Найти в Дзене
Книжная башня

Лабиринт, или "Замок" Франца Кафки

КНИГА В СПИСКАХ: «Замок» - один из немногих неоконченных романов писателя, которые тот успел написать до своего печального конца. Люди умирают, а книги остаются. Рукописи не горят; «Замок» стал контрапунктом в творчестве Кафки наряду с его знаменитым «Процессом», породив массу теорий, толкований и даже целый раздел в литературоведении – кафковедение. Да-да, есть такая наука, исследующая творческий, писательский феномен австрийского автора, который прожил нелегкую, но насыщенную жизнь, полную страданий, метаний, духовного поиска и творчества. Кафка известен как создатель своего уникального стиля, автор в чем-то парадоксальных рассказов и повестей, где градус абсурда зашкаливает и вступает в игру с реальностью, где персонажи словно бы помещены в лабиринт с невидимыми границами, без входа и выхода. Формально «Замок» - это история о землемере, который прибыл в австрийскую деревню для выполнения некой работы. И для того, чтобы приступить к ней, ему необходимо получить что-то вроде разрешен

КНИГА В СПИСКАХ:

«Замок» - один из немногих неоконченных романов писателя, которые тот успел написать до своего печального конца. Люди умирают, а книги остаются. Рукописи не горят; «Замок» стал контрапунктом в творчестве Кафки наряду с его знаменитым «Процессом», породив массу теорий, толкований и даже целый раздел в литературоведении – кафковедение. Да-да, есть такая наука, исследующая творческий, писательский феномен австрийского автора, который прожил нелегкую, но насыщенную жизнь, полную страданий, метаний, духовного поиска и творчества. Кафка известен как создатель своего уникального стиля, автор в чем-то парадоксальных рассказов и повестей, где градус абсурда зашкаливает и вступает в игру с реальностью, где персонажи словно бы помещены в лабиринт с невидимыми границами, без входа и выхода.

Формально «Замок» - это история о землемере, который прибыл в австрийскую деревню для выполнения некой работы. И для того, чтобы приступить к ней, ему необходимо получить что-то вроде разрешения в местной администрации, которая находится в старинном замке на холме, прекрасно видимом из низины. Но за простенькой фабулой этой пасторальной истории кроются поистине геологические пласты смысла.

Опять автор использует в тексте прием абсурдного, ничем не мотивированного ожидания неизвестности, под разными предлогами заставляющего его героя топтаться на месте и вариться в собственном соку. Образ замка обрастает мифами. Вынесенный за скобки сюжетного действия, замок становится как бы неизвестной переменной в уравнении, иксом, который можно понимать и трактовать на свое усмотрение. Автор поднимает тему бюрократии, бессмысленного и бредового чиновничьего аппарата, который существует сам для себя, и, единожды попав в эту систему, человек вязнет в ней как мошка в янтаре – пытаясь пробиться через бесконечные кабинеты к нужному чиновнику, заполняя бесчисленные заявления, бланки, мотаясь из кабинета в кабинет, в которых сидят одинаковые люди. В коридорах замка можно провести всю жизнь, в бесконечном ожидании на выдачу бумажки, которая, в конечном счете, не будет иметь никакой юридической силы. Чистый, ничем не замутненный абсурд.

-2

Снова не результат, а процесс, не действие, а ожидание и чувство безысходности, от которой натурально задыхаешься. Гидра бюрократии похожа на чудовище, пожирающее целые временные пласты и жизни. Очень актуально, особенно в наших реалиях. Есть два мира – приземленный человеческий с его нехитрыми радостями и как бы возвышенный государственный с его бесконечными правилами и должностями.

Роман не был закончен, но, несмотря на это, уже в написанном тексте имеется четкий посыл автора к читателю – попытка прочувствовать на своей шкуре все «прелести» медлительной, неповоротливой государственной машины, когда разрешения на какое-то действие можно ждать годами.

Поразительно, но Кафке удалось сконцентрировать в тексте целый бумажный мир бесконечных резолюций, согласований и инструкций похлеще наших классиков, описывавших будни русского чиновничества.

Сложный, многогранный роман, который может показаться кому-то скучным.