Найти в Дзене
Дух Арктики

Саамы. Культ и шаманизм

Кто такие Саамы? Саамы (лопари) — малочисленный финно-угорский народ, проживающий в северной части Европы. На территории России все саамы традиционно проживают в Мурманской области; статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области, при этом Ловозерский, Ковдорский и Кольский районы Мурманской области официально считаются районами проживания малочисленных народов Севера. Издревле, данный северных народ занимался кочевничеством и с учетом, что это происходило в условиях крайнего севера, Саамы приспособились к проживанию и слились с его природой. Культ саамов Поклонение духам одна из традиций нашего северного народа. Среди саамов распространено почитание сейдов — священных мест. Это могли быть холмы, озёра, но чаще большие валуны, а иногда саамы сооружали конструкции из камней, которые также считались священными и тоже назывались сейд. Считалось, что в этих местах обитают природные духи или духи предков. Около сейдов саамы проводили ритуалы и приносили жертвы.  Пр

Кто такие Саамы?

Саамы (лопари) — малочисленный финно-угорский народ, проживающий в северной части Европы. На территории России все саамы традиционно проживают в Мурманской области; статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области, при этом Ловозерский, Ковдорский и Кольский районы Мурманской области официально считаются районами проживания малочисленных народов Севера.

Издревле, данный северных народ занимался кочевничеством и с учетом, что это происходило в условиях крайнего севера, Саамы приспособились к проживанию и слились с его природой.

Культ саамов

Поклонение духам одна из традиций нашего северного народа. Среди саамов распространено почитание сейдов — священных мест. Это могли быть холмы, озёра, но чаще большие валуны, а иногда саамы сооружали конструкции из камней, которые также считались священными и тоже назывались сейд. Считалось, что в этих местах обитают природные духи или духи предков. Около сейдов саамы проводили ритуалы и приносили жертвы. 

Промысловый культ у саамов являлся преобладающим. Оленеводство, рыболовство и охота - основные промыслы саамов. И у каждого из промысла есть свой дух-хозяин.

Валун на холме - один из саамских сейдов
Валун на холме - один из саамских сейдов

Духи оленеводства

Оленья хозяйка (Луот-хозик) и, в меньшей степени, Олений хозяин (Луот-хозин) покровителями оленеводства («хозик» и «хозин» — слова русского происхождения). В представлениях саамов Луот-хозик жила в тундре, похожа на человека с человеческим лицом и ходила на ногах, однако была вся, подобно северному оленю, покрыта шерстью. Саамы верили, что летом, когда олени были на вольном выпасе в тундре, Оленья хозяйка их охраняла. В жертву ей полагалось приносить кости заколотых северных оленей.

Среди саамов ходило также поверье о невидимых духах тундры Гофиттерак: считалось, что эти духи владеют большими стадами невидимых оленей, которые иногда давали о себе знать звоном колокольчиков.

Духи рыболовства

Морских божеств, покровителей рыболовства, было несколько. Одно из них — Аккрува, человек-рыба, у которого нижняя часть тела была рыбьей, а голова и верхняя половина туловища — человеческими.

Духи охоты

Покровителем охоты был чёрный и хвостатый Мец-хозин («лесной хозяин»). Считалось, что в наказание за непочтение он может завести человека в чащобу.

Из лесных животных, саамы почитали и боялись бурого медведя, волка же считали животным проклятым, нечистым.

Предметом почитания для саамов были также и умершие (называвшиеся сайво, или ситте). Считалось, что предки оказывают влияние на существование живых: влияют на погоду, помогают на промысле. Умерших кормили, им приносили жертвы.

Шаманы

Шаманов саамы называли Нойдами.

Нойды - лопарские шаманы (жрецы в этнической религии саамов — шаманизме). Им приписывалась власть над погодой, болезнями и даже над смертью.

Шаманский бубен

Непременной принадлежностью обрядов саамских нойдов был "магический барабан" - бубен. Он имел в основе округлый, овальный, иногда расширенный к верхней части обод. С внутренней стороны в ободе были две прорези, в которые вставлялась поперечная рукоять. Обод обтягивался оленьей кожей. Поверхность кожи покрывалась, как уже упомянуто, изображениями трехчастного мира, символическими знаками, астральными рисунками, изображавшими скандинавских и саамских божеств. На более поздних экземплярах встречались и изображения Иисуса Христа. Нередко на поверхности бубна, прямо на изображении солнца цепочкой прикреплялись медные кольца. Специальным молотком из рога оленя нойда ударял в бубен таким образом, чтобы кольца пришли в движение. Удары сопровождались пением, к которому присоединялись присутствующие. Магический бубен использовался чаще всего при проведении сложных обрядов предсказания, для того, чтобы узнать, удастся ли охота или какое-либо иное начинание, а также при лечения больных и поиске пропавших.

Саамский шаманский бубен
Саамский шаманский бубен

Поиск пропавших мог осуществляться не просто с помощью ментального путешествия, но и реального перемещения нойда в пространстве:

Рассказывают, что на тинг должен был прибыть районный судья. Когда он не явился к открытию, решили узнать у нойда, что случилось. У него не оказалось с собой бубна, да и вообще не было желания заниматься этим делом, но, в конце концов, его уговорили, при условии, что его оставят одного. Колдун вошел в комнату и закрыл за собой дверь, но любопытные дети залезли на крышу и стали подглядывать в щелочку. Они увидели, как колдун бил в бубен, а потом растянулся на полу и застыл. Через некоторое время он поднялся весь в поту, как будто долго и тяжело работал. И тогда он смог объяснить, почему судья не приехал: он сбился с пути, провалился в сугроб и застрял, но через три часа он будет на месте. Судья действительно оказался на месте через три часа и рассказал, что заблудился и провалился в сугроб. К счастью, мимо проходил необычайно сильный старый саам и помог ему. И как только судья закончил рассказ, он увидел колдуна и воскликнул: “И ты здесь? Ты, кто помог мне выбраться из заноса несколько часов назад?!” (Перевод на русский язык Е. Сафрон. История шведских саамов)

Лицевая сторона лапландских бубнов традиционно богато украшалась символическими изображениями богов и духов Саамского пантеона, которые использовались для предсказаний будущего. Предсказание проводится с помощью кольца или серебряной монетки, которая перемещается под воздействием ударов в бубен колотушкой к определенному символу, значение которого знает шаман. Также для предсказания использовался особый треугольный указатель – арфа (финские саамы) или волшебная палочка – «бача». Лапландские бубны особенно хорошо подходят для гадания («дивинации»), так как несут на себе подробнейшую картину мира с обозначением времени суток и времен года. Шаман задает бубну вопрос или просто считывает текущую ситуацию. Кольцо или указатель кладется в центр на символ Пейве (солнце) или в сектор соответствующего сезону времени года. Колотушкой начинают поколачивания по мембране и следят за перемещением кольца. Обычно оно останавливается у какого либо знака.

Бубен может ответить не односложно, а поведать целый рассказ по схеме «кто, что, где, когда, что делать?». В конце монолога кольцо будет оставаться на исходном месте или уйдет с бубна.

Гадание по щучьей кости

Молодежи надо чем-то себя развлекать, вот и придумали гадание по щучьей кости. Весной у молодых друг к другу повышенный интерес, а щука — первая рыба, что весной после долгой зимы ловиться начинает. Поймают щуку рыбаки, сварят, съедят да по косточкам разберут: что-то выкинут, что-то собакам отдадут, а с головы кость оставят, высушат. Особая это кость: с большой палец величиной и на конце — небольшое оперение.
Девушки при гадании обращаются к ней:
— Щучья кость — вуэрьт таффьт, правду скажи, где мой суженый находится?
У старших наговоры свои:
— Скажешь правду — маслом помажу, спутаешь все — в огне сожгу.
Берут потом высушенную кость, через плечо кидают и смотрят, как упала: если лежит оперением вниз — значит, ничего не предскажет, ничего не сбудется; если оперением вверх — значит, то, что задумал гадающий, или в ближайшее время или в будущем произойдет. (Рассказ Геннадия Лукина, перевод Надежда Большакова)

Читайте также:

А еще больше информации о севере публикуем в нашем Телеграм-канале!