Найти в Дзене
Книжная башня

Роман-головоломка, или "Процесс" Франца Кафки

КНИГА В СПИСКАХ:

Йозеф К., в отношении которого был возбужден уголовный процесс по обвинению в непонятном преступлении – это собирательный образ нервного гражданина в современном обществе, совершенно не защищенного от произвола государства. С потрясающей, будничной ясностью Франц Кафка рисует нам мир, в котором каждого из нас, если появится такая необходимость, можно задержать по подозрению, привлечь к ответственности и осудить – ни за что. Такие темы особенно актуальны и сегодня.

Этот роман стал определяющим в направлении постмодернистского абсурда, поскольку именно здесь писателем блестяще применен метод «бесконечного отложения» действия, благодаря чему на протяжении всего сюжета создается и нагнетается нечеловечески густое напряжение, тревожное ожидание какого-то события. Но парадокс заключается в том, что в книге ничего существенного не происходит. Весь роман – это ожидание, мучительное ожидание хоть какой-то развязки истории.

Но постепенно с ужасом осознаешь, что название романа следует понимать не в строго юридическом смысле как судебного процесса над отдельно взятым человеком. Все гораздо серьезнее. Кафка показывает процесс «перемалывания» человека в мясорубке государственной машины, способной превратить любого, любого из нас в послушного зашуганного раба, совершенно бессильного перед Системой.

-2

Еще здесь с потрясающей четкостью отражено человеческое бессилие. Ты можешь возмущаться, ходить по инстанциям, пробовать защищать свои права, трясти ручонками с трибуны, и даже оправдываться перед собранием слушателей, доказывая свою невиновность в фантомном преступлении, которого не совершал. Но это не имеет ровным счетом никакого значения. Заочный приговор уже вынесен, и даже находясь на свободе, ты никуда не денешься от преследователей. Система настигнет тебя, поймает и перемелет в труху. Поэтому в «Процессе» важны не сами сюжетные повороты, а то, как они построены и какое создают ощущение. Абсурдная угроза выступает мощным литературным инструментом для введения читателя в состояние катарсиса, погружение его в вязкое чувство тревоги, не самое приятное.

Роман также относят к структурализму, потому что отельные части произведения можно читать как по отдельности, так и в любой последовательности, действительно важное значение имеет лишь начало и конец истории, все остальные эпизоды лишь добавляют атмосферы, раскрывая произведение с разных сторон.

«Процесс» - это тяжелая книга не для удовольствия.

«Процесс» - это роман поколения, знаковое произведение в жанре, и пожалуй что «опус магнум» самого Кафки, позволяющий по-иному взглянуть на систему государственного принуждения, на вопросы взаимоотношения человека и государственной машины, бреда бюрократизма, ущемления прав и свобод.

Но самое интересное заключается в том, что понимать «Процесс» можно по-разному. Это и есть постмодернизм.

Приятного… нет, полезного чтения.