Найти в Дзене

Чемпионат «Вундеркинд» как средство мониторинга познавательных навыков учеников начальной школы

Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» проводится Центром «Снейл» с 2013 года. В Чемпионате «Вундеркинд» принимают участие школьники из всех регионов России, а также Казахстана, Белоруссии, Молдовы, Украины, Азербайджана, Китая, Кувейта, Монголии. Основная цель конкурса — формирование навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации по предметам начальной школы: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Чемпионат «Вундеркинд» проводится по 4 возрастным группам: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс и состоит из 15 конкурсных заданий для 1 и 2 класса и 20 конкурсных заданий для 3 и 4 классов. В Чемпионат включены вопросы по предметам и темам/содержательным линиям:   1. Русский язык 2. Литературное чтение 3. Математика 4. Окружающий мир Каждое задание Чемпионата «Вундеркинд» показывает уровень сформированности одного из познавательных УУД в соответствии с ФГОС начального общего образования. В возрастных категориях 1-4 классы выде
Оглавление

Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» проводится Центром «Снейл» с 2013 года. В Чемпионате «Вундеркинд» принимают участие школьники из всех регионов России, а также Казахстана, Белоруссии, Молдовы, Украины, Азербайджана, Китая, Кувейта, Монголии. Основная цель конкурса — формирование навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации по предметам начальной школы: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Чемпионат «Вундеркинд» проводится по 4 возрастным группам: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс и состоит из 15 конкурсных заданий для 1 и 2 класса и 20 конкурсных заданий для 3 и 4 классов. В Чемпионат включены вопросы по предметам и темам/содержательным линиям:  

1. Русский язык

  • Фонетика, орфоэпия и графика.
  • Морфология.
  • Морфемика (состав слова).
  • Орфография и пунктуация.
  • Развитие речи.  

2. Литературное чтение

  • Сюжеты детских произведений.
  • Герои детских произведений.
  • Авторы детских произведений.
  • Библиографическая культура и круг детского чтения.  

3. Математика

  • Числа, величины и арифметические действия с ними.
  • Работа с информацией.
  • Наглядная геометрия.
  • Логика и множества.  

4. Окружающий мир

  • Звезды и планеты.
  • Живая и неживая природа.
  • Сезонные изменения в природе.
  • Влияние человека на природу.

Каждое задание Чемпионата «Вундеркинд» показывает уровень сформированности одного из познавательных УУД в соответствии с ФГОС начального общего образования. В возрастных категориях 1-4 классы выделены следующие познавательные УУД (далее познавательные навыки):

  1. Поиск и/или выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (1-4 классы).
  2. Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов (в соответствии с заданием)(1-4 классы).
  3. Анализ объектов/явлений с выделением существенных и несущественных признаков(1-4 классы).
  4. Синтез как составление целого из частей(1-4 классы).
  5. Сравнение объектов/явлений по заранее заданным и/или самостоятельно выбранным критериям(1-4 классы).
  6. Классификация и сериация объектов/явлений по заранее заданным и/или самостоятельно выбранным критериям(1, 2, 3 классы)
  7. Определение логической связи между объектами и/или явлениями, построение логической цепочки.(1-4 классы).

В результате, каждое задание Чемпионата «Вундеркинд» имеет свой уровень сложности (3-5 балла), соответствует предмету, теме/содержательной линии и одному из познавательных навыков (Таблица 1).

Таблица 1. Матрица разработки конкурсных заданий Чемпионата «Вундеркинд», 1 класс
Таблица 1. Матрица разработки конкурсных заданий Чемпионата «Вундеркинд», 1 класс

По итогам конкурса-игры «Вундеркинд» формируются статистические отчеты:

  • Балл участника за каждое задание и итоговый за весь конкурс.
  • Рейтинг участника по классу, школе, региону, по всей возрастной группе.
  • Сформированность познавательных навыков (Рис. 1)
Рис. 1 Анализ сформированности познавательных навыков
Рис. 1 Анализ сформированности познавательных навыков

Уровень сформированности познавательных УУД выражен в процентах. Максимальное значение — 100 %.

Расшифровка уровней сформированности познавательных УУД:

(0-30%) Низкий уровень свидетельствует о том, что ученик самостоятельно не может применять универсальные учебные действия, действует только под руководством учителя.

(31-50%) Опорный уровень свидетельствует о том, что в знакомой, типовой ситуации ученик может применять универсальные учебные действия, но, для того чтобы он успешно усваивал новый материал, необходима постоянная поддержка учителя.

(51-90%) Повышенный уровень свидетельствует о том, что ученик способен применять УУД не только в знакомой, но и в новой ситуации, изучать новый учебный материал с помощью тех универсальных учебных действий, которыми он владеет.

(91-100%) Перспективный уровень выявляет одаренных детей, которые настолько овладели универсальными учебными действиями, что могут использовать их и в новой учебной ситуации, и в процессе самообразования. К этому уровню относятся дети, которые всегда выбирают и выполняют дополнительные, необязательные задания, предлагают несколько способов решения учебных задач, дают нестандартные ответы.

Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» проходит 3 раза в год: осенний, зимний и весенний сезоны. Эту периодичность можно эффективно использовать для измерения, анализа познавательных навыков учащихся и последующей коррекции образовательного процесса, как отдельного ученика, так и всего класса.



Источник:
https://nic-snail.ru
Ю.А. Нацкевич, директор ООО Центр «Снейл»