Найти в Дзене

Новый сериал «Преступление и наказание»: не понравился, но впечатлил

В конце прошлого года состоялась долгожданная премьера сериала, снятого по великому роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». К слову, мне этот его роман никогда не нравился, в особенности главный герой произведения — Родион Раскольников (хотя имя вполне примечательное). А сериал впечатлил. Если судить о нём целиком, а не анализировать отдельные его составляющие. Но обо всём по порядку. Ещё в школьные годы я не испытывала особой любви к многоуважаемому Достоевскому. Однажды я даже написала сочинение, за которое мне теперь по прошествии лет немного стыдно, в котором назвала его дилетантом. Но позднее я прочитала его роман «Униженные и оскорблённые», и моё мнение о нём тогда изменилось в лучшую сторону. Кроме того, сейчас на курсе литературного мастерства Фёдор Михайлович предстал для меня в новом свете как учёный, литератор, мыслитель, публицист, который внёс значительный вклад в русскую и мировую литературу. А «Преступление и наказание», при всём уважении к До

Постер к сериалу.
Постер к сериалу.

В конце прошлого года состоялась долгожданная премьера сериала, снятого по великому роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». К слову, мне этот его роман никогда не нравился, в особенности главный герой произведения — Родион Раскольников (хотя имя вполне примечательное).

А сериал впечатлил. Если судить о нём целиком, а не анализировать отдельные его составляющие.

Но обо всём по порядку.

Кадр из сериала. В «волшебном» мире Достоевского прощение и спасение возможно через раскаяние и веру. Сериал идёт по другому пути.
Кадр из сериала. В «волшебном» мире Достоевского прощение и спасение возможно через раскаяние и веру. Сериал идёт по другому пути.

Ещё в школьные годы я не испытывала особой любви к многоуважаемому Достоевскому. Однажды я даже написала сочинение, за которое мне теперь по прошествии лет немного стыдно, в котором назвала его дилетантом.

Но позднее я прочитала его роман «Униженные и оскорблённые», и моё мнение о нём тогда изменилось в лучшую сторону. Кроме того, сейчас на курсе литературного мастерства Фёдор Михайлович предстал для меня в новом свете как учёный, литератор, мыслитель, публицист, который внёс значительный вклад в русскую и мировую литературу. А «Преступление и наказание», при всём уважении к Достоевскому, до сих пор остаётся одним из тех произведений, которые я не люблю и не понимаю.

Сериал «Преступление и наказание» режиссёра Владимира Мирзоева на деле оказался не прямой экранизацией романа. Он вобрал в себя и переработал несколько произведений великого классика, создав многогранный мир Достоевского. Здесь и «Братья Карамазовы», и «Бесы».
Кадр из сериала.
Кадр из сериала.

Родион Раскольников — главный герой сериала. В уме его зародилась странная и ужасающая идея о том, что он — один из тех великих людей, которому дозволено всё, в том числе преступление, иначе, если не совершать таких дел, он не достигнет тех высот, на которые способен. Примечательно сравнение Родиона себя с Наполеоном, которого он считает неким эталоном, да только у второго психических отклонений, как выяснилось, хоть отбавляй. И дабы проверить и подтвердить правильность своей мысли, он решает убить пожилую женщину, у которой закладывал свои вещи. Отчего и почему, никому неизвестно. Мотивация Раскольникова в сериале ещё более невнятная и размазанная (для меня), чем в книге. По случайности он также убивает беременную женщину, ставшую свидетелем преступления.

И вот тут главный вопрос: может ли человек, сознательно придерживающийся подобных взглядов, идеалов и ценностей, измениться, стать лучше благодаря любви и религии? У Достоевского может, а у создателей сериала — нет. И в этом, на мой взгляд, его главное преимущество: стремление к реальности и честности.
Кадр из сериала. Родион Раскольников. Сидит в шкафу. Ест клубнику.
Кадр из сериала. Родион Раскольников. Сидит в шкафу. Ест клубнику.
Кадр из сериала. Алёна Михайлова идеально подошла на роль Сони Мармеладовой.
Кадр из сериала. Алёна Михайлова идеально подошла на роль Сони Мармеладовой.

Я не люблю Раскольникова. Вот прямо совсем от всей души не уважаю. Дочитала недавно роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Так там главный герой такой же дурак. Думал о себе слишком много, наделал дел, а потом мучался от последствий, ещё и крыша потекла. Непостижимая глупость и сплошная безответственность. И наблюдать два этих сюжета в одно время было не очень приятно. Какой-то двойной удар. Я не люблю читать о таких персонажах, но «Франкенштейна» с горем пополам домучала, жалко было бросать, да и написано было хорошим приятным слогом. И когда абзацы не были заполнены раздражающими страданиями и душевными метаниями главного героя, читалось очень легко.

В сериале Родион тоже предстаёт перед нами в образе городского сумасшедшего, что мне очень не понравилось, потому что вся проблема его в том, что он в своём уме, просто ум его породил предательски ложную мысль. И сам Родион в глубине души это понимал, из-за чего и мучался впоследствии. Возможно, создатели хотели показать абсурдность идеи Раскольникова на контрасте с адекватностью окружающего мира и остальных персонажей, у которых контакт с реальностью присутствует, в то время как Родион от неё как бы оторван.
Дуня и Разумихин. Дмитрий Разумихин получился интересным, но более поверхностным, чем книжный герой.
Дуня и Разумихин. Дмитрий Разумихин получился интересным, но более поверхностным, чем книжный герой.

Дуня, сестра Родиона, в исполнении Любови Аксёновой более смелая, своенравная и сложная героиня, нежели её прототип в оригинальном романе, но в этом, к сожалению, её главный минус. Любовь Аксёнова постоянно порождала некий диссонанс каждым своим появлением в кадре: внутренняя энергия актрисы противоречит образу героини, который стремились показать создатели. Дуня по Достоевскому воплощала в себе идеалы нравственности и жертвенности, и этот образ играл важную роль в создании истории Раскольникова. Здесь это было утеряно вместе с элементом пазла, составляющего смысл происходящего.

Кадр из сериала.
Кадр из сериала.
Родион и Соня.
Родион и Соня.
Вера (религия) перестала быть спасением. Она не спасает ни Соню, ни Родиона. И, возможно, в этом данная экранизация потеряла какую-то важную свою часть. Как будто мы (мир) потеряли надежду.
И, конечно, всё это заставляет задуматься о том, возможно ли в современном мире то, что происходило у Достоевского в XIX веке? Могли бы жить сейчас те же люди и произойти с ними такие же обстоятельства? Насколько уместно всё это сегодня? Я думаю, у каждого свой ответ на эти вопросы.
Родион и Соня.
Родион и Соня.
Родион и Соня. У Сони в кадре колесо обозрения символизирует нимб.
Родион и Соня. У Сони в кадре колесо обозрения символизирует нимб.

Речь героев — отдельная тема для споров в данном сериале.

Кто-то говорит, что язык Достоевского звучит неестественно и неуместно в современном Петербурге. А мне понравилось. В кои то веки было приятно слушать речи героев. И приходит осознание, насколько бедно и просто звучит современный язык в противопоставлении его языку прошлого века. Хочется верить, что в этом тоже был особый замысел создателей.

Из всего сериала было только несколько сцен, когда мне действительно настолько понравилось происходящее на экране, что я не могла оторвать взгляд, и в большинстве своём это были монологи или диалоги героев. Временами я думала: а не обратиться ли к тексту Достоевского? Благо, это был лишь минутный порыв.

В основном же сериал можно было ставить на фон и заниматься делами, ничего при этом не потеряв.

Петербург в сериале красив, хотя у Достоевского это ещё одно действующее лицо: он «душный», он давит на Раскольникова.
Петербург в сериале красив, хотя у Достоевского это ещё одно действующее лицо: он «душный», он давит на Раскольникова.
Фото со съёмок.
Фото со съёмок.

Отдельно хотелось бы отметить музыкальное сопровождение сериала.

Женя Трофимов в последнее время стал часто появляться в моём плейлисте, очень уж душевно у него выходит. Он исполнил главную песню сериала, которая мне очень понравилась и которой в итоге не было в сериале, что мне до сих пор не понятно. Если кто понял, проясните этот момент для меня, пожалуйста.

Композиция «Бегство в Египет», если коротко, — стихотворение Николая Заболоцкого, написанное ещё в 1955 году, переложенное на музыку. Переложено очень бережно, хоть и неполно. Определённо стоит послушать, её полюбили даже те, кто сериал не смотрел, в особенности за глубину содержания. В основе стихотворения евангельский сюжет о том, как Мария и Иосиф с маленьким Иисусом бежали в Египет от царя Ирода. Это довольно интересный сюжет, можно почитать подробнее, а здесь углубляться не буду, дабы не утомить читателя. В конце Иисус возвращается в страну, где его в будущем всё же ждёт неминуемая гибель.

Другая главная композиция сериала — «Студент», которая прозвучала в самом конце, тоже исполнена Женей Трофимовым. Сама по себе она звучит довольно безобидно, а в контексте финальной серии приобретает новые смыслы.

В итоге у меня сложилось впечатление, что «Бегство в Египет» предназначалось для книжного финала, где Родион обратился к спасительным вере и любви, а «Студент» — для того, который мы увидели в сериале. Имеет место быть тот факт, что создатели продумали два варианта завершения сериала.

Моя итоговая оценка — 6 из 10. Не понравился, но впечатлил. Лучше, чем книга, но всё ещё слишком.