Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Одна из первых ОПГ советского Ленинграда. Как банда каратистов пыталась контролировать Северную столицу

Конечно, карате как боевое искусство никакого отношения к преступному промыслу знаменитой в 80-е годы в Ленинграде банде не имеет. На месте каратистов могли быть и боксеры, и вольники, и самбисты. Но так уж вышло, что лидером преступного сообщества оказался человек, увлекавшийся именно этим боевым искусством, носивший гордое имя Коля-Карате. Так что и банда, состоявшая не только из спортсменов, но опиравшаяся в основном на их силу и ловкость, так в истории и осталась: каратисты. Возможно, что особый устрашающий ореол вокруг группировки Николая Седюка сформировался именно из-за запрета карате в СССР в 80-е. А так быть бы им простыми спортсменами, такими же, как остальные, сбивавшиеся в стаи по всей территории Советского Союза. Мы бывшие спортсмены, А ныне — рэкетмены! Когда б не перемены, Мы б в грузчики пошли... Эти слова из некогда популярной песни Владимира Асмолова, ставшие символом эпохи, как нельзя лучше отражают происходившие в то время радикальные изменения в обществе. Когда на

Конечно, карате как боевое искусство никакого отношения к преступному промыслу знаменитой в 80-е годы в Ленинграде банде не имеет. На месте каратистов могли быть и боксеры, и вольники, и самбисты. Но так уж вышло, что лидером преступного сообщества оказался человек, увлекавшийся именно этим боевым искусством, носивший гордое имя Коля-Карате. Так что и банда, состоявшая не только из спортсменов, но опиравшаяся в основном на их силу и ловкость, так в истории и осталась: каратисты.

Возможно, что особый устрашающий ореол вокруг группировки Николая Седюка сформировался именно из-за запрета карате в СССР в 80-е. А так быть бы им простыми спортсменами, такими же, как остальные, сбивавшиеся в стаи по всей территории Советского Союза.

Мы бывшие спортсмены,
А ныне — рэкетмены!
Когда б не перемены,
Мы б в грузчики пошли...

Эти слова из некогда популярной песни Владимира Асмолова, ставшие символом эпохи, как нельзя лучше отражают происходившие в то время радикальные изменения в обществе. Когда на смену привычным блатным пришли люди новой формации: энергичные, целеустремленные, обладавшие специальными навыками и не связанные по рукам и ногам ни блатной романтикой, ни законами уголовного мира.

Ошибочно думать, что организованные преступные группы появились в СССР с принятием в 1985 году закона "О кооперации", когда власть разрешила советским гражданам свободно зарабатывать деньги, хотя вчера еще сажала за спекуляцию. Преступные группировки существовали и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе, и во время знаменитой "гонки на лафетах", когда Генсеков хоронили одного за другим. Просто "бомбили" они тогда не рядовых рабочих и служащих, а цеховиков, фарцовщиков и прочий не совсем честный люд, не желавший жить по советским законам, ловивший свою рыбку в мутной воде развитого социализма, сопряженного с дефицитом и погоней за любой импортной вещью. Но в 80-е всё изменилось.

С легкой руки писателя и журналиста Андрея Константинова Ленинград/Петербург приобрел печальную репутацию криминальной столицы большой страны. И это нелестное звание город получил во многом благодаря деятельности жесткого и энергичного криминального авторитета Коли-Карате, подмявшего под себя львиную часть города Ленина в середине 80-х.

Фотография в иллюстрационных целях
Фотография в иллюстрационных целях

Николай Седюк родился 11 апреля 1953 года в поселке Прохладное в Кабардино-Балкарии. Там пошел в школу, там же в подростковом возрасте увлекся занятиями карате, достигнув неплохих результатов. Еще учась в школе Седюк лишился родителей, так что, когда он отслужил срочную в армии, в Прохладном его уже ничего не держало. И Николай смело отправился покорять новые горизонты, переехав в Ленинград, где уже какое-то время жил его старший брат Александр.

По примеру брата поступил в Технологический институт холодильной промышленности, собираясь связать жизнь с рабочей специальностью. Однако всё пошло совсем не так, как задумывалось.

Александр Седюк к тому времени уже был хорошо знаком криминальному Питеру. За сходство с голливудским актером Грегори Пеком его прозвали Маккенной, в честь шерифа из фильма "Золото Маккенны". Участвовал в разных "мутных" схемах, включая антиквариат и мошенничество, водил знакомства с ворами и авторитетами. И Николай сразу увидел открывавшиеся перед ним возможности.

Грегори Пек в роли шерифа Маккенны
Грегори Пек в роли шерифа Маккенны

Возможно, он смог бы добиться больших успехов на татами, вошел бы в сборную, стал чемпионом Союза. Но наступало время, когда на спортсменов начал появляться спрос. А Николай Седюк даже на фоне других спортсменов выглядел многообещающе: рост 178 см и 90 кг сплошной мышечной массы без толики жира. При этом был умен и сообразителен, отлично понимал, что такое деньги и где их взять. К тому же вел здоровый образ жизни - не пил и не курил, в отличие от брата, подсевшего на запрещенные препараты. А отточенный и молниеносный удар ногой гарантированно вырубал любого противника.

За это младший Седюк и получил почетное прозвище Коля-Карате.

Он быстро разобрался в делах, заручился поддержкой лидеров ленинградского преступного мира и начал верховодить в банде, созданной его братом, привлекая для силового обеспечения преступного сообщества молодых каратистов, боксеров и борцов. Преступники обложили данью подпольных предпринимателей, которые ни за что не пойдут в милицию жаловаться, таксистов, торговавших из-под полы, ночных бабочек и ломщиков чеков, орудовавших возле магазина "Березка". Ничего необычного для той поры.

По современным меркам, банда Коли-каратиста была практически "травоядной", чаще в работе с подопечными обходились простым внушением, иногда применяли физическую силу, используя руки и ноги, но никогда не пользовались оружием.

А когда в седюковскую ОПГ влился известный актер Ленинградского малого драматического театра Аркадий Шалолашвили, знакомый советскому зрителю по фильму «Остров погибших кораблей» и другим картинам, преступления бандитов вышли на совершенно новый уровень.

Телеведущая Валентина Печорина так отзывалась о нём:

Он — очень свободный, очень богемный человек, он дружил со всеми. Когда мы уже жили вместе, кто только ни бывал у нас в доме: Высоцкий с Мариной Влади, весь "Современник": от Волчек до Гафта и Неёловой, актёры, художники… Он был очень талантливым актёром, мог бы многого добиться, если бы не дал крен в другую сторону. Ему всегда необходимо было быть в центре внимания. В любом обществе, среди самых разных людей...

К моменту знакомства с братьями Седюк Шалолашвили уже успел "отсидеть" дважды, оба раза за драку и побои. ,

Родившийся в Одессе актер обладал вспыльчивым нравом, обостренным чувством справедливости и всегда был готов доказывать свою правоту кулаками. Первый раз сел по дурости еще совсем молодым. Ввязался в драку и получил три года. Отсидел 1,5. Помогло заступничество влиятельных друзей и знакомых: за него ходатайствовал однокурсник, сын знаменитого худрука БДТ Сандро Товстоногов, а также именитые коллеги по цеху - Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Ролан Быков.

Второй раз Шалолашвили отправился в места не столь отдаленные, наказав обидчика прямо в здании театра. На одной из репетиций помощник режиссёра грубо высказался о Владимире Высоцком, которого Аркадий Шалолашвили знал и ценил. Не говоря ни слова, артист послал оскорбителя в нокаут, сломав ему челюсть.

Так что в банду он пришел уже рецидивистом, привнеся в криминальные схемы весь свой опыт и актерское мастерство. Перед жертвами актер ставил настоящий спектакль с участием членов банды. Оперативники рассказывали, что новоявленных коммерсантов рэкетиры вывозили в лес, угрожали, заставляли копать собственные могилы. Но тут на сцену выходили "случайно" оказавшиеся рядом спортсмены-комсомольцы, которые легким движением руки и ударом ноги раскидывали негодяев в разные стороны, освобождая уже распрощавшихся с жизнью потерпевших. Радость коммерсантов не знала границ, и они с удовольствием соглашались платить спасителям за "крышу".

Не чурался Аркадий Шалололашвили и использовать свою известность. Красноречивый и обаятельный артист запросто входил в доверие к любому подпольному богатею. За столиком в ресторане он уговаривал жертву отправиться играть в карты (азартные игры были тогда запрещены повсеместно) или приятно провести время в компании очаровательных дам. Ему верили. Подвоха с его стороны не ожидал никто.

А дальше в игру вступали спортсмены Коли-Каратиста, доходчиво объяснявшие нерадивому искателю приключений, как жить и с кем надо делиться.

За исключительный талант в банде Шалолашвили пользовался особым уважением, и обращались к нему по имени-отчеству, называя не иначе как Аркадием Павловичем.

Николай Седюк
Николай Седюк

С каждой удачно проведенной операцией влияние Коли-Карате возрастало.

Многие из ленинградцев, кто помнит 80-е, называют братьев Васильевых одними из самых известных питерских бандитов той поры. Бывшие боксеры контролировали автомобильный рынок Северной столицы. Поговаривали, что ни одна сделка с авто не проходила без их участия. Они кидали доверчивых лохов, часто оставляя практически без средств к существованию, и получали дань с продажи каждого "железного коня". Действовали нагло, напористо и очень жестоко по отношению к тем, кто платить отказывался.

Однако Николай Седюк и Васильевых заставил платить в общий котел. В Ленинграде он, наверное, стал первым, кто наладил обширный бизнес, основанный на железных бицепсах и кулаках. И связываться с ним было себе дороже. На пике формы группировка Коли-Карате насчитывала до 100 активных членов. При этом он был вполне договороспособен, не беспредельничал, заручившись поддержкой питерских и московских авторитетов. По слухам, его курировал едва ли не сам Япончик. А также были тесные связи с братьями Квантришвили.

-6

Была у Коли-Карате одна черта, за которую его не то что не любили, скорее удивляла она многих. Несмотря на то, что он быстро разбогател, тратить деньги направо и налево Николай Седюк очень не любил, за что некоторые считали его весьма прижимистым. Он жил с понравившейся ему женщиной, фактически став отцом для её ребенка, и с ними был очень щедр. Запросто мог удовлетворить любое их пожелание, если оно измерялось какой-либо суммой в рублях. Но на себя не тратился, а с посторонними считал всё до копейки.

Однако такая скрупулезность в расчетах была продиктована вовсе не скупостью. Седюк искренне считал, что труд должен оплачиваться, а вещь или услуга стоит ровно столько, сколько стоит. Потому даже с официантов и таксистов безапелляционно требовал сдачу. Но если те же официанты или таксисты сразу с ним полностью расплачивались, то он был весьма щедр на чаевые. Порядочность ему нравилась.

-7

Но больше всего ему нравилось собирать деньги. Группировка спортсменов-каратистов обложила данью едва ли не весь Ленинград, заставив различных труженников теневого фронта отстегивать до трети своих доходов. В обмен на регулярные взносы Коля-Карате обещал обеспечить своим клиентам силовое прикрытие и даже в случае необходимости решить вопросы с милицией, где у него были свои серьезные покровители.

Несмотря на его сильные лидерские позиции и связи в органах, избежать разгрома ленинградские каратисты не смогли. Пока они щипали по тихому фарцовщиков, ломщиков, цеховиков и прочий полукриминальный и совсем криминальный люд, правоохранительная система их не трогала. Будто Коли-Карате и не существовало вовсе. Но стоило только группировке вырасти до масштабов, когда в сферу её интересов массово стали попадать рядовые советские граждане, яростно писавшие заявления о вымогательствах, мошенничестве и ограблениях, как государственная следственная машина в городе на Неве включилась на полную катушку.

Первыми в 1986 году на скамье подсудимых оказались братья Васильевы. А в 1987 году пришел черед и Коли-Карате сотоварищи. Но даже оказавшись в тюрьме Николай Седюк не потерял самообладание и не сдал никого из своих покровителей ни в криминальном мире, ни в милиции. Он не сказал вообще ничего.

-8

Все задержанные по делу банды ленинградских каратистов получили длительные сроки заключения. На свободу Николай Седюк должен был выйти в 1993 году, когда правила игры в Петербурге уже сильно изменились. Не было ни СССР, ни советской милиции, бандиты вышли из тени, а группировки спортсменов-рэкетиров подвинули в сторону воровской мир с его понятиями. Наступило время беспредела. И передела.

Однако даже тогда Коля-Карате сохранил свой авторитет, являясь костью в горле молодых и ретивых, жаждущих оторвать от Питера жирный кусок. Еще числясь в колонии-поселении Николай Седюк с комфортом проживал в Петербурге, продолжая регулярно заниматься спортом. И эта регулярность его сгубила.

19 июля 1993 года Коля-Карате вышел на очередную пробежку. Киллер заранее знал его маршрут. Три выстрела в спину поставили жирную точку в истории одного из самых авторитетных преступных лидеров города на Неве.

Коля всю жизнь тренировался, готовился к поединку с профессионалом, — вспоминал в интервью известному журналисту Андрею Константинову Александр Седюк. — А я ему говорил: "Тебя возьмёт дилетант. И возьмёт в спину, когда ты ждать не будешь". Так и вышло...

За несколько дней до убийства Николая Седюка, 15 июля, отбывая наказание в одном из уральских ИТУ, от цирроза печени скончался Аркадий Шалолашвили. Но после его похорон некоторое время бытовало мнение, что заключение патологоанатома было сфальсифицировано: будто бы жертве нанесли смертельный удар в горло.

6 августа неизвестный киллер в Москве в упор расстрелял Амирана Квантришвили, а 5 апреля 1994 года при выходе из Краснопресненских бань был убит Отари Квантришвили.

Так разгоралась криминальная война 90-х.

Вскоре после смерти брата Александр Седюк сел в тюрьму. И больше особого влияния на процессы, происходящие в криминальном мире, он не имел...

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))