Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1745 год. Родился великий русский флотоводец адмирал Фёдор Ушаков
За все годы службы на флоте Фёдор Фёдорович не проиграл ни одного сражения, чем принес славу молодому тогда Черноморскому флоту. Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен.
Слава о непобедимом Ушакове гремела по всей Европе. Его признавали даже англичане, ревнивые к своему авторитету на морях. А турки с почтением называли Ушак-паша.
Узнав о взятии эскадрой Ушакова неприступной крепости Корфу, Суворов воскликнул: «Ура русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?».
В середине прошлого века были учреждены военный орден и медаль имени Ушакова. В 2001 г. адмирал был причислен Русской православной церковью к лику святых.
1920 год. Адольф Гитлер провозглашает создание нацистской партии
Первоначально это была Немецкая рабочая партия. Гитлер вступил в нее в 1919 г. и быстро стал ее лидером. Уже в феврале 1920 г. партия была переименована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), или нацистскую партию.
Первое из больших публичных мероприятий НСДАП, на котором присутствовали около 2 тыс. человек, будущий фюрер организовал 24 февраля 1920 г. в мюнхенском пивной Хофбройхаус (ранее, во время своей первой эмиграции, здесь частенько потягивал пенный напиток член РСДРП Ульянов-Ленин). В тот день Гитлер объявил так называемые 25 пунктов, ставшие вскоре официальной партийной программой. Зачитанные им тезисы представляли собой смесь национализма и реваншизма, примитивной социальной демагогии, злобного антидемократизма и антисемитизма. В первых трех пунктах программы содержалось требование об отмене Версальского договора, а также право на полное «самоопределение» для всех немцев, под которым подразумевалось создание «великой Германии» за счет земель, принадлежащих другим странам — Польше, Чехословакии, Франции, Литве и др. «Мы требуем жизненного пространства: территорий и земель (колоний), необходимых для пропитания нашего народа и для расселения его избыточной части», — гласил один из пунктов программы.
Приход нацистов к власти начался после экономических потрясений Великой депрессии, что привело к назначению Гитлера канцлером в 1933 г. и установлению тоталитарного режима.
1930 год. Хозотдел ОГПУ обращается в секретариат председателя ВЦИК с ходатайством о разрешении снять позолоту с куполов храма Христа Спасителя
«Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы уже в начале весны заняться снятием куполов».
Купола предлагалось закрасить или — если «златоглавость» уж так необходима — «вновь позолотить более дешевым способом».
18 августа 1931 г. на месте храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Всю прилегающую к нему территорию обнесли забором. Разобрать храм до основания не получилось, его останки решено было взорвать. Перед этим с куполов сняли 413 кг золота. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло еще почти полтора года. В 1937 г. снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и строящихся станций Сокольнической линии метрополитена.
1935 год. На хуторе Вересовка Ушачского района родился Рыгор Бородулин, народный поэт Беларуси, эссеист, переводчик
Лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси за поэму «Баллада Брестской крепости», Государственной премии БССР имени Янки Купалы, почетный доктор Белорусского государственного университета, почетный гражданин Ушачского района.
Работал редактором в разных периодических изданиях — в газете «Советская Белоруссия», журналах «Бярозка», «Полымя», а также в издательствах «Беларусь» и «Мастацкая літаратура».
Первые стихи старшеклассника Бородулина под псевдонимом А. Чабор опубликовала в 1953 г. газета «Чырвоная змена», а первый сборник поэта «Маладзік над стэпам» увидел свет в 1959-м. Всего вышло около 70 поэтических сборников Бородулина.
Стихи белорусского поэта переводились на десятки других языков. А сам он переводил на родной язык «Слово о полку Игореве», произведения Шекспира, Байрона, Омара Хайяма.
Последней книгой Бородулина, изданной при жизни, стала «Вушацкі словазбор» — настоящая энциклопедия Ушаччины, языка и традиций этого региона.
Умер Бородулин 2 марта 2014 г., в прощеное воскресение. За несколько дней до этого отметил свой семьдесят девятый день рождения и пятьдесят три года совместной жизни с женой Валентиной Михайловной. К ней были обращены и последние слова поэта: «Какая же ты у меня красивая!».
Похоронили Бородулина на родной Ушаччине рядом с матерью.
1985 год. Пожар в спорткомплексе «Трудовые резервы» на улице Калиновского в Минске
Фото: SSC Igni Boom
Спорткомплекс, разместившийся в живописном месте в жилом районе Восток, в зеленой зоне Слепянской водной системы, не простоял с момента открытия и трех лет. Аналогов этому сооружению практически не было в СССР. К сожалению, отсутствие у белорусских строителей опыта возведения подобных конструкций сказалось на качестве работ, прежде всего в том, что касалось пожарной безопасности.
По старой недоброй советской традиции о случившемся ЧП газеты не рассказали. Они писали о всенародном празднике — в тот воскресный день по всему Советскому Союзу шли выборы в Верховные и местные Советы народных депутатов.
А в манеже спорткомплекса «Трудовые резервы» в этот день проходила тренировка сборной республики по стрельбе из лука. Вместе с командой занимался сын тренера — 14-летний лучник Игорь Мельник. В перерыве между занятиями подросток взобрался на поролоновые маты, сложенные возле ямы для прыжков, вынул спичечный коробок и начал «стрелять» горящими спичками. Во время тренировок спички имеются при себе у каждого лучника — их используют для подкопчения наконечника стрелы, который отражает солнечные лучи и мешает спортсмену целиться. Одна из брошенных Игорем спичек случайно упала между рядами матов, приземлившись на скопившийся там мусор с бумагами. Пламя устремилось вверх.
Ни Мельнику, ни спортсменам постарше, которые поспешили ему на подмогу, совладать с огнем не удалось. И языки пламени, легко взобравшись по легкогорючим деревянным конструкциям к потолку манежа, стали стремительно поглощать все вокруг. Лучники поняли, что своими силами тушить пожар бесполезно и покинули здание.
Спешащие по вызову пожарные увидели клубы черного дыма еще за несколько километров. А прибыв на место, поняли: манеж обречен. Поэтому было принято решение создать барьер: отдать манеж огню, но спасти остальной комплекс, не дав пламени перекинуться на другие здания.
«Зашли внутрь — а там настоящая доменная печь, — вспоминает непосредственный участник событий Александр Пугачёв, занимавший тогда должность заместителя командира одной из пожарных частей Минска. — Огонь полыхал с потолка и до пола. Утеплитель на потолке плавился и капал за шиворот. Стоял бесконечный звон — из-за высокой температуры в арках лопалось стекло. Мы стояли в проеме одной из арок и сдерживали водой огонь. Но и погасить его не хватало мощности. Так вот и была ничья со стихией. Видимость — нулевая. В какой-то момент подразделения получили команду на выход. Началось обрушение конструкций. Балки арок сложились «домиком». Образовалось избыточное давление, которое меня с командиром отделения выбросило в вестибюль. Мы упали и выпустили из рук стволы. А когда поднялись и снова бросились назад, то увидели, что огня уже и нет. Только вот доски, которые лежали между арок, тлели еще долго, и мы их проливали… Нереально повезло, что в тот день ни один человек не погиб. Дети и тренер успели выбежать, не пострадали и пожарные».
По горячим следам было возбуждено уголовное дело по статье 97 Уголовного кодекса БССР — «Уничтожение государственного или общественного имущества». В действиях администрации «Трудовых резервов» были выявлены признаки должностного преступления. Маму Игоря обязали выплатить 10 тыс. рублей (средняя месячная зарплата в СССР составляла тогда 190 рублей) и исключили из партии. Покатилась волна увольнений, выговоров и понижений.
Восстанавливали манеж долго и открыли только в 1996 г. На сей раз пожарной безопасности уделили самое пристальное внимание, учли все недочеты. Случившееся 24 февраля 1985 г. послужило хорошим уроком. Новое здание внешне выглядит практически так же, как и сорок лет назад.