Найти в Дзене
Светлана Ахмедова

О возвращении белогвардейцев в п. Верещагино Пермской губернии весной 1919 года. В поселке патрулируют 200 китайцев.

Известно, что в марте 1918 года в Пермской губернии был создан китайский добровольческий отряд. Его 250 бойцов 28 июля 1918 года были отправлены на фронт. Они в составе отряда особого назначения участвовали в подавлении крестьянских мятежей в Воткинском уезде. Также, принимали участие в боях в районах селений Частые, Бабки, Ножовка, Крылово, Елпачиха, Барда, Елово. О наличии китайских формирований пишет и местная газета «Свободная Пермь», в которой вновь прибывшие белогвардейцы констатируют данный факт. Попутно, они рассказывают о недоверчивости населения к сибирякам в результате обманчивых действий красноармейцев. Текст той самой статьи в номере 59 от 28 марта 1919 года. "Станция Верещагино. Некоторые верещагинцы недоверчиво отнеслись к факту занятия Верещагина сибиряками. Эту недоверчивость заметили сибиряки и уже из расспросов населения поняли, что под властью красных немудрено было сделаться «мудрыми, яко змии». Выяснилось, что красные, владычествуя в Верещагине, не раз надевали на

Известно, что в марте 1918 года в Пермской губернии был создан китайский добровольческий отряд. Его 250 бойцов 28 июля 1918 года были отправлены на фронт. Они в составе отряда особого назначения участвовали в подавлении крестьянских мятежей в Воткинском уезде. Также, принимали участие в боях в районах селений Частые, Бабки, Ножовка, Крылово, Елпачиха, Барда, Елово.

О наличии китайских формирований пишет и местная газета «Свободная Пермь», в которой вновь прибывшие белогвардейцы констатируют данный факт. Попутно, они рассказывают о недоверчивости населения к сибирякам в результате обманчивых действий красноармейцев.

Текст той самой статьи в номере 59 от 28 марта 1919 года.

"Станция Верещагино.

Некоторые верещагинцы недоверчиво отнеслись к факту занятия Верещагина сибиряками. Эту недоверчивость заметили сибиряки и уже из расспросов населения поняли, что под властью красных немудрено было сделаться «мудрыми, яко змии». Выяснилось, что красные, владычествуя в Верещагине, не раз надевали на плечи погоны и отправлялись в деревни под видом белых. Обрадованные жители деревень угощали приезжих, как белоармейцев, а гости, пообедав, заявляли: «ну, пообедали, теперь надо платить» и платили уже по-красноармейски… плетями.

«Стань прыгать от радости, что попали к белым, а вдруг это провокация, в роде прежних, кабы не пришлось прыгать подобно рыбе на сковороде». Так рассуждали верещагинцы.

На станции за время «междоусобной брани» были две эвакуации. Первая, когда сибиряки подходили на 6 верст к станции, но под давлением больших сил противника вынуждены были временно отойти. Некоторые служащие, уклонившиеся от этой эвакуации, заплатили за это уклонение своей жизнью. При второй, окончательной уже эвакуации уклонений этих не было.

Красными оставлено было для защиты станции 200 «товарищей-китайцев». Сыны «страны церемоний» не поцеремонились бы с уклоняющимися от эвакуации. Передают, что за «аррьергардно-карательное» пребывание на станции «ходям» назначена была от красных награда в 40 тыс. рублей, о чем свидетельствует попавший в руки сибиряков документ.

Китайцы за время своей «диктатуры» ввели пропуски для движения по поселку. Хитрый обыватель иногда «стряпал» себе такие пропуски сам с печатью «своедельщиной», китайцы пропусков не читали, а смотрели, есть ли на них «колеско», как они называли печать. Конечно, люди … - «местная буржуазия» - привлечены были к общественным работам и чистили тротуары. Памятником этих работ остались стихи изделия местного поэта вроде таких:

Раньше был приказчик,
Продавал товары,
А теперь в ремонте –
Чищу тротуары.

Перед второй эвакуацией у некоторых обывателей станции было отобрано имущество, так у священника о. Н. Юшкова было отобрано даже детское белье. Эвакуированы были со станции припасы – хлеб и мясо, но неудачно. Возчики, хорошо знающие дороги, выехав из Верещагина с припасами, сделали дорогой круг и въехали в то же Верещагино уже с другой стороны и уже при белых. Разбитые в бою китайцы разбежались по деревням.

Теперь жизнь в Верещагине налаживается. Прибыли служащие из Перми, командированные для замещения эвакуированных «красными». Взамен увезенных красными приборов до фонарей и стрелок включительно – привезены новые. Обыватели Верещагина выходят из красно-революционной оцепенелости. Еще немного и жизнь забьет ключом".

Как мы понимаем, красные вернулись достаточно скоро, и тогда уже обозначилось начало становления советской власти.

Газета «Свободная Пермь» №59 от 28 марта 1919 года, пятница.
Газета «Свободная Пермь» №59 от 28 марта 1919 года, пятница.