Дело, прямо скажу, намного проще, чем вам может показаться. Для этого не нужно ненавидеть евреев и даже не очень нужно славить того или иного "фюрера". Всё намного проще.
И потому, как это просто, многие люди не осознавая этого, проходят этот путь сами. Но зачем его проходить вслепую, когда можно дать людям понятную и чёткую карту?
Полагаю, будет востребовано.
Начнём с определений
Фашизм (по Димитрову) - открытая террористическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических кругов крупного финансового капитала.
То есть, фашизм существует только в условиях капитализма. И это важно понимать - сословное средневековое общество, восточные деспотии, рабовладельческий строй - это не фашизм.
При том, что многие элементы общественных отношений могут быть схожими.
Открытая террористическая диктатура - означает, что власть в обществе осуществляется при помощи прямого насилия и запугивания.
Реакционными - означает, что люди при власти стремятся не к прогрессу общества, а к сохранению своего статуса ЦЕНОЙ прогресса общества.
Шовинистические - означают, что эти люди не всех считают вполне людьми и призывают не ко всем относиться, как к людям.
Но при всей теоретической точности данное определение не даёт содержательного понимания, что происходит в обществе при фашизме. И тут я дам некоторый комментарий от себя.
Фашизм создаёт квази-сословное разделение в капиталистическом обществе. При этом, для двух основных сословий (бедных и богатых) существуют принципиально разные правила игры.
Богатые живут в рамках обычного монополистического капитализма - конкурируют и преследуют свои интересы.
Бедным указано жить в рамках социалистического общества - пренебрегать своими интересами в пользу, как бы, общего блага. На деле - ради блага богатых.
И всё с целью сверхэксплуатации в условиях кризиса капиталистической системы. То есть, когда дела у капиталистов идут не очень - они изобретают некоторые мифические конструкции, например "расширение жизненного пространства" и "благо нации". За которые призывают остальных работать больше, а требовать меньше. Тем самым сохраняя свою власть и доходы.
Для оправдания подобной ситуации в обществе используют популярные мифы:
1. Величие и исключительность нации.
2. Общий экзистенциальный враг.
3. Лидер, который является единственной надеждой и опорой.
Всё это является исключительно мифологическими конструкциями, хотя могут иметь некоторые основания в реальности. Отличительные национальные или расовые черты, наличие политических противников, наличие политического лидера.
И вот. Сегодня я буду говорить о том, как обычному человеку (не капиталисту) стать сторонником этой системы взглядов. То есть добровольно хотеть больше работать, меньше получать, чтобы некоторому количеству богатых людей жилось спокойнее и сытнее.
Поехали!
1. Капитализм über alles
Как вы понимаете, чтобы стать фашистом нужно верить в капитализм. Причём совсем не обязательно верить в либеральные идеи. Достаточно только в частное присвоение созданного коллективным трудом.
То есть, если вы считаете, что хозяин фирмы имеет полное право получать прибыль - то всё в порядке. Если же вы считаете, что это вообще единственно возможный, адекватный и правильный способ распределения благ - то всё вообще отлично.
Делает ли вас это фашистом? Ни в коем случае! Но создаёт для вас теоретическую возможность таковым стать. Не упускайте её зря.
2. Идеализм и субъективный идеализм.
Без этого фашизм не работает. И сейчас объясню почему.
Идеализм, если применять его к поведению человека, говорит вроде бы интересную и полезную вещь - ты можешь вести себя определённым образом вне зависимости от существующей ситуации.
Например - вокруг разруха и разгул бандитизма, а ты можешь оставаться честным человеком. Можешь ведь? Разумеется. Правда, ценой потерь, которые со временем могут стать несовместимыми с жизнью.
А, к примеру, правитель, может быть честным, добрым и искренне радеющим за благо всего народа. Хотя сами условия попадания во власть и удержания в ней исключительно этому противодействуют. Но он же может! Теоретически...
Добрый царь при плохих боярах - это идеализм. Причём субъективный.
То есть отрицающий существование объективной реальности, объективных условий. Нет-нет, это не солипсизм, упаси вас жизнь! Просто реальность и личные качества индивида сливаются в одно целое.
А значит, личные качества могут решить всё! Даже если объективные условия говорят об обратном - мы силой своего духа, каждый в отдельности их преодолеет.
Собственно, это и есть кормовая база фашизма. Его идеологическая основа. Поскольку, когда люди работают больше, а получают меньше - только вера в силу духа способна удержать их от понимания... некоторой не корректности такой ситуации.
И на этом фоне легко создавать любые культы личности, оправдывать любые политические действия и сохранять поддержку лидера при любых условиях. Идеализм всё стерпит.
3. Надклассовость государства
Ещё одна очень важная вера - это вера в то, что государство не является инструментов в руках какого-то конкретного класса, а находится над ними или представляет интересы всех людей.
Ну, что сторож Вася из Омска равен по влиянию на государство с Романом Абрамовичем. И что государство, через свои законы и исполнительную власть равным образом защищает интересы сторожа Васи и Абрамовича.
Пример, который я привёл - крайне утрирован, но максимально нагляден. Если использовать его, то становится понятно, что это не так. Но... как вы понимаете, идея нейтральности государства, его существование в интересах всех его граждан - такая привлекательная.
В следующий раз спросите себя - почему средний класс во всех странах несёт самое тяжёлое налоговое бремя. Ну или не спрашивайте.
И станьте на одну ступеньку ближе к фашизму.
4. Коллективизм
Ну то есть вы должны считать правильным, что люди должны действовать сообща ради общей цели. И что интересы этого "сообща" - важнее интересов каждого отдельного индивида.
Вроде бы очевидно - разумеется, люди действуя сообщая сделают всё эффективнее.
Причём тут, чёрт побери, фашизм?!
А он тут ровно следует из первого пункта. Если у нас идёт частное присвоение общественно созданных благ, то люди сообща работают прежде всего на интересы того, кто эти блага присваивает.
То есть - капиталиста. Иными словами, вы общими усилиями просто увеличиваете его прибыль. Рассчитывая, что часть из полученных доходов, может быть, вернётся вам.
Можно сказать, что вот здесь проходит линия раздела. Если у нас есть вера в капитализм, идеализм, вера в надклассовость государства, вера в коллективизм - у нас начинает фашизация общества.
Именно фашизация - ещё открытой террористической диктатуры не наступает. Всё добровольно. И в любой момент можно вспомнить о своих интересах.
Но... идём дальше.
5. Социальное давление
И вот должна появиться идея, что на тех, кто не желает работать во имя процветания капиталистов общего блага нужно оказывать то или иное давление.
Их нужно осуждать. Возможно, лишать возможности публично выражать свои идеи. Возможно, поражать в правах. Или даже административно и уголовно преследовать.
Это всё нужно для того, чтобы одобрение и поддержку вызвали законы, которые позволяют государству такое давление осуществлять.
А это крайне важно! Это краеугольный камень фашизма. Поскольку имея в своей основе ложь и подмену понятий - частное благо капиталиста подменяется общим благом общества - фашизм крайне чувствителен к критике.
Практически, как религия. Можно просто ткнуть пальцем в нестыковки и вся картина мира разваливается. А значит, большинство общества должно поддерживать социальную иллюзию. Должно верить, что всё правильно.
А этого нельзя добиться без преследования несогласных.
Собственно, развёртывание репрессивных мер - это то, на чём мы, в большинстве случаев, фашизм и ловим. Хотя, как вы уже поняли - до этого проделана огромная работа в головах людей.
6. Групповое превосходство
Это уловка из нашего детства. Те, кто воспитывался в больших семьях её хорошо знают.
Нужно - чтобы старший ребёнок сидел с младшими, пренебрегая своими делами, пока родители заняты. Что мы ему говорим?
Правильно - ты тут самый главный, ты наша опора, никому мы поручить не можем, потому - посиди пожалуйста с малышами.
И достаточно часто подросток, жаждущий уважения и признания взрослых, сидит с малышами, а не тусит с друзьями.
Тоже самое можно проделать и с народом. Нужно возложить на него дополнительные обязанности, связать дополнительными ограничениями, сделать его условия жизни хуже.
Что говорят народу? Вы великие, вы особенные, вы сильные, кроме вас никто не справится. И тоже, вполне прокатывает. Особенно, если предыдущие 5 пунктов уже успешно освоены.
И человек становится перед забавным выбором. Или принимать на себя все обязательства по обеспечению чужого светлого будущего. Ну или как минимум декларировать это, как единственно верное, а самому тихо-тихо устраивать свою личную жизнь.
Или... не только лишиться такой мощной похвалы, но и рисковать подвергнуться социальному давлению и преследованиям. Ну и какие тут варианты?
7. Экзистенциальный враг
Собственно, удерживать идеалистические настроения и коллективные усилия, которые присваиваются частным образом. Удерживать репрессивный аппарат и одобрение в обществе давления на тех кто не спешит радостно нести свой вклад и славить "вечного императора" - можно только наличием врага ради борьбы с которым и мобилизуются усилия.
При этом враг принципиален именно для обычных людей. Для них же всё и делается. Капиталисты продолжают жить в капиталистическом мире - конкуренции, свободы и выгоды. А все лозунги борьбы со страшным злом - они для обывателей.
Враг необходим экзистенциальный - то есть угрожающий самому существованию и мифологизированных конструкций и каждого индивида.
При этом, с одной стороны - враг должен быть чрезвычайно могущественный.
Но с другой - на личном уровне большинство населения не должно с ним сталкиваться.
Ну, чтобы поддерживать общую уверенность, что вот сейчас мы все вместе возьмёмся и его победим. Нужно только больше усилий, больше преданности, больше репрессий в адрес вольных или невольных пособников врага.
И вот так - шаг за шагом человек превращается в фашиста. В абсолютно нормального, обыкновенного фашиста. Совсем не кровожадную тварь - вернее кровожадную только по необходимости и приказу.
И да - то, что в обществе много фашистов совсем не означает, что в обществе фашизм. По крайней мере окончательно сформировавшийся - государство вполне может не вводить совсем уж жёстких репрессий и переходить к террористической диктатуре. Или наращивать их исключительно постепенно и плавно.
Но вот социальная группа тех, кто такие вещи будет горячо поддерживать и приветствовать - формируется именно так.
Собственно, берите и пользуйтесь.
P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.
Мои статьи на ту же тему:
Как мы строили, строили и, наконец, построили. О проявлении фашизма в современном мире.
Самая красивая идеология. Об эстетической привлекательности и некоторых приёмах фашизма.
Как появляется фашизм. Чуть подробнее о его развитии и причинах.
За что борются фашисты. О той самой сути общественного строя, который скрывается за разговорами о национальном величии.