Найти в Дзене

Трагедия вишневого сада

Спектакль «Вишневый сад» погружает смотрящего в мир душевных переживаний, времени, ностальгии и судеб героев. Актеры мастерски передают внутренние конфликты персонажей, создавая атмосферу, насыщенную пронзительными эмоциями и деталями.

Кадр из телеспектакля «Вишнёвый спектакль» (режиссёры Игорь Ильинский, Борис Конухов, оператор Александр Шапорин, художник Вадим Клотц, 1983). Источник: https://www.culture.ru/live/movies/1005/vishnevyi-sad
Кадр из телеспектакля «Вишнёвый спектакль» (режиссёры Игорь Ильинский, Борис Конухов, оператор Александр Шапорин, художник Вадим Клотц, 1983). Источник: https://www.culture.ru/live/movies/1005/vishnevyi-sad

Сюжет построен на том, что из-за бедности вдове Раневской необходимо продать поместье, или вырубить сад, но она испытывает слишком теплые и ностальгические чувства к этому месту подобно герою фильма «Мой друг мистер Персиваль». Так что, будь ее воля, не согласилась бы ни на первое, ни на второе, но у "судьбы" другие планы. По идее, можно было легко избежать этой ситуации, но чувства взяли верх над расчетливостью, и сад, все же пришлось отдать. Например, можно было пустить в действие план Лопахина, который предлагал вырубить сад и отдать землю дачникам, но Раневская долго и упорно сопротивлялась. Она отсрочивала срок принятия решения до последнего, а ведь двигала ей банальная любовь к своему родному месту, к месту, где она провела детство, где гуляла с мамой, где играла маленькой и проводила самые счастливые дни своей жизни.

Кадр из телеспектакля «Вишнёвый спектакль» (режиссёры Игорь Ильинский, Борис Конухов, оператор Александр Шапорин, художник Вадим Клотц, 1983). Источник: https://www.culture.ru/live/movies/1005/vishnevyi-sad
Кадр из телеспектакля «Вишнёвый спектакль» (режиссёры Игорь Ильинский, Борис Конухов, оператор Александр Шапорин, художник Вадим Клотц, 1983). Источник: https://www.culture.ru/live/movies/1005/vishnevyi-sad

На протяжении всего спектакля в кадре много света, это отражает идеализацию героями места, где они родились, для них дом – это источник счастья. Наверняка, это чувство будет очень близко людям, родившимся в небольшом уютном городе, а позже переехавшим в столицу или даже в другую страну, ведь когда возвращаешься в родное место, теплые воспоминания сразу же дают о себе знать, поэтому в этом моменте Раневскую понять можно. И Лопахина тоже, хотя возможно в голову зрителя прокрадется вопрос: "А зачем он пытался помочь? ". Отец и дед Ермолая были крепостными в поместье Раневской, при этом последняя часто помогала им и была другом, так что можно сказать, что намерения Лопахина помочь были искренны. Другие главные герои пьесы тоже имеют свои истории в произведении, Анечка (дочь Раневской) вот, например, переживала за свое будущее. Хоть в произведении она и представляется зрителю, как жизнерадостный, светлый и добрый, по сути еще ребенок, но все же в конце спектакля решается ее судьба, что достаточно серьезное событие в жизни девочки. Она, как человек из другого поколения, символизирует новое начало века. Хотя все герои спектакля и выглядят как ожившие реконструкции своего времени: женщины в лёгких провинциальных платьях и мужчины в чопорных костюмах. Молодые люди всё же понимают, что времена меняются и традиции уходят в прошлое. Успех отныне заключается в образовании, знаниях, работе, а уж потом в богатстве. Анечка решает поехать учиться в Москву, что позже наверняка принесет ей счастье в жизни. При этом не только у главных героев "Вишневого сада" показаны душевные переживания. Второстепенные персонажи тоже мелькают в спектакле и из их диалогов можно уловить что-то про жизнь и прошлое человека. Возьмём, допустим, Шарлотту. В спектакле была сцена, где она, сидя в саду, разговаривала с «человеком двадцать два несчастья» и рассказывала про свою жизнь, детство и родителей. В раннем возрасте она выступала с мамой и папой на улице, так как они были бродячими артистами. Но потом ее родители умерли, а девочка осталась одна и без документов. Сейчас, во взрослом возрасте, Шарлотта начала задаваться вопросами о том, кто же она? Никто не знает сколько ей лет, есть ли у нее родственники, кем она была и кем стала бы, если вдруг все сложилось по-другому. Рассказывала же все это героиня другому второстепенному герою - Епиходову, вышеупомянутому, как "человеку двадцать два несчастья". По прозвищу и можно понять основную его про проблему: с ним всегда случаются неловкие и вовсе не красивые ситуации. Он часто роняет вещи, неудачи преследуют его всюду, от того мужчина изредка задумывается о самоубийстве, даже ружье всегда при нем. Наверное, в спектакле это больше является комичной составляющей, но все же любому человеку знакомо чувство, что когда много раз подряд ничего не получается, хочется все бросить и больше не начинать, а дальше уже зависит от характера - кто-то бросит, а кто-то попытается снова и даже возможно преуспеет. Епиходов в этом плане человек с характером. Столько раз он начинал все с начала, но столько раз терпел неудачи.

После такого разбора героев можно заметить, что больше внимания в спектакле уделяется эмоциям персонажей, а значит, все-таки, большую роль в успехе постановки играет играют монологи и диалоги героев, а не режиссёрские решения. Такое внимание к переживаниям в произведении можно объяснить временем, когда и кем была написана пьеса. Антон Павлович Чехов - автор спектакля – драматург, который уделяет большее внимание мелким и повседневным вещам, в сцене герои занимаются самыми обычными делами: пьют чай, разговаривают, обсуждают повседневные проблемы. но жизни героев в эти моменты могут меняться и переворачиваться. А.П. Чехов – это первопроходец новой драмы в России, его пьесы отличаются от работ предыдущего поколения тем, что в них меньше декораций и помпезности. Кульминационные сцены в его произведениях даже не видны, в конце пьесы, когда начали вырубать сад, зрителю это даже показано не было, аудитория лишь слышала звук топора. Таким образом драматург даёт зрителям шанс самим дофантазировать финал и трудности, которые ждут героев в будущем.

В целом, спектакль может вызвать у людей разные чувства, в зависимости от прошлого конкретного человека, его проблем и мыслей. Но тоскующих по теплому и уютному прошлому людей, тех, кому тяжело даются трудные и судьбоносные решения, кто ещё способен сочувствовать, этот спектакль не оставит равнодушным.

Лада Литовченко