Ей определенно нравится внимание. Она наслаждается им, утопает в нем, жаждет его. Сама мысль о том, чтобы получить эмоции и взгляды окружающих разгоняет кровь.
Она молода, красива, наделена чудесным голосом и прекрасно танцует.
Столь вольный цветок мог вырасти только в семье Ростовых.
Эта семья многим отличается от прочих и всего лишь одной чертой – в этой семье мать (Наталья) и отец (Илья Андреевич) хорошо ладят друг с другом. Не назвала бы это любовью, но в отношениях и взаимопонимании у них все хорошо. Наташа даже среди младших детей баловень судьбы – многое из ее шалостей ей сходит с рук, а окружающие снисходительно улыбаются ее задорному нраву и энергии.
Она дитя эмоций. Она живет сегодняшним днем и в ее сознании напрочь отсутствуют любые механизмы и шестеренки. Если она злится, то до крика «ненавижу», если на ней кто-то задержал взгляд, то сразу с трепетом «люблю».
Столь открытая эмоциональная позиция и отсутствие примитивных навыков сдерживания, распознавания или фильтрации эмоций приводят к тому, что Наташа с высоты вихря страстей падает на землю. Кажется, ломая себе пару ребер. Или разрушая собственные ожидания. Тоже подходит.
Как так вышло, что в какой-то момент она стала поглощена кем-то больше, чем своим женихом Андреем Болконским? Болконский поступил с одной стороны мудро, а с другой стороны кто его знает зачем он так вообще поступил – он дал ей свободу действий до своего возвращения. Если бы она увлеклась или полюбила кого-то другого до его возвращения, то он бы отступил. Взрослая и взвешенная позиция, здравый поступок. С морально-этической точки зрения вроде бы все соблюдено. И все же запуск сработал и пошел обратный отсчет.
Анатоль Курагин – заграничный щеголь местного производства. Стоило ему только пожелать знакомства с Наташей и обратить на нее свой взор, как услужливая сестра Жюли тут же взялась помогать устраивать времяпрепровождения дорогому брату. Они встречались несколько раз в свете и за эти встречи он действовал напористо, решительно, быстро завоевывая ее доверие и расположение. Открытому сознанию с ворохом эмоций не нужно многого. Достаточно было подарить ей ощущение того, что рядом с ним она чувствует себя не так неловко, как в компании остальных мужчин.
…отсутствия нравственных преград между ей и им… (Том второй, часть пятая, глава XV).
Я ваша нравственная преграда! Наташа, ты что творишь?! Ты вообще в курсе, что любовное послание тебе сочинял Долохов, а не Анатоль? Анатоль только выдал чужое за свое, чтобы получить то, что он хочет.
Все шло к тому, к чему пришло и меня принесло вместе с ними. (Том второй, часть пятая, глава XIII).
От неожиданности я потеряла дар вежливости и половину словарного запаса. И впервые у меня возникла мысль: почему чтение вызывает такие эмоции?
Я ведь просто читатель. История сформирована, написана и не будет меняться. Все сюжетные ходы и повороты известны заранее. Тогда почему так? Что происходит? Включаются механизмы проживания того, что пережить в реальной жизни невозможно. Либо же включается механизм подгонки и история накладывается на жизнь человека. Выходит, что человек реагирует, когда происходит не совпадение ориентиров и ценностей? Почему он реагирует? Почему лично меня это задело и мне не было все равно? Потом, конечно, эмоции улеглись, однако, первичная реакция была очень бурной.
Я думала, что на этом все и это вторая моя ошибка.
Я совершенно случайно в голосовом сообщении при обсуждении обронила фразу: «чуть ли не сбегает с ним» и буквально спустя несколько страниц я получаю подтверждение тому, что готовится побег. Анатоль тщательно готовить побег: нанимает извозчика, готовить шубу, еду, напитки в дорогу, жилище для отступления и даже священнослужителя находит, чтобы обвенчал их. Выглядит довольно серьезно. На мгновение мелькнула мысль: что, если все это всерьез..? Потому я вспомнила, что он женат и благие мысли тут же сдуло праведным гневом.
Побег не удается, свадьба расстроена (на эмоциях Наташа написала Марие, что все отменяется и что она передумала выходить замуж за ее брата) и как бы ни старались ее родители исправить ситуацию – ничего не вышло, письмо было отправлено (на радость всей чете Болконских и мне заодно). Сама Наташа начала чахнуть на глазах – у нее открылись душевные раны, которым не просто затянуться. И которые так любезно залатал своим обществом Пьер. А может и по складу характера она относительно быстро оправилась.
Еще есть вопрос к Соне: зачем она прочитала чужое письмо и почему она ее остановила? Разве чтение чужих писем – приличное занятие? Соня мыслит здраво и говорит, что если бы у него были серьезные намерения, то он приходил бы к ним в дом. Не прочитай она письмо, не прояви любопытства, то Наташи бы уже не было в стране. Любопытство не всегда порок. Иногда это работает во благо. Главное суметь этим знанием распорядиться.
Наташа проходит большой путь и взрослеет буквально на глазах. В последние дни жизни Андрея она не отходит от его постели, ладит с его сестрой и в будущем становится женой, которая тонко управляет мужем и всем имением. Она выросла в умную, тонко чувствующую и немного коварную женщину. Впрочем, Пьер не отказывает от толики ее капризов. Их семью это даже бодрит.
Как думаете, чего не хватило Наташе для успешного плана побега? И как мог бы развернуться сюжет, если бы побег удался?