В честь 50-летия легендарной 3-й серии продолжаем вспоминать её историю. В свое время E21 помог BMW преодолеть кризисы в 1970–80-х годах, а E30 закрепил успех, задав новый стандарт для спортивных седанов. Оба поколения стали коммерческими хитами.
Сегодня — очередь E36, третьего поколения, выпускавшегося с 1990 по 2000 год. За это время BMW продала 2,7 миллиона автомобилей — внушительный скачок по сравнению с 1,3 млн E21 и 2,34 млн E30. А ещё платформа E36 стала основой для культового родстера Z3, который даже засветился в бондиане.
Коммерческий успех и любовь критиков
E36 получился не просто успешным, а реально прорывным. В своё время он собрал кучу наград и хвалебных отзывов от Autocar, Road & Track, Performance Car. А ещё каждый год попадал в список "10 лучших автомобилей" по версии Car and Driver.
Секрет успеха? Новый дизайн. В отличие от более "угловатых" предшественников, E36 стал обтекаемым и аэродинамичным, что улучшило управляемость, динамику и внешний вид. А ещё он впервые в истории 3-й серии получил хэтчбек — Compact.
Двигатели и трансмиссия
Базовый 316i выдавал скромные 100 л.с., но топовые версии 325i и 328i уже имели 190 л.с. Для сравнения:
- E30 325i — 168 л.с., 222 Н·м, разгон до 100 км/ч за 7,5 секунды.
- E21 323i — 143 л.с., 190 Н·м, разгон до 100 км/ч за 9 секунд.
А потом появился M3, который впервые предложили в кузове седан. В Европе он получил рядную "шестёрку" S50B32 на 321 л.с. и 350 Н·м, в США — S52B32 на 240 л.с. и 320 Н·м. Разгон до сотни — 5,5 секунды, что сделало его заметно быстрее четырёхцилиндрового E30 M3 (6,5 секунды).
Интересно, что Z3 M с тем же мотором выдавал 315 л.с. и 340 Н·м, превращая небольшой родстер в настоящую ракету.
Почему E36 остаётся в тени E30 и E46?
При всех своих плюсах E36 M3 не разрабатывался для омологации, как E30 M3, а значит, не обрёл культового статуса среди фанатов. А затем его затмил следующий хит — E46, который вышел ещё технологичнее и мощнее.
Но это не делает E36 менее значимым. Он внёс в модельный ряд M3 Sedan, Compact, получил механические улучшения, новые технологии и доказал, что "трёшка" — это не просто автомобиль, а философия.
Сегодня E36 — отличный выбор для тех, кто хочет ощутить дух классического BMW, но при этом не переплачивать за культовый статус E30 или E46. У него есть всё, за что любят марку: управляемость, драйв и характер. А это куда важнее, чем сравнения с предшественниками и преемниками.