Найти в Дзене

Красное одеяло в подарок. Как проходили пролетарские крестины в Новосибирске

Листая старые газеты "Советская Сибирь", наткнулась сразу на несколько заметок о том, как советская власть заменила крещение младенцев на новый обряд – октябрины. Просуществовал он буквально пару-тройку лет, но был чрезвычайно любопытным. Сложно представить, чтобы сейчас родители давали ребенку имя, опираясь на народное голосование. А тогда было именно так. А еще с рождения записывали его в члены профсоюза. В 20-х годах прошлого века новый быт начали строить с большим энтузиазмом. Вместе с домами-коммунами и фабриками-кухнями появились новые обряды. Церковное крещение младенцев было решено заменить советским. Оно получило название «октябрины» или «звездины». В двух газетах «Советская Сибирь» за 1924 мне встретились сразу три репортажа на эту тему. Крестины на Холодильнике (бывшая мясохладобойня, затем ставшая затем Новосибирским мясокомбинатом), у коммунальщиков и в Госстрое. Проходили они примерно одинаково, с небольшими отличиями. Младенцев принимали руководители организаций или пр
Оглавление
Фото с просторов интернета.  Новосибирской хроники, к сожалению, не сохранилось.
Фото с просторов интернета. Новосибирской хроники, к сожалению, не сохранилось.

Листая старые газеты "Советская Сибирь", наткнулась сразу на несколько заметок о том, как советская власть заменила крещение младенцев на новый обряд – октябрины. Просуществовал он буквально пару-тройку лет, но был чрезвычайно любопытным. Сложно представить, чтобы сейчас родители давали ребенку имя, опираясь на народное голосование. А тогда было именно так. А еще с рождения записывали его в члены профсоюза.

Вместо священников – члены партии, вместо молитвы – Интернационал

Здание "Холодильника" - мясохладобойни на улице Сухарной.
Здание "Холодильника" - мясохладобойни на улице Сухарной.

В 20-х годах прошлого века новый быт начали строить с большим энтузиазмом. Вместе с домами-коммунами и фабриками-кухнями появились новые обряды. Церковное крещение младенцев было решено заменить советским. Оно получило название «октябрины» или «звездины».

В двух газетах «Советская Сибирь» за 1924 мне встретились сразу три репортажа на эту тему. Крестины на Холодильнике (бывшая мясохладобойня, затем ставшая затем Новосибирским мясокомбинатом), у коммунальщиков и в Госстрое.

Проходили они примерно одинаково, с небольшими отличиями. Младенцев принимали руководители организаций или председатели партийных ячеек/союзов. На торжественное мероприятие могли прийти все желающие, и таких любопытствующих оказывалось много. В зале с красными знаменами сначала звучали доклады о важности нового обряда, а затем собственно, начиналась сама процедура «крещения».

Марклен, Идея, Роза и Карл

На голосование ставилось несколько имен. Не уверена, что варианты согласовывали с родителями.

Из женских встретились: Роза, Идея, Марта, Ревмира (мировая революция, я так понимаю). У мальчиков – Карл, Владлен, Марклен (Маркс+Ленин), Люций (видимо, тоже что-то связанное с революцией).

Присутствующие решали, как назвать. Двух девочек назвали Розами (как-то привычней, видимо, чем Ревмира), а мальчикам достались имена Карл и Марклен. Имена детей регистрировались сотрудниками ЗАГСа, родителей горячо поздравляли, они в свою очередь, давали клятву вырастить верных борцов за дело революции. Что касается подарков, то их, как правило, не было, в основном брошюры о жизненном пути вождей.

Повезло только малышке Розе Мациевой, чей отец работал в коммунальном хозяйстве – там с финансами, видимо, было получше.

Девочке вручили богатое по тем временам приданное: туфельки, чулочки, чепчик, рубашечку, нагрудник и красное (!) одеяло. Растроганный отец пообещал вырастить из дочери верную защитницу рабоче-крестьянского строя. 12-дневную Розу тут же приняли в члены союза работников коммунального хозяйства. Заканчивались октябрины всегда коллективным исполнением Интернационала.

Октябрины потеснили церковное крещение

Это антирелигиозная открытка более поздних лет, думаю, годов 70-х.
Это антирелигиозная открытка более поздних лет, думаю, годов 70-х.

Обряд октябрин очень быстро сошел на нет, но свою задачу выполнил. Детей в церкви стали крестить гораздо реже, хотя крещение практиковалось даже в советское время, пусть и было полулегальным.

А мне очень интересно, как сложилась потом судьба этих детей с такими необычными именами. Но, учитывая год рождения – 1924-й – Карла и Марклена, скорее всего, ожидали фронтовые поля Великой Отечественной войны. А девочек – тяжелый труд в тылу.

Но вдруг в Новосибирске остались их потомки?