Найти в Дзене

Готовность к школе: нейропсихологический подход

Когда говорят о готовности ребенка к школе, чаще всего думают об умении читать, считать и писать. А ведь это не самое главное и даже не обязательное. Если напрямую спросить завуча начальной школы или учителя младших классов, должен ли уметь читать и писать ребенок, поступающий в первый класс, то честный ответ будет «Нет». Этому должны научить в школе. Более того, обучение чтению раньше 6 лет может даже навредить ребенку. Но есть ряд обязательных навыков и умений, без освоения которых учиться в школе ребенку будет очень непросто. Сегодня мы поговорим о нейропсихологической готовности ребенка к школе. Разберемся, что она включает и на что важно обратить внимание, принимая решение «пора или не пора в школу». Нейропсихологический подход строится на знаниях о том, как развиваются высшие психические функции человека или, простыми словами, как созревает головной мозг. С точки зрения нейропсихологического подхода к первому классу определенного уровня развития должны достичь энергетические воз

Когда говорят о готовности ребенка к школе, чаще всего думают об умении читать, считать и писать. А ведь это не самое главное и даже не обязательное. Если напрямую спросить завуча начальной школы или учителя младших классов, должен ли уметь читать и писать ребенок, поступающий в первый класс, то честный ответ будет «Нет». Этому должны научить в школе. Более того, обучение чтению раньше 6 лет может даже навредить ребенку.

Но есть ряд обязательных навыков и умений, без освоения которых учиться в школе ребенку будет очень непросто. Сегодня мы поговорим о нейропсихологической готовности ребенка к школе. Разберемся, что она включает и на что важно обратить внимание, принимая решение «пора или не пора в школу».

Нейропсихологический подход строится на знаниях о том, как развиваются высшие психические функции человека или, простыми словами, как созревает головной мозг. С точки зрения нейропсихологического подхода к первому классу определенного уровня развития должны достичь энергетические возможности ребенка, функции восприятия и переработки информации, а также возможности регуляции и контроля психической деятельности. В чем это выражается?

Ребенок в течение 45 минут может не просто спокойно находится за партой, а быть сосредоточен, занимаясь произвольной деятельностью, то есть он может не отвлекаться и не уставать, выполняя задания учителя. У будущего первоклассника ровный эмоциональный фон, нет резких перепадов настроения, чрезмерной реакции на неудачи.

Ребенок может воспринимать и усваивать новые знания и умения. Старший дошкольник различает звуки, формы и цвета, умеет выделят общие и различающиеся признаки, проводит простые аналогии, понимает скрытый смысл картинки, может пересказать текст из 6-7 предложений и сформулирует его мораль, может запомнить минимум 5 из 10 слов, не связанных между собой.

Ребенок, готовый к школе - ловкий, координированный: умеет бросать и ловить мяч, легко прыгает и бегает, с легкостью собирает мозаику по схеме, свободно владеет кистью, у него сформирован правильный захват ручки, он может легко рисовать и копировать простые фигур, может завязать шнурки. У старшего дошкольника достаточно высокие навыки самостоятельности. Он без напоминания убирает свою комнату, собирается на прогулку, выбирает одежду по погоде, берет,, с собой необходимое, не забывает свои вещи и игрушки, уходя домой. Отдельно хочется отметить навыки коммуникации: ребенок легко договаривается о правилах поведения (например, в игре с друзьями), придерживается их без дополнительного напоминания. Соблюдает правила поведения в различных местах, уважительно относится к взрослым, не трогает чужие вещи без разрешения. У ребенка должна быть сформирована учебная мотивация – выраженный интерес к новому знанию, новой информации.

Нейропсихологическая готовность к школе поможет вашему ребенку легко выдерживать школьные нагрузки и требования, адаптироваться к новому статусу школьника.

Чтобы получить персональный ответ на вопрос, готов ли ваш ребенок к школе, вы можете обраться в наш центр за консультацией и диагностикой. Мы также можем помочь разработать индивидуальный план по преодолению имеющихся трудностей.

Нейропсихолог, клинический психолог З.В. Ерохина