Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему Россия не может возобновить производство «Русланов», аналогов которым нет в мире до сих пор?

Оглавление

Разговоры о том, что неплохо бы возобновить производство легендарных самолётов Ан-124 «Руслан», в России начались в 2018 году. Спустя менее чем год Украина тоже озаботилась темой такого же производства. Однако создание «Русланов» на данный момент ни в одной из стран возобновлено не было: проект этот крайне дорогой, самолётостроительные заводы пришли в упадок, да и чтобы выполнить столь сложную работу требуются весьма квалифицированные и опытные специалисты. Но дело не только в этом.

Вместительный и надёжный, быстрый и устойчивый в полёте, высокогрузоподъёмный и оборудованный по последнему слову техники Ан-124 «Руслан» до сих пор превзойти не смог ни один самолёт мира.

На данный момент воздушных машин «Руслан» создано всего 56 штук, в том числе и «наземный» прототип для испытаний. Примерно 36 Ан-124 эксплуатирует Россия (плюс один размещён на хранение), 7 находятся в распоряжении Украины, ещё по одному такому самолёту имеется у ОАЭ, Ливии и Азербайджана, остальные ― погибли во время испытаний, плановых полётов либо военных действий.

-2

Производство «Русланов» работало в 1984―2004 годы. Производственное объединение в Киеве к 1994 году создало 17 самолётов, а авиационно-промышленный комплекс в Ульяновске к 1995 году построил 33 таких воздушных машины. После распада СССР финансово-экономическая ситуация резко ухудшилась, потому создание самолётов прекратилось. И не удивительно: в пересчёте на современные цены Ан-124 «Руслан» мог стоить более 300 млн долларов.

Один недостроенный самолёт остался в Киеве и ещё три ― в Ульяновске. К 2015 году в России модернизировали 22 из имеющихся самолётов Ан-124. В процессе модернизации были обновлены крылья, фюзеляж, шасси, заменена система навигации, авионики, отдельных деталей борта, а также увеличена грузоподъёмность.

-3

Продолжить совместно производить серийно Ан-124 Россия и Украина хотели с 2006 года. Двумя годами ранее речь шла лишь об увеличении грузоподъёмности. Долгое время велись разговоры о том, чтобы делать как минимум по две таких лётных машины в год, но, при наличии достаточного количества заказов, создать к 2030 году более 100 штук. В 2008 году расчётная стоимость одного «Руслана» уже превышала 160 млн долларов.

Заказы от ряда предприятий вскоре поступили, их было достаточно, как и производственных мощностей. По некоторым данным, производство также стартовало. Только вот в 2014 году начался вооружённый конфликт в Донбассе, что мгновенно поставило крест на совместных российско-украинских планах производства. С тех пор и ремонтировать-то свои самолёты каждая из стран стала самостоятельно.

В 2019 году в ГК «Укроборонпром» заговорили о возобновлении строительства самого грузоподъемного в мире серийного самолета Ан-124 «Руслан». Для выполнения проекта предполагалось задействовать детали зарубежного производства вместо российских оригинальных запчастей.

Ан-124 настолько огромен, что в его грузовом отсеке помещается фюзеляж пассажирского самолёта.
Ан-124 настолько огромен, что в его грузовом отсеке помещается фюзеляж пассажирского самолёта.

Задача оказалась непосильной, ведь процесс импортозамещения, разработка документации, выбор оснащения и технологических процессов стоит настолько дорого, что выпуск даже одного самолёта, вероятно, окажется экономически невыгодным. Научный и промышленный потенциал Украины во многом утерян, а ведь в период СССР чуть ли не за каждый технологический процесс отвечало отдельное предприятие. Например, один завод изготавливал фюзеляж, другой ― контрольно-измерительные приборы, третий ― электронику, четвёртый ― двигатель и так далее. К тому же, за годы, прошедшие со времён распада Союза, госпредприятие «Антонов» покинули ведущие конструкторы, многие из которых перебрались в США, Китай и другие страны.

Почему Россия не может выпускать Ан-124 самостоятельно?

С 2014 года ремонт и модернизацию всех имеющихся у России Ан-124 осуществляет лишь авиастроительный завод в Ульяновске ― ЗАО «Авиастар-СП». Естественно, и планируемое возобновление производства должно было начаться здесь.

Осенью 2015 года украинский ГП «Антонов» отказался от участия в работе совместного проекта «ОАК-Антонов», в результате чего компания «Волга-Днепр» не могла самостоятельно обеспечивать жизненный цикл самолётов Ан-124, хотя и пыталась решить данный вопрос. Были проблемы юридического характера, Украина просто вставляла России палки в колёса, не продлевая сертификаты летной годности и прочие необходимые документы.

В 2018 году киевский завод ГП «Антонов» сообщил, что Россия не имеет право ни модернизировать, ни уж тем более начинать производить новые «Русланы», так как её специалисты не имеют ни достаточной информации об особенностях конструкции самолёта, ни необходимых технических знаний.

Сразу два "Руслана" рядом
Сразу два "Руслана" рядом

Со стороны такое заявление выглядело так, будто бы Украина, не имея возможности для выпуска новых самолётов, просто не хочет, чтобы такая уникальная машина была у России. Эксперты поговаривали, что украинское авиастроение не только планирует оттеснить с рынка российские самолёты, но и усложнить использование российских Ан-124 в воздушных пространствах прочих государств.

Дело в том, что держателем сертификатов на самолеты «Руслан» является именно ГП «Антонов», но уже много лет предприятие не выполняет обязательств по поддержанию летной годности российских Ан-124, а значит, Россия может заняться решением проблемы самостоятельно.

В 2020 году на ульяновском заводе успешно отремонтировали шесть «Русланов», не прибегая к помощи Украины. Ресурса имеющихся воздушных машин должно хватить до 2040 года. Вопрос же возобновления производства пока решить не удаётся, хотя, возможно, это лишь дело времени.

Почему Ан-124«Руслан» уникален?

Самолёт Ан-124 был плодом коллективного разума и творчества множества умов и производственных мощностей СССР, а не отдельно Украины и России. Для создания деталей и элементов этой чудо-машины привлекались сотни предприятий изо всех уголков Союза. Понятное дело, что создать что-либо подобное даже в современных условиях можно, лишь если привлечь специалистов чуть ли не со всего мира!

Что же до названия, то тут две версии. Первая ― отсылка к поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила», где Руслан был богатырём. Другая же, более правдоподобная, сообщает, что конструктор Олег Антонов просто придумал аббревиатуру из слов «РУСский Лайнер АНтонова».

Если было интересно, ставь лайк и подписывайся на мой Телеграм, потому что алгоритмы Дзена показывают статьи только десятой части подписчиков. А ниже ещё несколько интересных статей: