Найти в Дзене

Юрий Антонов и его "Искусство Песни"

Здравствуйте, уважаемые читатели. С вами журнал «Ломоносов-клуб» и его рубрика «Музыкальный киоск». Нашим сегодняшним героем станет замечательный певец, композитор, патриарх отечественной музыки Юрий Антонов. Его творческие достижения оказались настолько внушительными, что за более чем полувековую деятельность его творческое наследие стало национальным достоянием, так что сегодня о нем можно и нужно говорить не просто как о музыканте, а как о личности оказавшей огромное влияние на нашу культуру. В таком ключе и пройдет сегодняшний разговор. Следует сказать, что я намерено не стану сегодня упоминать о недавнем юбилее маэстро, который не так давно широко отмечала вся страна, поскольку эта статья задумана довольно давно, а чествование Юрия Михайловича стало лишь катализатором к тому, чтобы наконец ее написать. Итак, приступим… Помнится во время одного из многочисленных уже сезонов музыкального шоу «Голос», когда в кресле наставника в числе прочих был и известный продюсер Константин Меладз

Здравствуйте, уважаемые читатели. С вами журнал «Ломоносов-клуб» и его рубрика «Музыкальный киоск».

Нашим сегодняшним героем станет замечательный певец, композитор, патриарх отечественной музыки Юрий Антонов.

Его творческие достижения оказались настолько внушительными, что за более чем полувековую деятельность его творческое наследие стало национальным достоянием, так что сегодня о нем можно и нужно говорить не просто как о музыканте, а как о личности оказавшей огромное влияние на нашу культуру.

В таком ключе и пройдет сегодняшний разговор.

Следует сказать, что я намерено не стану сегодня упоминать о недавнем юбилее маэстро, который не так давно широко отмечала вся страна, поскольку эта статья задумана довольно давно, а чествование Юрия Михайловича стало лишь катализатором к тому, чтобы наконец ее написать. Итак, приступим…

Помнится во время одного из многочисленных уже сезонов музыкального шоу «Голос», когда в кресле наставника в числе прочих был и известный продюсер Константин Меладзе очередной конкурсант выступил перед жюри с песней Муслима Магомаева.

Наставник отреагировал на это, мягко говоря, скептически: «Вы что- то потеряли в 70- годах? То, что Вы сейчас сделали, смотрелось очень странно и нафталиново».
 Константин Меладзе- фото из интернета
Константин Меладзе- фото из интернета

Да уж…

Вот такая прозвучала оценка выдающегося не только эстрадного, но и оперного певца, который обладал не только сильным голосом, которым блестяще владел, но и необыкновенной харизмой и талантом.

С одной стороны подобные реплики можно объяснить.

Молодые и дерзкие (по отношению к артистам прошлой эпохи) традиционно не признают авторитета старшего поколения, но современная действительность позволяет отнестись спорно к подобной критике.

В нынешних условиях, когда музыка отсутствует как факт, а благодаря интернету стать популярным можно, как говорил Сергей Лазарев, даже если делаешь откровенную ерунду (в оригинальной цитате звучало более грубое слово) советская музыка не то, что не попадает под статус нафталина, а даже ретро ее называют значительно реже.

У публики, в том числе очень молодой появился запрос на качество и на что- то исконно свое.

Важно, что связано это не только с тем, что ввиду нынешних политических событий возникла мода на отказ от западного и понимание того, что как писал Николай Лесков «у нас дома свое не хуже есть». Дело тут в большей степени в том, что у тех же советских исполнителей был очень высокий средний уровень, а пресловутые худсоветы состояли из настоящих профессионалов, которые порой хоть и перегибали, видя в каждой строчке антисоветский подтекст, но вместе с тем и не пропускали на сцену бездарности.

Естественно, что на фоне нового интереса у слушателя к нашему песенному багажу он вызывает дискуссии и нередко на фоне общей положительной оценки можно услышать и иные мнения.

С одной стороны по сравнению с тем, что рождает современный эстрадный либерализм, позволяющий писать слова и музыку, а также делать аранжировку буквально по щелчку пальцев круг тем и само содержание музыкального продукта во времена СССР были шире и глубже.

Тихон Хренников- нередко входил в состав тех самых худсоветов- фото из интернета
Тихон Хренников- нередко входил в состав тех самых худсоветов- фото из интернета

У нас пели и о любви и о природе, ну и что греха таить про Партию и Ленина тоже пели, хотя и в таких заказных вещах отмечалось качество. Например, известный опус Пахмутовой и Добронравова про Ленина, который такой молодой до сих пор звучит и воспринимается неплохо.

Да, как отмечалось, пели у нас обо всем на свете, но все- таки притом, что тогдашние песни хорошо слушались и о них помнят, и сегодня почти во всем тогдашнем музыкальном пространстве ощущалась некая режимность, влияние идеологии.

Даже те же песни о любви звучали как то по партийному, строго, приглажено, без лишних эмоций, хотя голоса тогдашних молодых артистов звучали прекрасно. Казалось, получи они чуть больше свободы то хорошее, что они делали, могло стать лучшим.

Виа "Самоцветы"- фото из открытых источников
Виа "Самоцветы"- фото из открытых источников

И вот здесь необходимо перейти к разговору непосредственно об Антонове. Говорят, что гением может считаться лишь тот, кто привносит, что- то принципиально новое, делает, что- то так как до него никто не делал.

И эти слова в полной мере относятся к нашему сегодняшнему герою. Антонов раздвинул рамки современной ему музыки, вошел в нее как исключительная творческая личность.

 Юрий Антонов- фото из интернета.
Юрий Антонов- фото из интернета.

Его лирика его песни, взяв все лучшее от господствующего тогда музыкального стиля, вместе с тем никогда не следовали ему в полной мере. Они были и остаются яркими, самобытными, необычными, именно свободными, что называется вне времени.

Сольные выступления Антонова, до некоторой степени идя вразрез со статикой коллег Юрия Михайловича, сменились ярким сольным исполнением и уникальным материалом, в котором творческим элементом выступили не отделенные друг от друга музыка и стихи, а их неразрывное сочетание, ставшее примером настоящего искусства песни.

В силу этого Антонов тот редкий автор, цитировать которого можно текстом, несмотря на то, что он композитор - при первых же прочтенных словах мелодия сама заиграет в голове.

Особого внимания заслуживает умение маэстро почти по пушкински рассказывать просто, но вместе с тем не примитивно об очень важных, основополагающих явлениях нашей жизни.

Кстати именно так и называется одна из его песен: «Наша жизнь».

  Список песен с пластинки Юрия Михайловича- как видим песня "Жизнь"("Наша жизнь") здесь присуствует- фото из открытых источников
Список песен с пластинки Юрия Михайловича- как видим песня "Жизнь"("Наша жизнь") здесь присуствует- фото из открытых источников

Она выглядит как своеобразный, точный философский манифест о том, каков окружающий нас мир.

Мы и в самом деле то «то вместе с птицами в небо уносимся», то «вместе со звездами падаем, падаем, падаем вниз».

Ну и конечно любим, верим, грустим и ошибаемся - все это действительно и есть жизнь, даже не поспоришь.

Принципиально важно, что те идеи и образы, что есть в песнях, Антонова не теряют актуальности не тогда, не сейчас не даже в далеком прошлом. Традиционный русский лиризм влияние, которого в творчестве композитора, очевидно, основан на классических традициях русской литературы и культуры.

Например, слова о том как «январем запорошила беслонежно-хмельная сирень» были бы оценены и 200 лет назад. Казалось бы, на дворе весна, цветет сирень, а у кого- то возможно в душе действительно январь, потому что она оказалась, разбита на осколки холодом расставания.

Январская сирень- иллюстрация к соответсвующей песне- фото из открытых источников
Январская сирень- иллюстрация к соответсвующей песне- фото из открытых источников

Склонен лирический герой Антонова и вспоминать и это опять- таки прямо показывает название одной его песни. Иной раз и в самом деле бывает больно и горько - понимаешь, что любил, а не удержал эту любовь, не настоял, списал все на обстоятельства вот и остается одна только память, горькая память ведь ничего уже не исправишь. Заметно, что внутренний лирик автора не изменяет себе даже в песнях о войне.

Отметим, что в его творчестве они появились не случайно - отец композитора был участником Великой Отечественной войны, а сын воплотил его мироощущение в знаменитых «Красных маках» и невероятно пронзительных «Снегирях», стая которых слетела на голубой снег вызывая трагические ассоциации с кровью погибших солдат.

Это одна из тех немногих военных песен в целом, которые возможно воспринимать и без непосредственной жесткой привязке к их теме.

Еще одной отличительной чертой для Антонова является умение применять смещение содержания, сохраняя при этом цельность текста на музыкальном фоне.

Образцом такой цельности можно назвать песню «Без тебя» где пейзаж очень тесно соприкасается с душевными ощущениями того кто произносит, поет слова.

«Снова месяц взошел на трон, править звездную своей страной» и при этом герою кажется, что он сходит с ума от награды нежных рук и счастья, которым щедро одаривает его возлюбленная.

Его во всем этом, что- то сугубо классическое, неустаревающее и в то же время особенное как и в том, что всех нас несет течение, пора прибиться к берегу, а волны не дают и в самом деле нетрудно в путь отправиться, не трудно с лодкой справится, но трудно управлять самим собой.

Это даже уже из разряда модной сегодня психологии, что еще раз подтверждает насколько творчество Антонова современно.

Спустя шесть десятков лет его песни для многих из нас звучат уже как заветы.

Ведь, любовь не должна умирать, любить нужно вопреки всему и тогда в один прекрасный день человек обязательно ответит на ваши чувства и «летним зноем вдруг станет стужа» главное быть упорным и не предавать себя если действительно любишь.

Творчество Юрия Михайловича без сомнения проходит через всю нашу жизнь не только благодаря тому, что он любим уже несколькими поколениями слушателей, а потому что он написал буквально обо всем и каждый найдет среди его песен, нечто глубоко свое и личное, потому что строились они изначально не на модных музыкальных тенденциях, а на крепком и традиционном понимании того, что такое качественная музыка, когда как сегодня это прилагательное основательно забыто, а нынешние с позволения сказать песни на долговечность не рассчитаны изначально поскольку предназначены исключительно для того чтобы какое то не самое продолжительное время приносить доход то есть что то выстрелило, покрутилось какое то время, обернулось определенной прибылью и за ненадобностью списывается в утиль- создать что то новое по похожей схеме дело в целом совсем нетрудное

Штука лишь в том, что все это очень далеко от искусства, на котором должна строиться культурная парадигма общества.

Сейчас, увы, любовь в искусстве подменяется лишь физиологией причем поют в таком стиле без малейшего стеснения легко и непринужденно.

Кумиры молодежи проповедуют культ денег и гламурной жизни, причем он вбивается в сознания путем многократного повторения строк, что напоминает психологическое программирование.

Не знаю как вы, уважаемые читатели, а я в рамках такой «культуры» существовать не хочу и вам искренне не советую.

Давайте-ка лучше сядем на антоновский «Белый теплоход» и даже не будем его спрашивать, куда он нас уносит.… Лишь бы подальше от неизменной пошлости и глупости, которые к тому же и деструктивны.

-8

А в заключение скажем искреннее спасибо Юрию Михайловичу Антонову за его «Искусство песни», пока наше судно отчаливает от причала.

До встречи, уважаемые читатели. С вами был журнал «Ломоносов- клуб»