"Гардемарины в Южной Америке" — так можно вкратце описать киноленту В. Попкова по одноименному роману Джека Лондона, вышедшую на экраны в 1992 году и ставшею волею судьбы последним фильмом, маркированным "сделано в СССР".
У нас в третьем классе начальной школы эта книжка Лондона ходила по рукам. Ее запустил в массы мой приятель Леха Ковалев. Я как раз к тому времени перечитал всего Жюль Верна (из того, что смог нарыть в домашней и школьной библиотеках, а также у приятелей) и переключился на других писателей приключенческого жанра: Луи Буссенара, Майн Рида, Фенимора Купера и, конечно же, Джека Лондона.
Надо ли говорить, что "Сердца трех" я прочел запоем.
"Вот бы сняли фильм по этому роману, — подумал я, перелистывая последнюю страницу. — По типу "В поисках капитана Гранта" (читайте мою рецензию на этот телесериал - здесь).
Потом я на всякий случай прочел предисловие и узнал, что книжка как раз писалась с расчетом, что по ней снимут фильм. Так я понял, что предисловия бывает полезно читать. Правда, в данном случае, — не очень, потому что экранизацию я так и не нашел. Ее не анонсировали ни в "Ленинградской кинонеделе" среди фильмов "повторного выпуска", не показывали ни по одному из четырех телеканалов. Кроме того, в 1987 году еще не было интернета, из которого можно было б узнать, что труды Джека Лондона остались напрасными.
Короче, Голливуд "Сердцами трех" не заинтересовался, хотя другие вещи самого популярного и высокооплачиваемого в мире писателя экранизировал охотно. А в "Морском волке", экранизированном в 1913 году, Джек Лондон даже сыграл эпизодическую роль моряка.
И это довольно странно, потому что сюжет "Сердце" прямо-таки просился на экран, да и публика испокон веков любила экзотические приключения. К тому же Лондон и его соавтор, киносценарист Чарльз Годдард, планировали не просто фильм, а сериал, которые как раз вошли в моду, все эти истории с продолжением: сиквелы, триквелы и т.д.
В итоге авторам пришлось довольствоваться, по старинке, "печатным сериалом", — роман публиковался частями в газете New York Journal American в 1919 — 1920-х годах.
И вот надо же было такому случиться, что до сих пор единственную экранизацию "Сердец трех" осуществили в СССР. Последний роман Джека Лондона стал также последним советским фильмом. В этом усматривается даже какая-то мистическая связь... Недаром ведь Джек Лондон был одним из любимых зарубежных писателей в Советском Союзе и недаром ведь он был американским коммунистом!
Снимать фильм начинали в СССР, а закончили в России и на Украине, причем лишившись госфинансирования и набрав кредитов.
Но трудности только закаляют характер: фильм не только вышел на экраны в двух полноценных частях, но и был перемонтирован в телесериал, таким образом, его создатели даже перевыполнили план Лондона — Годдарда.
Получился фильм, впрочем, весьма слабым. Равно как и другие приключенческие позднесоветские фильмы. Вроде бы все то же самое: "шпаги лязг и свист картечи", залихватские выкрики, ухарство, при общении с дамами — жаркий, томный, напористый шепот, открытые лица, дерзкий взгляд... а также неприкрытая наивность и отвага персонажей, песни, медленный темп повествования... Но все это — какое-то бледное, тающее, истончающееся, полупрозрачное... Советский приключенческий кинематограф уже ступил одной ногой в царство смерти.
Поэтому наши приключенческие фильмы, снятые после 1989 года, лично меня пересматривать не тянет.
Оценка: 5,5 из 10.
Режиссер: Владимир Попков
Сценарий: Роман Фурман, Олег Колесников (по роману Джека Лондона)
Оператор: Павел Небера
Композитор: Олег Кива,
В ролях: Алёна Хмельницкая, Сергей Жигунов, Владимир Шевельков, Рафаэль Котанджян, Пирет Мянгел, Игорь Кваша, Дмитрий Харатьян, Лиза Доля, Альгимантас Масюлис.
Читайте также на моем канале: