Когда-то давно, в стенах великолепного Фонтанного дома, который был настоящим украшением Санкт-Петербурга, собиралась вся светская элита города. Этот дворец, построенный в стиле барокко, стал центром культурной жизни, где проходили самые изысканные балы и приемы. Его хозяева, известные меценаты и благородные семьи, приглашали самых талантливых артистов и музыкантов, которые радовали гостей своими выступлениями. Под мягким светом люстр и в окружении роскошной мебели дамы в вечерних платьях и кавалеры в фраках кружились в легкомысленных вальсах, создавая атмосферу элегантности и утонченности.
В 2022 году Санкт-Петербург пережил знаменательное событие: завершилась масштабная реставрация Белого зала в Шереметевском дворце, известного в литературных кругах как "Фонтанный дом". Эта история, окутанная тайнами и легендами, на протяжении многих десятилетий будоражила воображение. Недостроенный шедевр великого архитектора Джакомо Кваренги, долгие годы пребывавший в полузабвении, нашел свое отражение в культовой поэме Анны Ахматовой "Поэма без героя", став ее ключевым местом действия и символом ушедшей эпохи. Однако лишь сейчас, после кропотливой и многолетней работы реставраторов, Белый зал предстал перед нами в своем подлинном, изначальном великолепии, восстановленном до мельчайших деталей.
Изначально, задолго до того, как зал стал неотъемлемой частью литературной истории, он носил иные имена – Галерея или Галерейный зал. Расположенный в Галерейном флигеле Шереметевского дворца, это просторное помещение, поражающее своей высотой, занимает два этажа здания. Его история неразрывно связана с судьбой графа Николая Петровича Шереметева и его возлюбленной, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой-Ковалевой. Задуманный графом как роскошный свадебный подарок своей избраннице, Белый зал так и не стал свидетелем пышного торжества. Свадьбы, в привычном понимании этого слова, не состоялось. Пара обвенчалась в тайне, в присутствии лишь двух свидетелей, оставив после себя лишь легенду о несбывшейся мечте и любви, выкованной в условиях непростых социальных реалий того времени.
Эта несостоявшаяся свадьба наложила свой отпечаток на историю зала, превратив его в место, пропитанное романтикой и грустью, в символ нереализованных надежд и скрытых чувств. Ведь граф так надеялся и верил, что его возлюбленная будет радовать своим бесподобным голосом родных и гостей дворца в собственном зале. В 1797 году граф и графиня Шереметевы переехали в Санкт-Петербург, в свой новый дом, над которым трудился знаменитый архитектор Кваренги. Это был необходимо из-за пожалования ему звания обергофмаршала императорского двора. Однако ремонт затянулся, и роскошные апартаменты встретили своих владельцев далеко не в готовом виде. Сырые стены, оставшиеся строительные леса – обычная картина для российских реалий того времени, свидетельство вечной спешки и нехватки времени. Это стало роковым для Прасковьи Жемчуговой, талантливой актрисы, любимой женщины графа.
Холодный и влажный климат северной столицы резко ухудшил её здоровье. У Прасковьи, страдавшей туберкулёзом, обострилось заболевание, пропал голос, и ей пришлось оставить сцену, навсегда попрощавшись с любимым делом. Трагедия разворачивалась стремительно. В 1803 году она родила сына Дмитрия, графа Шереметева. Беременность и роды стали последним ударом по её и без того ослабленному организму. Спустя всего три недели после рождения ребёнка, Прасковья Жемчугова скончалась, оставив после себя глубокую скорбь и множество невысказанных слов.
Существует легенда, согласно которой, что несмотря на болезнь, Прасковья все же смогла еще раз спеть. Император Павел I, желая услышать её голос, тайно посетил Шереметевых. Он скрылся за зеркалом, стремясь избежать общественного осуждения и сплетен. Даже император, друг детства графа, не мог открыто продемонстрировать свою поддержку союза аристократа и бывшей крепостной актрисы. Общественное мнение было слишком сурово, чтобы рискнуть репутацией. Незавершенный Галерейный зал, так и остался долгие годы монументом несбывшихся надежд и тайной любви, застывшей в немом молчании каменных стен.
Лишь спустя годы, при сыне Прасковьи и графа Шереметева, Дмитрии Николаевиче, часть этого зала обрела новое предназначение. Она была переоборудована в мастерскую для знаменитого русского художника Ореста Кипренского. Именно в этих стенах, пропитанных духом любви и трагедии, Кипренский создал свои бессмертные полотна, в том числе и знаменитый портрет Александра Сергеевича Пушкина. Многие другие портреты современников великого поэта также были написаны в этих стенах, делая это место не только свидетелем несбывшейся любви, но и центром творческой жизни золотого века русской культуры.
Стены хранили тайны прошлого, шептали о любви, страданиях и великом искусстве, навсегда срастившись с историями тех, кто в них жил и творил. История несбывшейся любви и незавершенного дома осталась в памяти, передаваясь из поколения в поколение как символ вечной печали и неизбежного течения времени. Долгострой в Петербурге стал не только символом недостроенного здания, но и символом недосказанности, тайны, оставившей глубокий след в истории российской аристократии и искусства.
Белый зал, ныне сияющий жемчужиной архитектурного наследия, обрел свой окончательный облик и имя лишь в 1840-х годах, после масштабной перестройки, осуществленной архитектором И.Д. Корсини. Преобразование шедевра Кваренги превратило зал в изысканное пространство, предназначенное для проведения самых роскошных и знаменательных событий. Здесь царила атмосфера блеска и великолепия: великосветские балы кружились в вихре шелковых платьев и щегольских фраков, сцены театрализованных представлений оживляли стены, наполняя зал волнующим драматизмом. Звуки симфонических оркестров перемешивались с мелодичными песнопениями хора графа Шереметева, а выступления знаменитого Великорусского хора Василия Андреева завораживали слушателей своим мощным и проникновенным звучанием.
Этот зал был свидетелем эпохи расцвета русской культуры и аристократического общества, хранителем воспоминаний о незабываемых вечерах, наполненных музыкой, танцами и живым общением. Однако, с приходом революции, историческая судьба Белого зала круто изменилась. Дворец был национализирован, а его роскошное внутреннее убранство подверглось серьезному разрушению. Многие бесценные предметы и произведения искусства были утрачены, старинная мебель, картины и декоративные элементы исчезли, став жертвами времени и небрежного отношения. С 1945 года Белый зал принадлежал Институту Арктики и Антарктики, превратившись в площадку для проведения партийных собраний и общественных мероприятий, далеких от первоначального предназначения этого великолепного помещения.
Роскошь и изысканность уступили место прозаичной обстановке, отражая изменившиеся реалии советской эпохи. Лишь в конце 1990-х годов, после переезда института и открытия Музея музыкальных инструментов в Фонтанном доме, появилась надежда на возрождение былого великолепия Белого зала. Но настоящая, тщательная и научно обоснованная реставрация началась только в 2020 году и продолжалась три долгих года. Реставрационные работы, завершившиеся в 2022 году, были невероятно сложны и требовали глубокого изучения исторических источников, исследований архитектурных чертежей и использования современных технологий. Мастера воссоздавали утерянные фрагменты декора, восстанавливали лепку и живопись, стараясь максимально приблизить внешний вид зала к его первоначальному историческому облику.
Был воссоздан уникальный наборный паркет, потертые росписи на пилястрах и стенах обрели новую яркость, а позолота на рамах зеркал снова засверкала, отражая свет и восстанавливая ослепительную игру света и теней. Это было не просто реставрацией, а воссозданием исторического памятника, возвращением к жизни духа былых времен. Теперь, после многолетней работы, можно полностью оценить величие и красоту этого исторического места, пропитанного духом прошлых эпох и таинственной историей любви и несбывшихся надежд. Каждая деталь, каждая линия, каждый элемент декора говорят о великолепии творческого замысла и мастерстве реставраторов, возродивших к жизни этот шедевр архитектурного искусства. Благодаря трудам реставраторов Белый зал вновь открыт для посетителей и готов восхищать своим великолепием, храня в себе эхо истории и позволяя прикоснуться к истории и окунуться в атмосферу роскоши и изящества прошлых эпох.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.