Для автомобиля, который должен был быть спокойным, возвышающимся над заботами повседневного мира, у S-класса была довольно насыщенная событиями история. Достаточно вспомнить презентацию поколения W140 в Каннах, когда скандально известному руководителю отдела исследований и разработок Вольфгангу Питеру удалось врезаться на нём в дерево. И это несмотря на то, что ранние модели были оснащены хромированными указателями поворота, которые выдвигались по обеим сторонам задних крыльев на задней передаче, чтобы обозначить границы большого зверя.
Нельзя отрицать его многолетнюю безупречную работу. Но какой из всех больших седанов Mercedes является лучшим, самым значимым, идеальным? Я начинаю поиск с просмотра своей коллекции брошюр, в которую входят модели S-класса и их предшественники, выпущенные в 1954 году. После долгих дождливых выходных, в течение которых я просматривал кипы материалов, W126 1979–1991 годов кажется мне очень убедительным. Меня также привлекает модель W116 1972 года, которая вышла незадолго до него, но в ней было больше излишеств, чем стиля. Она с гордостью носила смелые цвета, а по содержанию хрома на квадратный дюйм не было равных. Её потрясающий 6,9-литровый двигатель появился как раз вовремя, чтобы справиться с энергетическим кризисом, вызванным войной Судного дня в 1973 году.
Ещё один близкий к нему автомобиль — W140 1991 года, массивный седан с покатой задней частью, разработанный Оливье Буле. Как и конкурирующий BMW 7-й серии, он был доступен с 12-цилиндровым двигателем. С сегодняшней точки зрения это выглядит ошибочным решением, но, по крайней мере, это был уникальный S-класс. Три последующих поколения были, по сути, полноразмерными метаморфозами E-класса: надёжными, комфортными и заслуживающими похвалы, но визуально и концептуально менее авантюрными.
Таким образом, W126, должно быть, является самым S-образным из всех S-классов прошлого. Из этого поколения я неравнодушен к эффектному SEC, но, похоже, я в меньшинстве, считая, что S-класс лучше всего представлен в кузове купе; Mercedes не выпускал двухдверный S-класс с 2019 года.
Из седанов самым желанным W126 является 560 SEL — L с длинной колёсной базой, которая на 140 мм длиннее обычной колёсной базы в 2850 мм, что обеспечивает много места для ног в задней части салона. Итак, вот что у нас есть в сочетании с самым передовым и мощным двигателем V8 W223.
На бумаге 295 л. с. против 802 л. с. не выглядят честным соперничеством, но это несоответствие соответствует развитию автомобильного мира за 34 года, прошедшие с момента выпуска двух тестовых автомобилей. При объёме 5547 куб. см более старый двигатель V8 с лёгкостью выигрывает дуэль по объёму у новейшего двигателя объёмом 3982 куб. см, но во многих других аспектах модель 2024 года опережает его, зачастую с большим отрывом. Дело не только в двигателе: шасси, комфорт в салоне, информационно-развлекательная система и безопасность — всё это значительно улучшилось.
Дверь водителя в 560-й модели открывается и закрывается как сейф. Но сиденья с электроприводом и функцией запоминания положения, мягкие бесформенные кресла на стальных пружинах, отделанные плотным велюром по умолчанию, разочаровывают. Да, их можно подогреть в два этапа, и у них большой диапазон регулировок, а также ортопедическая функция в дополнение к привычной поддержке поясницы. И всё же они не идут ни в какое сравнение с потрясающими многофункциональными сиденьями AMG, которые одновременно жёсткие и удобные. В них больше вариантов массажа, чем дней в неделе, они вентилируемые и невероятно удобные, идеально прилегают к телу. Активная компенсация перегрузки может показаться уловкой, но она работает.
W126 был доступен с двумя отдельными сиденьями с электроприводом на заднем ряду. В качестве дополнительной опции предлагались телефон и факс, а также можно было заказать дополнительные лампы для чтения, боковые шторки и задние рольставни с дистанционным управлением. Но обратите внимание на S63.
На задних сиденьях установлены мультиконтурные массажные сиденья с климат-контролем, подогрев шеи и плеч, продуманная шумоизоляция, обитые замшей подголовники, подстаканники, которые охлаждают или подогревают напитки по вашему желанию, индивидуальные планшеты, несколько столиков с подстаканниками, USB-порты, индукционные зарядные станции и электрические подставки для ног с успокаивающей вибрацией по запросу. По сравнению с этим роскошным задним сиденьем особняк многих миллионеров выглядел бы простовато. Не забудьте, что здесь нет факса.
Садиться за руль S-класса 90-х годов с подушками безопасности — это словно путешествие в прошлое. Несмотря на то, что это был бесспорный топовый продукт производителя, приборная панель представляет собой довольно простую и очень чёрную пластиковую конструкцию, украшенную вставками из орехового дерева, которые утратили часть своего блеска.
Центральная консоль изобилует кнопками, переключателями, одиночным тумблером и несколькими поворотными переключателями, но единственными предвестниками грядущей цифровой эпохи являются пара примитивных матричных дисплеев. Круглые приборы аналоговые, рулевое колесо не регулируется, антипробуксовочную систему приходится включать вручную, радио Becker Mexico очень старомодное, а ещё есть такие старомодные штучки, как сложная панель дополнительного обогрева Webasto на приборной панели и очень громкий звуковой сигнал.
Эргономика интуитивно понятна, как только вы привыкнете к необходимости вручную регулировать зеркало на водительской двери и довольно простой стандартной системе кондиционирования. Думайте об этом как об образцовой немецкой функциональности, а не о гламуре Cadillac или великолепии Rolls-Royce. Перенесёмся в 2024 год, в 1990-е, и приготовьтесь к настоящему культурному шоку — потому что это совершенно другой уровень роскоши: тончайшее дерево с тонкими вставками из сплава и блестящими контрастными чёрными вставками, два разных вида роскошной кожи для перчаток с изысканной строчкой и смелой окантовкой, варианты освещения, от которых «Мулен Руж» позеленел бы от зависти, ковры с густым ворсом, отделанные кожей, звукоизолирующее многослойное стекло, подогреваемые подлокотники и центральная консоль, панорамный люк во всю длину и пятизвёздочная система объёмного звучания.
Это хорошая новость. Плохая новость начинается с того, что вам понадобятся водительские права, если вы хотите освоить управление с помощью экрана, четырёхспицевого руля, на котором есть загадочные тактильные подсказки, и цифрового контента, который есть в этой кабине. Когда навязчивые системы помощи водителю отвлекают вас жужжанием, звоном, мигающими сигнальными огнями и рулём, который вибрирует в ваших руках, вы постоянно отвлекаетесь. Теперь, когда количество физических кнопок сократилось до минимума, голосовое управление может стать удобным выходом из ситуации, за исключением того, что оно не позволит вам отключить основные раздражающие функции, которые по умолчанию возвращаются в полной мере каждый раз, когда пользователь снова нажимает кнопку запуска.
Через 10 лет мы, возможно, будем смотреть на эпоху сенсорных экранов как на ошибочную причуду, продвигаемую чрезмерно усердными бюрократами и изобретательными поставщиками, но прямо сейчас эргономика S63 AMG — это явный пример того, что чем меньше, тем лучше. В конце концов, не только информационно-развлекательная система и система активной безопасности постоянно требуют от водителя принятия решений, но и основные элементы автомобиля. Жесткая подвеска или еще жестче? Какой режим вождения вы предпочитаете — гибридный или полностью электрический, если расстояние не превышает 32 км? Неудивительно, что, по моим достоверным сведениям, многие пользователи оставляют большинство настроек такими, какими они были при покупке нового автомобиля в дилерском центре.
Если не обращать внимания на загадки приборной панели и сложности в управлении, то S63 мощностью 791 л. с. — это всё, чем должен быть топовый S-класс, и даже больше. В какой-то момент он тихий-тихий, но стоит слегка нажать на педаль газа, и он преображается: мощный звук впуска, поддерживаемый двумя слабыми турбо-свистелками, сочетается с тяжёлой металлической выхлопной системой. Он выкладывается по полной, когда его просят об этом. Разгон от 0 до 100 км/ч занимает 3,3 секунды с двойной передачей, отметка в 125 км/ч достигается за 7,8 секунды, а с дополнительным пакетом для водителя максимальная скорость возрастает со 155 до 181 км/ч. Это очень быстро, но в этом автомобиле скорость — это интригующее сочетание великолепной изоляции и полного вовлечения.
Не только совокупная мощность 4,0-литрового двигателя V8 и электромотора, но и совокупный крутящий момент 1055 фунт-фут, передаваемый через быстродействующую систему полного привода, которая в режиме Sport+ с настройками AMG Dynamics Pro превращается из хорошо сбалансированной в агрессивную.
Пора вернуться к 560-й модели. Она кажется совсем маленькой по сравнению с нынешней полноразмерной моделью с длинной колёсной базой, а при весе 1830 кг она на 765 кг легче. Даже самый лёгкий современный S-класс весит на 240 кг больше, чем самый тяжёлый W126. Несмотря на то, что в своё время это был быстрый автомобиль — 0-100 км/ч за 6,9 секунды, максимальная скорость 250 км/ч — двигатель мощностью 295 л. с. с двумя клапанами на цилиндр и без каталитического нейтрализатора звучит странно напряжённо при ускорении, и в этом сравнении он тоже не такой уж плавный и тихий. Почему? В то время как крутящий момент 4-литрового двигателя достигает пика при 2500–4500 об/мин, более старому 5,6-литровому двигателю требуется 3750 об/мин, чтобы выдать 317 фунтов-футов крутящего момента.
Четырёхступенчатая автоматическая коробка передач, ориентированная на комфорт, предлагает две настройки: E и S. E означает «экономичный» режим, достигаемый за счёт раздражающе ранних переключений, а S означает не «спортивный», а «стандартный» режим, который заметно менее вялый, но ни в коем случае не энергичный. Каталитический нейтрализатор был заводской или дополнительной опцией, но он снижал мощность на 20 л. с. и увеличивал расход топлива. При номинальных 20,7 миль на галлон версия мощностью 295 л.с. на самом деле испытывала меньшую жажду, чем наш тестируемый показатель для подключаемого гибрида S63, который в среднем составлял 18,6 миль на галлон против официальных 53,5 миль на галлон. По объему багажника vintage превосходит modern на 305 против 505 литров – в этом грубом недостатке упаковки виноват аккумулятор мощностью 10,5 кВт *ч.
Полноприводный S-класс лидирует по качеству езды на любой скорости и по любому покрытию, поскольку его скромные шины 215/65 VR15 имеют явное преимущество в плане плавности хода по сравнению с более широкими и жёсткими 21-дюймовыми шинами Doc Martens, установленными на новейшую модель Affalterbach. Но во всех остальных динамических характеристиках современные технологии затмевают очаровательный дух времени. По сравнению с ним рулевое управление SEL с рециркулирующими шаровыми шарнирами является медленным и неточным, курсовая устойчивость на скорости скорее приблизительная, чем точная, а радиус поворота не может сравниться с маневренностью более проворной модели с четырьмя управляемыми колесами.
Время также оставило свой след на четырёх небольших дисковых тормозах с ABS, которые больше ориентированы на лёгкую модульность, чем на невероятно эффективную тормозную способность. В отличие от них, карбоново-керамические диски S63 в экстренной ситуации заставят вас втянуть щёки. Также нет приза за предсказание победителя в лотерее сцепления с дорогой.
Но… когда мы уже собирались возвращаться в штаб-квартиру, на ключ зажигания 560-й модели с хлипкой пластиковой крышкой был больший спрос, чем на увесистый многофункциональный брелок, который в наши дни прилагается к каждому автомобилю AMG. В старой машине есть что-то особенное, и дело не только в новизне.
В то время как S63 в равной степени является четырёхдверным спортивным автомобилем, четырёхместным GT, экстравертом и мощным красавцем, SEL производит впечатление нестареющего и сдержанного, но в высшей степени компетентного роскошного седана. Конечно, он не может сравниться по весу со всеми этими режимами вождения, адаптивными стабилизаторами поперечной устойчивости, сверхбыстрой четырёхступенчатой системой рекуперации энергии и другими хитростями. Он не так уж быстр на прямой и в поворотах, так что ни на секунду не принимайте его за волка в овечьей шкуре, как 500E, который был разработан совместно с соседями по Штутгарту, компанией Porsche, и производился ими. Но 30 с лишним лет назад это был бесспорный must-have Mercedes для богатых и знаменитых, в идеале — дымчато-серебристый или сине-чёрный, с бамперами и боковыми защитными панелями, окрашенными в дополнительный оттенок.
Вместе с купе SEC и родстером SL модель SEL возглавляла удивительно гармоничную линейку, в которую входили «малыш» W201 и семейство W124, предшествовавшее E-классу. Хотя 560-я модель была вишенкой на торте S-класса, схожее ощущение и стиль передавались шестицилиндровым моделям и меньшим V8 с индексами 380, 420 и 500.
В Европе S-класс, A8 и 7-я серия больше не являются обязательными игрушками для городских модников и землевладельцев. E-класс, A6/7 и 5-я серия предлагают такое же пространство и статус за заметно меньшие деньги и без проблем с социальной адаптацией. Когда мы путешествовали по окрестностям Штутгарта, автомобиль цвета «металлик» получил много одобрительных возгласов, в то время как серебристый «звездолет» был встречен с уважением, безразличием и легким недовольством.
Нет никаких сомнений в том, что S63 — это на удивление цельный автомобиль, возможно, даже идеальный высокопроизводительный роскошный седан, который за свои деньги, пожалуй, превосходит менее комфортабельный Bentley Flying Spur и стареющий Rolls-Royce Ghost. Но чтобы претендовать на абсолютное величие, ему нужен гибрид нового поколения, который как минимум утроит запас хода без выбросов, а также обеспечит более простое в использовании и менее отвлекающее управление. Было бы неплохо, если бы багажник был больше.
За цену одного S63 AMG, которая может легко достигать 200 000 фунтов стерлингов, если вы начнёте добавлять опции, можно купить несколько абсолютно новых 560 SEL с небольшим пробегом, хотя большинство из них, скорее всего, будут с левым рулём. Хорошие и отличные шестицилиндровые модели обычно стоят от 20 000 до 30 000 фунтов стерлингов; V8 стоят как минимум на 5000 фунтов стерлингов дороже. Взамен вы получаете высококачественные, сверхнадёжные капсулы времени, которые стоят намного меньше, чем старинные «Роллс-Ройсы» или «Бентли», и являются более особенными, чем Audi V8 или 7-я серия второго поколения.
Дизайн W126 отлично сохранился, как и его конструкция. И, что самое важное, пуленепробиваемое оборудование позволяет получать удовольствие от вождения без лишних хлопот.
560-я модель SEL, изготовленная из прочных материалов и рассчитанная на долгий срок службы, отличается консервативным характером, высочайшим уровнем комфорта и готова практически ко всему. S63 AMG — более универсальный автомобиль, а также удивительно продуманная модель, но даже в качестве подключаемого гибрида он сдвигает границы роскоши в спорном направлении — вес, размер и цена кажутся чрезмерными.
Будут ли ему по-прежнему аплодировать через 30 с лишним лет? Время покажет, но если оглянуться на последние четыре десятилетия, то не было ни одной версии AMG — ни S55 с наддувом, ни S65 с двигателем V12, — которая могла бы сравниться с 560 SEL по своей магической привлекательности.