Вы когда-нибудь видели фотографа, который мечется по площадке, словно пытается поймать невидимого покемона? Или того, кто судорожно листает отснятые кадры и осознаёт, что половина из них – спины гостей и размытые руки? Если вы снимаете репортаж, то есть шанс, что сами попадали в такие ситуации. А если ещё нет – то лучше знать об этих ошибках заранее и не повторять их.
Меня зовут Шишкин Марк, я профессиональный репортажный фотограф. Разбираем 7 распространённых косяков репортажников и возможности их избежать.
Ошибка №1: Снимать всё подряд без плана
Новички часто думают, что репортаж – это просто хаотичное фиксирование всего, что происходит. В результате получается серия снимков, среди которых трудно найти что-то по-настоящему значимое. Хороший репортаж – это рассказ, а значит, он должен иметь структуру: начало, кульминацию и финал.
✅ Как исправить:
- Перед съёмкой выясните ключевые моменты мероприятия, запросите его тайминг. А еще лучше, попросите полноценное техзадание от заказчика.
- Заранее подумайте, какие кадры помогут передать атмосферу.
- Разделите съёмку на этапы: общий план, детали, эмоции, ключевые события. Чередуйте их между собой.
- Определите, какие элементы важны для заказчика, и акцентируйте внимание на них. В этом вам поможет всё то же техзадание.
- Создайте предварительный чек-лист кадров, которые точно должны быть в серии. Его можно составить прямо в заметках в телефоне, всегда имея под рукой.
Ошибка №2: Игнорировать свет и собственную технику.
Репортаж – это не студийная съёмка, где можно всецело контролировать освещение, но это не значит, что нужно полагаться на удачу. Фотографы, которые не следят за светом, получают шумные, тёмные или, наоборот, пересвеченные кадры, с которыми потом мучаются в обработке.
✅ Как исправить:
- Следите за источниками света, поглядывайте на получившиеся кадры и корректируйте экспозицию.
- Используйте вспышку с рассеивателем или собственный источник постоянного света, но только если это допустимо! О возможности использования собственного дополнительного света (особенно вспышки) лучше спрашивать у заказчика изначально. Но всё же, не перегибайте палку: десятки вспышек в минуту раздражают даже самого сдержанного человека.
- Снимайте в RAW, чтобы иметь возможность вытянуть детали в тенях и светах. Да, это очевидный совет, но, как показывает практика, он не теряет актуальности.
- Изучите возможности вашей камеры по работе в сложных световых условиях. И изначально подумайте, а сможете ли вы вообще снимать в таких обстоятельствах, насколько ваша техника пригодна для них.
- Привыкайте быстро адаптироваться к изменениям освещения, анализируя сцену заранее: с какой стороны вам лучше встать, чтобы с вашего ракурса объект был правильно подсвечен, какой объектив для этого использовать, какие настройки фотоаппарата выставить.
Ошибка №3: Не ловить эмоции и моменты
Репортаж – это про людей и их реакции. Если в серии кадров нет эмоций, то даже технически идеальные снимки будут скучными. Простые общие планы, отражающие масштаб, должны быть в финальном отчете, но они не должны составлять значительную его часть.
✅ Как исправить:
- Следите за жестами, мимикой, взаимодействием людей.
- Используйте серийную съёмку, чтобы не упустить удачные моменты, делая несколько кадров подряд одного сюжета.
- Вовремя предугадывайте эмоции – смех, удивление, восторг. Для этого вслушивайтесь в происходящее, эмоциям всегда предшествует причина, их вызывающая. Держите камеру наготове, в руках и включённой.
- Общайтесь с людьми, чтобы они чувствовали себя комфортно перед камерой во время каких-либо постановочных кадров. Аккуратно шутите, хвалите, тактично поправляйте их позу.
- Используйте длиннофокусный объектив (типа 70-200 мм), чтобы ловить такие моменты — люди часто смущаются, когда их эмоции запечатлевают с близкого расстояния.
Ошибка №4: Неправильный выбор точки съёмки
Снимать всё с одной точки – это верный путь к однообразным кадрам. Многие фотографы просто стоят в углу и фиксируют происходящее, забывая про разнообразие ракурсов.
✅ Как исправить:
- Двигайтесь! Репортаж – это динамика, и вы сами должны быть динамичным. Не стойте на месте.
- Чередуйте разные планы: общий, средний, крупный. Разнообразие всегда украшает репортаж.
- Не бойтесь приседать или снимать с высоты – неожиданные ракурсы оживляют серию. Оглядитесь, нет ли какой-то подходящей для этого точки?
- Следите за композицией, используйте естественные линии и перспективу в кадре.
- Пробуйте снимать через объекты – например, через приоткрытые двери, окна или толпу. Фрейминг (от английского «frame» - рамка) отличный способ акцентирования на объекте съемки.
Ошибка №5: Переизбыток или нехватка обработки
Некоторые фотографы считают, что репортажные фото не требуют обработки вообще, другие, наоборот, загоняют их в жуткие пресеты, теряя естественность. В обоих случаях результат оставляет желать лучшего.
✅ Как исправить:
- Найдите баланс – базовая коррекция цвета и экспозиции нужна практически всегда.
- Избегайте агрессивных фильтров, особенно с чрезмерно завышенной или заниженной контрастностью. Забудьте про свадебные пресетики и тонировочку — вряд ли клиент оценит такой креатив.
- Делайте так, чтобы фото смотрелось живым, но не искусственно обработанным. Естественность обработки — один из ключевых факторов в репортаже.
- Разрабатывайте свой фирменный стиль обработки, чтобы ваши снимки узнавали. Но не выходите за принятые в репортаже рамки разумного.
- Используйте пакетную обработку, чтобы ускорить процесс и избежать разнобоя в серии.
Ошибка №6: Отсутствие контакта с клиентом
Некоторые фотографы настолько увлекаются процессом, что забывают, для кого они снимают. В результате – разочарованные клиенты, которые ожидали одних кадров, а получили совсем другие.
✅ Как исправить:
- Повторюсь: перед съёмкой уточняйте ожидания заказчика. Это критически важно!
- Показывайте промежуточные результаты, если это возможно или клиент сам об этом просит.
- Не бойтесь предлагать свои идеи, но учитывайте пожелания клиента.
- Умейте слушать и задавать правильные вопросы до, во время и после съёмки. Правильные вопросы — это те, ответы на которые улучшат ваш финальный результат.
- Развивайте деловые навыки общения, чтобы клиенты оставались довольны не только снимками, но и взаимодействием с вами. Помните — люди идут к людям! Каким бы вы ни были классным фотографом, качество общения с вами влияет как на текущую работу, так и на возможность дальнейшего сотрудничества.
Ошибка №7: Слишком долгая обработка и сдача материала
Фотограф может быть гением съёмки, но если он отдаёт фото через месяц после события, репутация страдает. Репортаж – это оперативность, и скорость сдачи материала играет важную роль. Клиенты ждут фото, пока эмоции ещё свежи, а не тогда, когда они уже забыли о мероприятии. Чем дольше идёт обработка, тем выше шанс, что заказчик разочаруется или выберет другого фотографа в следующий раз.
✅ Как исправить:
- Оптимизируйте обработку, используйте подходящие под условия пресеты и автоматизацию.
- Разбейте процесс на этапы: первичная сортировка, базовая коррекция, финальная сортировка и ренейминг.
- Ставьте себе чёткие дедлайны и придерживайтесь их, а если сроки длинные, отправляйте часть фото (а лучше все) раньше.
- Если клиенту важны оперативные снимки, заранее обсудите возможность срочной обработки нескольких ключевых кадров, чтобы заранее знать о необходимости взять ноутбук или планшет с собой на съемку.
- Создайте систему хранения и каталогизации, чтобы легко находить файлы и не тратить время на поиск.
- Не перегружайте себя лишней ретушью – репортаж ценится за естественность, а не за безупречность каждого пикселя.
- Используйте специализированный софт. Не стоит отбирать фотографии в Лайтруме, не смотря на наличие данного функционала в нём. На мой взгляд, самая подходящая программа для сортировки — Photo Mechanic 6, специально заточенная под этот процесс. При правильной настройке этой программы, скорость отбора может ускориться буквально в разы. Я уже рассказывал про нее и нужные настройки. Не используйте Adobe Camera Raw для дальнейшей обработки — не смотря на идентичность функционала с Lightroom, последний более пригоден для этих целей.
- Также не рекомендую использовать программы для отбора фотографий на основе искусственного интеллекта. Пока что они отбирают фото, опираясь скорее на технические аспекты каждого снимка, чем на смысловые или композиционные. К тому же, чисто идеологически, такой подход буквально убивает в ваших фотографиях вас самих, как фотографа.
Вывод
Ошибки – это нормально, главное вовремя их осознавать и исправлять. Если избегать этих 7 промахов, ваши репортажи станут динамичнее, интереснее и востребованнее. А клиенты будут довольны, потому что получат не просто набор случайных кадров, а цельную историю.
Какую из этих ошибок вы встречали чаще всего – у себя или у других фотографов? Делитесь в комментариях!