервые Маркс был переведен на русский в 1870 году. Перевели первый том "Капитала", который считался основным трудом Маркса.
"Капитал" в России выходил абсолютно легально. Императорской полиции и цензуре казалось идеи немецкого философа слишком сложными экономическими выкладками и никакой угрозы самодержавию не представляли. Многие народники считали так же, что идеи Маркса актуальны только для Европы, где есть буржуазия, а главная задача русских революционеров - это свержение монархии.
В России народники считали капитализм чем то чуждым, искусственно насаждаемым царизмом. Поэтому если свергнуть династию Романовых, то и капитализму и буржуазии придет крах.
Все народники называли себя социалистами. Но Маркс утверждал, что социализм можно построить только на базе мощной индустрии. В России ее не было. Народники же решили, что Россия может перепрыгнуть через капитализм и сделали ставку на крестьянскую общину и коллективную собственность на землю.
Народники разделились и пошли разными путями, одни так и остались пропагандистами это в основном "Черный передел" а вот "Народная воля" сделала ставку на террор. Они считали, что если убить царя, то произойдет политическое чудо, но оно не произошло. Народ на борьбу не поднялся после убийства царя Александра II.
Народовольцы направили новому императору Александру III письмо, в котором предложили компромисс: они прекращают террор в обмен на созыв парламента. Естественно император не согласился.
Полный провал революционной тактики народников привел к тому, что они стали пересматривать свои идеи. Георгий Валерьевич Плеханов глава "Черного передела" предложил выработать новую идеологию.
В Женеве в 1883 году возникла марксистская группа " Освобождение труда".
Учение Маркса Плеханов воспринял как несомненную истину, не подлежащую обсуждению. Человеческая история - это история борьбы классов за распределение собственности. Значит пролетариат может положить конец этой борьбе, уничтожив частную собственность. Первый марксист России утверждал, что Россия идёт по пути Европы. Он считал, что интересы буржуазии вступают в борьбу с интересами абсолютной монархии. Поэтому рабочему классу следует вместе с буржуазией свергнуть монархию. А затем бороться с бывшим союзником.
Вслед за Марксом Плеханов считал крестьянство обречённым классом. Крестьяне разделятся и пролетариат должен опираться на бедное неимущее крестьянство.
Но не все народники приняли Маркса. Многих не устраивал тезис Маркса о неизменности законов исторического развития. Например, Михайловский, не принял марксизм. Они выбросили из истории многомиллионную массу крестьянства, писал Михайловский.
Плеханов видел в марксистской идеологии возможность перехватить революционерам инициативу у буржуазных кругов и на этапе ещё борьбы занять господствующие позиции. Нельзя отдать борьбу в руки либералов считал Плеханов.
Именно благодаря Плеханову в России заинтересовались марксизмом. Среди студентов, университетской молодежи появились первые марксистские кружки, где изучали работы не только Маркса, но и Плеханова, Энгельса.
Но марксизм в России изучали не только революционеры, но и те самые либералы, о которых писал Плеханов.
Общество в России так и не пришло к единому мнению, чем же считать труды Маркса: идеологией радикальной революции или научным анализом капиталистического общества.
В России появилось крыло, которое не приняло идею о неизбежности революции и диктатуре пролетариата.
Этим крылом стали " легальные марксисты". Они выступали против сохранения самодержавного строя, но вместе с тем считали, что ставить вопрос о социализме в России слишком рано, так как уровень экономического развития в империи очень низкий по сравнению с Западом. Более того революционные идеи Маркса вредны для России потому, что дадут ядовитые всходы.
" Русскому обществу систематически прививали и продолжают прививать ложные представления о европейской культуре ...Идеи социализма и анархизма, политическая и агитационная деятельность европейских социалистов вот что только и выдавалось у нас за европейскую культуру ... Между тем социализм в Европе играл не творческую, а отрицательную роль. Социализм лишь толкал к социальным реформам, к улучшению условий промышленного труда, к более справедливому распределению податного бремени".
Струве считал, что надо идти на выручку к капитализму, считая капитализм прогрессивным, Струве поставил перед интеллигенцией задачу помогать капиталистическому развитию, не готовиться к борьбе с ним.
Против легальных марксистов в России выступал Мартов. Но в целом в 19 веке в России марксизм в основном критиковали.
Например русский выдающийся учёный Сергей Николаевич Булгаков подверг сомнению исторические, экономические и философские взгляды Маркса.
Булгаков считал, что законы истории определяются не только одной экономикой, но и религией, идеологией, нравственностью, искусством и другими формами человеческого общественного сознания, которые влияют на развитие личности. Он писал, что марксизм устраняет живую человеческую личность и неразрывно связанную с ней идею личной ответственности и творческой воли.
Как мы знаем, руководитель партии большевиков Ульянов- Ленин поверил в марксизм, он был ярым противником правого крыла марксистов, в частности Петра Бернгардовича Струве ( создатель кадетов).
Октябрь 1917 года прервал мировую полемику на семь десятилетий. Победил революционный марксизм и потерпел поражение лишь на исходе 20 века.