Самый весёлый праздник Масленица появился у нас (и в сопредельных странах, например в Беларуси) в стародавние времена. Некоторые исследователи считают, что вообще — в дохристианские. Но точных доказательств этому нет, и все версии типа "это до сих пор сжигают олицетворение языческой богини зимы и смерти, Мораны, встречая весну и поедая блины, символ солнца" кажутся притянутыми за уши. О том, что блины символизируют солнце, в середине XIX века пропагандировал А.Н. Афанасьев, вот только до него никто и нигде таких параллелей не проводил.
Я в этом смысле полностью поддерживаю версию Владимира Проппа, который считал, что праздник сохранил в себе черты архаичного культа плодородия и магических обрядов, связанных с наступлением нового года.
Ибо:
1. В русской традиции приход весны отмечался отдельно, на день весеннего равноденствия, а вот приход нового года долгие годы встречали 1 марта, и только в 1492 году перенесли на 1 сентября, ну а в 1700 году — на 1 января.
2. Первое упоминание о Масленице в исторических источниках встречается в XVI веке, однако в Лаврентьевской летописи (1092 год) есть строчка "продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч". Именно "Мясопуст" было (и есть) одним из названий этого праздника. И тут важно вспомнить, что Масленица является последней неделей перед Великим постом. По церковным канонам, мясо в это время есть уже не следует, а вот масла и сыра можно наесться вдоволь. Ещё одно из распространенных названий Масленицы — Сырная седмица. Кажется, что интеграция православных канонов в празднование нового года прошла более чем стремительно, но при этом сохранились традиции, напоминающие о скором начале полевых работ.
3. Масленица и Святки очень схожи и своими поминальными обрядами, о чём чуть подробнее распишу ниже, и стремлением как можно больше наесться и нагуляться, — как будто новый год перенесли, а вот праздник оставили как есть. Кстати, до 1698 года Масленица длилась 2 недели, после её сократили, ибо ну сколько можно отдыхать))
4. Само появление Масленицы не прослеживается в дальнейших событиях года. Эта антропоморфная сущность оживает только на короткий период, как Кострома или Купала, чтобы исчезнуть до следующего года. Но не бывает богов на неделю в году. Так что увязывание масленичных традиций с языческими божествами, в частности с Мораной, выглядит неубедительно.
5. Наши нынешние представления о сжигаемой Масленице как о существе "женского пола" вызваны трансформацией праздника в советские годы. Вообще, в середине 1920х Масленицу запретили, но в 1960х её решили вернуть, только уже без религиозной подоплёки, а просто как проводы зимы. Устраивались концерты, вернулись соревнования и гуляния, и чучело вновь начали сжигать. Только вот "женское". В то время как до революции Масленица частенько представала и в "мужском" обличье.
Каждый день праздника имеет своё значение. Прежде всего, Масленица делится на Узкую (с понедельника по среду) и Широкую (с четверга по воскресенье). На последние 4 дня Масленицы прекращались все работы, и начиналось самое что ни на есть народное гулянье.
Все цитаты историков, этнографов и исследователей далее в основном заимствовались у Владимира Проппа, "Русские аграрные праздники".
Понедельник — Встреча
В этот день начинали печь блины. Символ Масленицы, блин пришёл к нам из глубокой древности в первую очередь как поминальная еда, наряду с кутьей (не взаимозаменяя, а дополняя её). "Масленица была когда-то, как и Святки, поминальным праздником. За это, без сомнения, говорит обычная ритуальная еда — блины" (Д.К. Зеленин). Но постепенно поминание усопших стало просто частью Масленицы.
"Подобно тому как на Святках первый глоток посвящался предкам, так на Масленице поступали с первым блином: "В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на Сырной неделе, кладут на слуховое окошко для душ родительских" (Снегирев, вып. 2, 120). В других местах первый блин отдавали нищей братии - на помин усопших (Сахаров, Сказания, т. II, кн. VII, 72). "Набожные женщины, садясь за стол, едят первый блин за упокой усопших" (Терещенко, Быт, II, 330).
Утром в понедельник невестка отправлялась в родительский дом, куда вечером приходили в гости свёкр со свекровью. Вообще, всю масленичную неделю, особенно на вторую её часть, люби очень много ходят друг к другу в гости, много едят, пьют порой до совершеннейшего непотребства.
Вторник — Заигрыши
На второй день проводились окончательные смотрины невест, по сути в этот день было принято договариваться о свадьбах, которые потом проводились на Красную горку, когда заканчивался Великий пост. Брачный сезон начинался в святки и завершался на Масленицу, когда договоренности скреплялись окончательно. Раньше январь и февраль назывались свадебными месяцами не потому, что в это время играли свадьбы, а потому что договаривались об оных.
Одновременно продолжались гулянья и гостеванья. Молодежь каталась с горок, и весь смысл увеселения состоял именно в этом: именно молодые пары или будущие пары должны были хотя бы по 1 разу скатиться с горки.
Среда — Лакомка
Тот самый день, обросший множеством шуток, когда зять приходил на блины к тёще. Конечно, не его одного потчевали в доме, туда набивалось изрядно и других гостей. Но главным было показать расположение к мужу дочери.
Четверг — Разгуляй
В этот день праздник разливался во всю ширь.
Прежде всего, встречали Масленицу. К четвергу изготавливалось её изображение в виде куклы или чучела, мужского или женского пола. Так, к примеру, описывал эту встречу А.А. Макаренко в "Сибирском народном календаре"): "Робята, заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в "мужичье" платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом — стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посередине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты); на неё надевалось на некотором возвышении колесо, а на нём привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто".
Кстати, в народном фольклоре корыто обозначало гроб. До наших времен дошла, например, такая загадка: "Стоит корыто, другим накрыто".
Иногда роль Масленицы играл живой человек, в зависимости от региона. Пропп описывал сие так: "На сани устанавливался шест с колесом, а на колесе сидел мужик с вином и калачами. Такой пьяный мужик с лицом, вымазанным сажей или в женской одежде, весь обвешанный бубенцами, мог сидеть и на санях или верхом на лошади. Народ сопровождает эти сани пешком или в множестве саней, в которые садится как можно больше людей. Толпа провожает эту процессию с гиканьем, весельем, смехом, плясками, песнями."
Что касается игрищ, то кое-где ходили с колядками, но это было не повсеместным явлением, как и ряженые. А вот такие игры, как конские бега, "взятие снежного городка" или кулачные бои, на Руси были очень распространены. Вообще, многие развлечения на Масленицу были состязательного типа. Некоторые исследователи считают, что эти обычаи остались от древней традиции тризны, поскольку например на Святках соревновательных игр нет.
Из несостязательных развлечений были популярны уже упомянутое катание с гор (теперь уже для всех), катание по улицам на запряженных санях, устройство качелей, прыжки через костёр, ярмарки.
Пятница — Тёщины вечерки
В этот день уже тёща приходила к зятю с ответным визитом, а её дочь встречала с блинами. Обычно тёща приводила с собой всех возможных родственников и друзей, так что вновь ходили по гостям большими шумными компаниями, ели блины, веселились.
Суббота — Золовкины посиделки
Вновь в гости шли к молодой невестке, но на сей раз это делала не тёща, а золовка/золовки. При этом если золовки были не замужем, то невестка звала ещё в гости своих незамужних подруг, а если замужем — то подруг семейных.
В субботу кое-где существовал такой обычай, как целовник. Подгулявшая молодежь ездила целовать молодушек, которые первую Масленицу встречали замужем. Женщина должна была поднести каждому гостю ковш пива, а тот, выпив, трижды с ней расцеловывался.
Воскресенье — Проводы
Самый важный день, завершающий и подытоживающий празднества.
Прощёное воскресенье.
Кроме того, что люди просили прощения друг у друга, они обязательно шли на кладбища, чтобы обратиться к своим усопшим. С.В. Максимов рассказывал об этом так:
"...Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками... Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10-12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: "Прости меня (имярек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила". Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли".
Кроме того, в воскресенье провожали Масленицу — так же шумно и весело, как и встречали. Вновь организовывали сани, куда ставили чучело (с четверга до воскресенья оно ожидало свои проводы на видном месте, например на горке, с которой катались).
Во многих губерниях проводы Масленицы являлись пародией на настоящие похороны. П.В. Шейн: "...Затем одну бабу нарядят попом, наденут на неё рогожку наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на верёвке осметок — вместо кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы под предводительском попа пускаются в путь из одного конца деревни в другой, под пение различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши её пелёнкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей поп, размахивая "кадилом", кричит "аллилуйя", за ним кричит, шумит вся толпа — кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т.д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни".
Иногда Масленицу носили в корыте или в специальном ящике-гробе.
Важно, что Масленицу разрывали или сжигали именно за деревней, то есть на полях. Если сжигали, то по полям разбрасывался пепел. Если же Масленицу изображал живой человек, то на поле сжигали или раскидывали сноп, или просто солому. Часто бывало, что куклы делались в каждом доме, но коллективно уничтожалась только одна. Домашние Масленицы растрепливались в пределах семьи, и сено бросалось скоту.
Некоторые исследователи рассматривали (и рассматривают) уничтожение Масленицы как уничтожение зимы или даже смерти, поворот к весне. Но, повторюсь, никаких подтверждений этому нет. Тем более что весну встречали позже. И разбрасывание соломы или пепла по полям явно носило аграрно-магический характер, направленный на увеличение плодородия земли, на рост и размножение (по этой же причине в период масленичных гуляний в первую очередь чествовались молодые пары, по этой же причине масленичную солому бросали и домашнему скоту).
Кстати, на Купалу в кострах тоже ведь сжигали деревце или куклу. А на Кострому особо сделанную куклу топили или хоронили (обычай этот исчез еще в середине XIX века). Но, как и во время имитации похорон на Святки, как и при проводах Масленицы, эти обряды всегда носили пародийный, шуточный характер. Чем больше читаешь вот это всё, тем сильнее кажется, что в русской деревне пытались "понарошку" хоронить при каждом удобном случае. Зачем?..
Кажется вероятной теория, что древнейшие аграрные обряды подразумевали передачу силы растениям от антропоморфной сущности, той же Масленицы. При этом похороны именно что имитировались, ведь нужно было не умертвить существо, а передать его силу. Начинался новый год, и с ним приближался новый сезон полевых работ, к которым требовалось подготовиться не только физически.
Нынешний рассказ получился, кажется, чересчур серьезным. А хотелось просто съесть очередной блин и выпить ковш пива =) С первым днём весны вас!