Найти в Дзене
ВТБ Страна

Кому сказать спасибо? Меценаты рубежа веков, чьи имена стоит знать

Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, Морозовы и Щукины — первый ряд благотворителей и меценатов у нас на слуху. Однако, кроме этих громких имен, на благо русской культуры потрудились и другие, менее известные, но не менее значимые коллекционеры и меценаты. Рассказываем о самых интересных. Бизнес. Текстиль. Благотворительность. Поддерживал неимущие слои населения, издавал книги, собрал коллекцию русской живописи и скульптуры, строил школы, училища и больницы (в том числе будущую Боткинскую), завещал почти все средства на образование и поддержку бедных. Коллекция. Известный художник-академист 19 века Александр Риццони говорил: «Если бы не собирательская деятельность таких меценатов, как Третьяков, Солдатёнков, Прянишников, то русским художникам некому было бы продать свои картины, хоть в Неву их бросай». Собрание Солдатёнкова насчитывало 258 картин русских живописцев и 17 скульптур, библиотеку в 8 тысяч книг и 15 тысяч журналов. Помимо живописи и скульптуры, он собирал икон
Оглавление

Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, Морозовы и Щукины — первый ряд благотворителей и меценатов у нас на слуху. Однако, кроме этих громких имен, на благо русской культуры потрудились и другие, менее известные, но не менее значимые коллекционеры и меценаты. Рассказываем о самых интересных.

Козьма Солдатёнков по прозвищу Козьма Медичи

Аполлинарий Горавский. «Портрет Козьмы Солдатёнкова», 1857 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Аполлинарий Горавский. «Портрет Козьмы Солдатёнкова», 1857 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Бизнес. Текстиль.

Благотворительность. Поддерживал неимущие слои населения, издавал книги, собрал коллекцию русской живописи и скульптуры, строил школы, училища и больницы (в том числе будущую Боткинскую), завещал почти все средства на образование и поддержку бедных.

Коллекция. Известный художник-академист 19 века Александр Риццони говорил: «Если бы не собирательская деятельность таких меценатов, как Третьяков, Солдатёнков, Прянишников, то русским художникам некому было бы продать свои картины, хоть в Неву их бросай».

Собрание Солдатёнкова насчитывало 258 картин русских живописцев и 17 скульптур, библиотеку в 8 тысяч книг и 15 тысяч журналов. Помимо живописи и скульптуры, он собирал иконы и графику. С коллекцией в свое время ознакомились Антон Чехов, Лев Толстой, Иван Аксаков и другие деятели русской культуры.

За 45 лет на средства Козьмы Солдатёнкова было выпущено более 200 исторических и художественных произведений, среди них сочинения Герцена и Белинского, стихи Огарёва и Некрасова, труды историков Грановского, Забелина, Ключевского и многое другое. Солдатёнков первым издал «Отцов и детей» Ивана Тургенева.

Жемчужины коллекции Солдатёнкова

Судьба коллекции. Солдатёнков завещал всю коллекцию Румянцевскому музею. После ликвидации музея она была распределена между Третьяковской галереей, Русским музеем и другими пинакотеками страны. Более 8 тысяч книг Солдатёнкова хранится в Российской государственной библиотеке.

Михаил Боткин: сын «чайного короля», художник, коллекционер

Михаил Боткин. Начало 20 века, фотография из архивов Государственного Русского музея, Санкт-Петербург © Public domain
Михаил Боткин. Начало 20 века, фотография из архивов Государственного Русского музея, Санкт-Петербург © Public domain

Бизнес. Банковское дело, судостроительство, продолжение отцовского «чайного» бизнеса.

Благотворительность. Семья Боткиных жертвовала большие суммы на церковные нужды, образование, помогала детям, женщинам, сиротам, бедным, больным, строила больницы.

Коллекция. На рубеже 19–20 веков коллекция Михаила Боткина считалась одной из крупнейших не только в России, но и в Европе. Ее составляли произведения древнерусского прикладного искусства 11–18 веков и отдельные памятники зарубежной культуры, особенно византийской.

Жемчужины коллекции Боткина

Судьба коллекции. Основная часть распределена между Русским музеем и Эрмитажем.

Мария Тенишева: неутомимая просветительница «русских Афин»

Илья Репин. «Портрет княгини Марии Тенишевой», 1896 год, Смоленский государственный музей-заповедник © Public domain
Илья Репин. «Портрет княгини Марии Тенишевой», 1896 год, Смоленский государственный музей-заповедник © Public domain

Бизнес. Наследство плюс удачное второе замужество. Избранником Марии стал крупный предприниматель и меценат, автор книг по агрономии и этнографии Вячеслав Тенишевев, которого за деловую хватку и успех называли «русским американцем».

Благотворительность. Открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам. В Петербурге основала рисовальную школу (там преподавал Илья Репин), в Смоленске учредила музей «Русская старина», в имении Талашкино под Смоленском создала бесплатную художественную студию, финансировала издание журнала «Мир искусства», спонсировала ряд проектов Сергея Дягилева. Талашкино под руководством Марии Тенишевой стало настоящим учебно-просветительским центром, «русскими Афинами», как говорили тогда. Здесь обжигали керамику под руководством Михаила Врубеля, вышивали узоры для костюмов по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина, был оркестр русских народных инструментов и театр.

Коллекция. Предметы народного творчества и произведения известных мастеров. Национальные костюмы, посуда, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками, обширное собрание русской живописи.

Жемчужины коллекции Тенишевой

Судьба коллекции. Большая часть хранится в Смоленском государственном музее-заповеднике.

Фёдор Плюшкин: собиратель «сокровищницы прошлого»

Иван Жданко. «Портрет Фёдора Плюшкина», 1879 год, Псковский музей-заповедник © Public domain
Иван Жданко. «Портрет Фёдора Плюшкина», 1879 год, Псковский музей-заповедник © Public domain

Бизнес. Галантерейная торговля.

Коллекция. По словам Николая Рериха, коллекция являлась «редкой сокровищницей прошлого России». Она отличалась чрезвычайной пестротой. Наряду с уникальными предметами в ней попадались предметы сомнительной ценности. Сам коллекционер объяснял это тем, что ему приходится скупать у старьевщиков весь товар сразу, не разбирая на ценное и проходное. Также не существовало никакого письменного каталога коллекции. Все знания об экспонатах хранились лишь в памяти собирателя. Коллекция насчитывала около миллиона экспонатов. В нее входили памятники традиционной культуры многих народов мира, старинные рукописи, иконы, гравюры, литографии, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, почтовые марки, монеты, медали, ордена, масонские вещи и так далее. Еще в коллекции были личные вещи Пушкина, автографы Гоголя и Суворова и украшения, которые вырезал из слоновой кости император Павел I.

Жемчужины коллекции Плюшкина

Судьба коллекции. Она чуть было не ушла за границу, но император Николай II выкупил ее на свои личные средства. Сейчас экспонаты хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Библиотеке Российской академии наук. Часть коллекции осталась в Пскове и хранится в Псковском музее-заповеднике.

Без меценатов и благотворителей наше представление о русском искусстве и истории было бы гораздо беднее — интересно думать об этом, посещая музеи. Например, выставку «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в Пушкинском музее, проходящую при поддержке банка ВТБ. А если вы хотите подробнее узнать про людей, которые сохранили для нас отечественную культуру, предлагаем посмотреть вебинар «История благотворительности в России: как династии Третьяковых, Шереметевых и Орловых меняли страну».