Эту статью я пишу под впечатлением от нового памятника супругам Романовым -великому князю Сергею Александровичу и великой княгине Елизавете Федоровне. Памятник установлен в ноябре 2024 года возле метро ТРЕТЬЯКОВСКАЯ на небольшой площади.Сразу скажу, памятник мне совсем не понравился, не впечатлил. Может я чего то не понимаю в современной городской архитектуре? Давайте обсудим.
О ней все говорили как об ослепительной красавице, одной из двух в Европе. Две Елизаветы блистали на европейском Олимпе - Елизавета Австрийская, жена императора Франца Иосифа и Елизавета Федоровна, старшая сестра невесты будущего российского императора Николая II. Никто и представить себе не мог, какая суровая, трагическая судьба выпадет на долю этой блестящей красавицы голубых кровей, внучки английской королевы Виктории. Её жизнь в России можно назвать подвигом великомученицы, её имя причислено к лику святых в Русской православной церкви в 1992 году.
Елизавета Александра Луиза Элла Гессен Дармштадтская была второй дочерью герцога Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 14 лет она потеряла мать, умершую от дифтерии, и с тех пор воспитывалась вместе с младшей сестрой Аликс в основном у бабушки в Англии. Воспитание было строгим, почти суровым, но разносторонним и практичным. Помимо общего гуманитарного, культурного и религиозного образования девочек учили готовить, вышивать, ну и прочим житейским премудростям.
В двадцать лет Елизавета стала невестой Великого князя Сергея Александровича, пятого сына российского императора Александра II. Красота и величественность венчания по православному обряду буквально заворожили юную европейскую невесту. Как все было непохоже на протестантскую кирху! Это было словно ангельское прикосновение и оставило впечатление на всю жизнь. Даже ее внешний облик стал меняться: из холодноватой англо-немецкой красавицы Елизавета Федоровна (именно такое имя она получила после венчания) превращалась в одухотворенную, излучающую внутренний свет и теплоту молодую женщину.
Большую часть года молодая семья проводила в Москве и в подмосковном имении Ильинское. Московский патриархальный уклад, старинные монастыри и церкви очаровали Елизавету, этому способствовало то обстоятельство, что ее муж Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком. Ей хотелось вместе с ним познать радость обретения благодати и она начала глубоко изучать православную веру, обычаи и обряды.
В 1888 году император Александр III поручил Великому князю Сергею Александровичу быть на освящении храма Святой Марии Магдалины на Святой земле. Храм был построен русскими в память императрицы Марии Александровны и чета Романовых привезла в дар новому храму богатую церковную утварь, Евангелия, иконы. Поездка произвела столь неизгладимое впечатление, что Великая княгиня воскликнула:" Я бы хотела быть похороненной здесь!" После этой поездки Елизавета Федоровна твердо приняла решение принять православие, хотя это было совсем непросто. Она написала отцу о принятом решении и просила благословить ее, но отец был против, благословения она не получила.
Тем не менее, накануне Пасхи 1891 года в Лазареву субботу был проведен
церковный обряд и немецкая принцесса Элла в возрасте 27 лет, после семи лет супружества стала православной христианкой Елизаветой Федоровной. Ей не потребовалось переходить в православную веру при бракосочетании семь лет назад, так как ее муж, Великий князь Сергей Александрович не являлся наследником престола и следовательно она не могла стать российской императрицей. На Пасху она вместе с любимым мужем пела светлый тропарь "Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ".
В 1891 году император Александр III назначил Великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором и семья переехала жить в Москву. Москвичи очень скоро узнали Великую княгиню, как защитницу сирых и убогих, больных и бедных. Она посещала больницы, богадельни и приюты, раздавала помощь многим из собственных средств. Однако, не избегала молодая чета и светских мероприятий. Так в 1903 году, когда по инициативе младшей сестры, ставшей русской императрицей Александрой Федоровной, был организован ставший широко известным костюмированный бал в "русском стиле", московская чета Романовых появилась на нем в великолепных дорогих костюмах. Их образы каждый из вас наверняка видел не раз, они запечатлены в игральных картах "русский стиль". Если еще не видели, поищите, думаю даму треф узнаете сразу.
Когда началась Русско-Японская война, Елизавета Федоровна занялась организацией помощи фронту, в залах Кремлевского дворца были устроены мастерские. Продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат, небольшие иконки и образа - все это было собрано и отправлено с ее помощью на фронт. Она помогла сформировать и оборудовать для фронта несколько санитарных поездов, помогала обеспечению вдов и сирот воинов, погибших на фронте. А беда уже стояла у ворот, в Москве, как и в других крупных российских городах, активно действовали революционные группы террористов. Боевая организация эсеров приговорила московского генерал-губернатора к смерти. Власти знали о готовившемся покушении, знала и Елизавета Федоровна. Она старалась всюду сопровождать мужа, надеясь, что в ее присутствии террористы не осмелятся на смертный грех убийства.
Однако, несмотря на все предосторожности, 4 февраля 1905 года покушение все таки произошло. Великий князь Сергей Александрович, горячо любимый муж был убит бомбой , брошенной террористом Иваном Каляевым. На этот раз Елизаветы Федоровны не было рядом. Когда она пришла на место убийства, люди попытались оградить ее от ужасного зрелища, но она все таки сама сложила останки мужа в принесенные носилки. Да еще ей удалось подобрать на окровавленном снегу иконки, которые носил на шее великий князь.
На следующий день состоялись похороны, в последний момент было найдено сердце убитого и его успели положить в гроб. Вечером, собрав остатки сил и мужества, вдова поехала в Бутырскую тюрьму, где содержался террорист-убийца Иван Каляев. Более двух часов говорила она с убийцей мужа, сказала, что от имени мужа прощает заблудшего, передала ему Евангелие и просила почитать. Увы, это был разговор с глухим, фанатик не услышал ее или не хотел услышать. На суде он требовал себе смертного приговора, повторял, что всегда будет уничтожать политических противников. Елизавета Федоровна просила Николая II о помиловании Каляева, но прошение было отклонено, т.к. преступник не раскаялся. На месте убийства мужа вдова воздвигла памятник-крест, сделанный по проекту Виктора Васнецова. Крест был снесен в 1918 году, а почти через сто лет в 2017 году восстановлен.
После кончины мужа Елизавета Федоровна не снимала траур, много молилась. Решение пришло в долгих молитвах - она разделила все свое состояние на три неравные части: в казну, наследникам мужа (своих детей у них не было) и самую большую часть денег - на благотворительность. Она продала все свои драгоценности и собрав все средства купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом на Большой Ордынке в Москве под строительство и обустройство в этом месте женской обители. В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель милосердия, которую москвичи стали называть БЕЛЫЙ АНГЕЛ МОСКВЫ. Это был не монастырь в точном смысле слова, т.к. сестры выходили в мирскую жизнь, занимались благотворительностью и медицинской помощью неимущим. Устав обители позволял сестрам выйти из нее и создать семью.
Первым храмом стала домовая церковь Марфы и Марии, обустроенная в 1909 году. В апреле 1910 года в обители поселились 17 крестовых сестер любви и милосердия во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур, облачившись в платье сестры милосердия, переходя из блестящего светского мира в мир бедных, страдающих и глубоко верующих. Великая княгиня вела суровый образ жизни: спала на деревянных досках, тайно носила вериги и власяницу, обслуживала себя сама, строго соблюдала посты.
В обители на средства Елизаветы Федоровны и её усилиями были построены богадельня, приют для девочек-сирот, больница, школа для сирот. Сестры обучались основам медицины, ухаживали за больными. Сама матушка Елизавета не избегала никакой работы, ее не пугали ни болезни, ни грязь и нищета. Со временем в обители была открыта библиотека и воскресная школа для девочек и женщин. Ну а главным украшением обители стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, ведь именно из-за него обитель получила такое поэтичное название - БЕЛЫЙ АНГЕЛ МОСКВЫ
Собор Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1912 году по проекту молодого талантливого архитектора Алексея Щусева (кстати будущего создателя мавзолея ЛЕНИНА) в только входившем в моду стиле МОДЕРН. Затем, пока хватало денег, строились другие сооружения. В 1914 году в обители обитало уже 97 насельниц.
Во время Первой мировой войны сестры вместе с настоятельницей выхаживали раненных, работали и в других лазаретах. Сразу после Февральской революции в обители появились вооруженные люди, которые пришли арестовать "сестру императрицы". За Елизавету Федоровну вступился духовник отец Митрофан, убедивший солдат, что "преступница" отдала все свои богатства людям, на ее деньги построено и содержится все в обители. На этот раз солдаты отступили. Затем началась череда обысков и арестов, закончившихся на третий день Пасхи. Великую княгиню арестовали и сразу же вывезли из Москвы в Пермь. Большевики постарались всю многочисленную семью Романовых вывезти на Урал, подальше от Европы и европейских родственников, лишая царственных пленников даже малейшего шанса на спасение.
Елизавета Федоровна не теряла присутствия духа, в редких письмах. которые удавалось передать на волю, она наставляла оставшихся сестер. завещая им, не смотря ни на что, хранить любовь к Богу и ближним. В мае 1918 года Великую княгиню, сестру императрицы Александры Федоровны, вместе с другими представителями дома Романовых вывезли в г. Алапаевск, где содержали в здании Напольной школы. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию школы подъехала конная группа и усадила группу пленников в экипажи.
Это были: Великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович; князь Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей; Федор Семенович Ремез - управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича и послушница(сестра Марфо-Мариинской обители) Варвара, которая сопровождала Елизавету Федоровну и до конца разделила с ней печальную участь. Всю группу вывезли в лес, к старой заброшенной шахте и сбросили живыми. Расстреляли только Сергея Михайловича. он пытался оказать сопротивление. Великая княгиня повторяла вслух молитву: ГОСПОДИ, ПРОСТИ ИМ, ИБО НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ! Как выяснилось позже, узники погибли не сразу. Еще несколько дней из шахты доносились стоны раненных и звуки песнопения. Палачи возвращались несколько раз, чтобы добить свои жертвы, они бросали в шахту бревна, гранаты, горящую серу. Так что алапаевские пленники умирали от ран, жажды и голода в страшных мучениях.
Через три месяца Белая армия заняла Алапаевск. Останки погибших извлекли из шахты, положили в гробы и провели обряд отпевания. Красная армия вновь наступала, но все таки, всеми правдами и неправдами, удалось отправить сей страшный груз на восток, сначала в Харбин, а затем в Пекин. Интересный факт - большинство тел в столь долгой и трудной дороге разложились и только тело Елизаветы Федоровны оказалось НЕТЛЕННЫМ.
Зная о заветном желании Великой княгини быть погребенной в Гефсимании, в Иерусалиме, наместник русской духовной миссии в Пекине архиепископ Иннокентий смог организовать отправку двух гробов, Елизаветы Федоровны и сестры Варвары в Иерусалим. В январе 1921 годы было исполнено желание Великой княгини быть похороненной на Святой земле, которое она высказала в далеком 1888 году.
В 1990 году на территории Марфо-Мариинской обители патриарх Алексий II открыл памятник основательнице и первой настоятельнице обители Великой княгине Елизавете Федоровне, созданный скульптором Вячеславом Клыковым.
Двадцатый век... Еще бездомней, еще страшнее жизни мгла. Еще чернее и огромней тень Люциферова крыла! (Александр Блок)
#20 век# революции# романовы#семейные отношения#интересные факты#