Найти в Дзене
Кризистан

Почему в «Светофоре» низкие цены? 7 особенностей магазина для экономных

Оглавление

Мнения читателей о «Светофоре» разделились.

Одни говорят, что это безобразие «нужно срочно закрыть». Другие ценят сеть за доступные цены, выборочно ищут там товары повседневного спроса и даже некоторые продукты. Они хотят, чтобы магазин защитили от нападок и не лишали народ выбора — где, что и по каким ценам покупать.

А почему, собственно, в «Светофоре» товары дешевле, чем их аналоги у других ритейлеров? Давайте разбираться. Я нашел как минимум 7 факторов, которые помогают сети привлекать людей более низкими ценами. Выкладываю все секреты как есть.

1. Место, место и еще раз место

Никогда не забуду свою первую лекцию по розничному менеджменту! Преподаватель сходу заявил, что наши знания экономистов — ничто, наши будущие магазины прогорят и закроются, если мы не усвоим одну простую вещь: МЕСТО определяет успех любой розницы. Не навыки управленца. Не готовность вкладывать деньги в развитие. Только место.

Чем привлекательнее место, чем выше там потребительский трафик, тем лучше пойдут дела. А качество имеющегося трафика определяет ниши, в которых имеет смысл развиваться на выбранной территории. У обеспеченной публики одни запросы, у экономных и бережливых семей с низкими доходами — другие. Разумеется, «проходные» места и для покупки, и в аренду стоят дорого

Что сделал «Светофор»? Полностью отказался от концепции быть ближе к людям. Сеть никогда не выбирает нахоженные места, ставя во главу угла только один фактор: стоимость помещения. Площади у них обычно в аренде, и чем дешевле — тем выше вероятность, что договор будет заключен.

Так как в центрах городов и поселков ценник высокий, «Светофор» выбирает места на окраинах. Это ангары или капитальные здания без внутренней и наружней отделки, разделения на помещения, благоустроенной парковки, окон… Без всего, в общем. От места им нужны только электроэнергия, возможность установки вентиляции и минимальная дорога для подъезда транспорта.

Показываю на примере поселкового «Светофора», как это выглядит снаружи:

Смотришь и думаешь: ну кому в голову придет покупать тут продукты? Не торопитесь делать выводы :)
Смотришь и думаешь: ну кому в голову придет покупать тут продукты? Не торопитесь делать выводы :)

Внутри картина совсем другая. Тут кипит жизнь, выставлены тысячи коробок с товарами, наведена чистота и порядок. Как говорится, бедненько, но чистенько.

Тот же магазин внутри:

Нет потолка, опоры просто покрашены, нет напольного покрытия. Но... чисто и порядок
Нет потолка, опоры просто покрашены, нет напольного покрытия. Но... чисто и порядок

2. Вложения в оборудование

В «Светофоре» они минимальные. В этих магазинах нет привычных нам витрин, а все товары выставлены прямо в коробках на деревянных паллетах. По факту это магазин-склад, где используется именно складское оборудование. В некоторых — как на фото выше, все товары на деревяшках. В некоторых есть мощные металлические стеллажи, способные выдерживать большой вес.

Холодильное оборудование стоит дорого и требует обслуживания. В «Светофорах» вместо холодильных витрин с полками используют холодильные комнаты, где выставлены все товары, чувствительные к температуре. С одной стороны — плохо. Рыба, мясо и творог не должны лежать рядом. С другой — все готовые продукты в потребительских упаковках, что вполне допускает такую выкладку.

Экономия на оборудовании работает сразу в нескольких направлениях. Во-первых, нет затрат на сами полки. Во-вторых, у персонала нет нужды постоянно поддерживать привлекательное размещение продукции на витринах. Работа в зале сводится к тому, чтоб поставить полные коробки с товаром и убрать пустые.

Складские стеллажи монтируют прямо к кирпичным стенам, никаких лишних затрат
Складские стеллажи монтируют прямо к кирпичным стенам, никаких лишних затрат

3. Экономия на персонале

В «Светофоре» нет высоких зарплат и нет четкого распределения трудовых обязанностей среди персонала. Продавец — он же кассир, он же товаровед, он же работник зала, он же уборщик. Охранник, я видел, помогает и с обслуживанием покупателей, когда в этом есть необходимость, и с разгрузкой товара.

Отдельных товароведов, категорийных менеджеров сеть берет только на регион, то есть сразу на несколько магазинов (иногда это один человек на два десятка торговых точек). Уборщики помещений и грузчики есть только в крупных «Светофорах», работающих по принципам гипермаркетов. В обычных магазинах сети их нет, все функции выполняют продавцы.

Слышали когда-нибудь, что бывает вакансия «грузчик-кассир»? А в «Светофоре» такие есть:

Чтоб кассиры не отказывались работать в духе "я вам не грузчик"
Чтоб кассиры не отказывались работать в духе "я вам не грузчик"

4. Минимум маркетинга

Поначалу затрат на рекламу в «Светофоре» не было от слова совсем. О новых магазинах узнавали по принципам сарафанного радио. Как в старые времена — ой, соседка говорит, что там все дешево, пойду и я схожу! Только с поправкой на 21 век: в чате написали, что новый магазин открылся, надо сходить.

Сейчас сеть использует несколько форматов рекламы. Уличные баннеры, ролики на местном телевидении, группы в социальных сетях. Если сравнить затраты на рекламу с классическим ритейлом типа «Магнита» или «Пятерочки», затраты «Светофора» окажутся на порядок ниже. Именно на порядок, 10 к 1. А то и на 2 порядка.

Кстати, есть направление, куда им имеет смысл поработать в плане рекламы. Меня порадует приложение, где можно увидеть товарный остаток и цену в выбранном магазине.

Дешево, но эффективно: реклама на входе в магазин
Дешево, но эффективно: реклама на входе в магазин

5. Упор на небрендированные товары

Полагаю, все знают, что такое плата за бренд. Это когда вы платите за телефон в несколько раз больше, чем он стоит, потому что на корпусе нарисовано надкушенное яблоко.

У «Светофора» нет платы за вход для заводов, фабрик и предпринимателей. Любой, кто что-то производит, может предложить свои товары сети. Даже если компания открылась вчера, торговая марка новая и бренд вообще никто не знает. Если цена подходит, сеть возьмет продукцию и будет продавать без всяких ретро-бонусов и других скрытых факторов влияния на цены.

А как же брендовые тарелки и прочие товары от именитых производителей, которые там встречаются? Это другое:

  • «Светофор» не только с производителями работает, но и выкупает чужие товарные остатки у тех, кто закрывает бизнес.
  • При работе с брендами сеть готова брать товар с незначительным браком. Им главное, чтоб ценник был ровно тот, который «Светофор» готов заплатить.

И тут мы подходим к шестому секрету низких цен в «Светофоре» — ценам.

Откуда такие цены???
Откуда такие цены???

6. Ценообразование

Ходят упорные слухи, что в «Светофоре» фиксированная торговая надбавка на все товары. Я даже цифры видел — одни пишут 15%, другие 20%. Все варианты никакого отношения к реальности не имеют, поскольку никаких фиксированных наценок в «Светофоре» нет. Как правило, на товары накручивают от 5 до 30 процентов сверху.

У сети есть ключевой принцип работы: розничная цена (закупка + наценка) должна быть на 20% ниже средней по рынку. Это значит, что если у всех яблоки стоят примерно 100 рублей, то в «Светофоре» должно быть 80. Если все продают табуретку по 1000 рублей, «Светофор» должен выставить ее с учетом всех надбавок не дороже, чем по 800 рублей.

Или не выставить вообще: если сеть не может добыть какие-то товары по ценам, которые и прибыль владельцу обеспечат, и низкую цену на рынке, значит таких товаров там просто не будет. Этим объясняется узость ассортимента и отсутствие целых товарных групп. Сеть не нашла, где их закупить или заказать так, чтоб они стоили согласно главному принципу ее работы, вот их и нет.

Отсюда вытекает седьмой секрет «Светофора».

Очень похоже по оформлению на тот самый бренд, но это не он
Очень похоже по оформлению на тот самый бренд, но это не он

7. Главная особенность работы с поставщиками

Классическая несетевая розница работает так: менеджер магазина получает прайс оптовика или производителя, смотрит предложенные цены, прикидывает на них наценку и думает, продастся товар или нет. Например, стандарт наценки на кофе в магазине 50%. Оптовый ценник — 500 рублей за банку. Розничная цена выходит 750 рублей. Дорого, думает менеджер. Люди у нас небогатые, не купят. И не заказывает.

У «Светофора» модель работы с поставщиками принципиально другая. Поскольку сеть чаще работает напрямую с производителями, а не с перекупщиками, выпадает лишнее звено — опт, который делает на каждый товар свою наценку. В других сетевых магазинах может быть цепочка оптовиков по 5-7 компаний, каждая из которых прибавит к цене свои 2 рубля. Или 10 рублей. У «Светофора» такого нет, что особенно хорошо видно по непродовольственным товарам — одни и те же пластиковые ведра и миски стоят у них в 2-3 раза дешевле, чем в других магазинах.

По продуктам в «Светофоре» сначала просчитывают по каждому товару свою розничную стоимость по формуле «средняя по рынку минус 20%», а потом ищут поставщиков под ценник. Например, товар в среднем по рынку стоит 100 рублей. Значит, в «Светофоре» должно быть 80. Значит, в закупке в идеале должно быть 50, а максимум — 60 рублей и ни копейкой больше. Сеть ищет, кто продаст по такой цене, и при этом торгуется как экономная бабушка на рынке.

На первый взгляд условия выглядят негодными для производителей, да? Но к ним прилагается большой вкусный пряник: сеть не следит за качеством товара, оставляя этот момент на совести производителя. Отсюда и множество жалоб на качество продовольствия. Производители, обязанные поставить товар под ценник сети, просто не могут обеспечить качество. Ну невозможно физически сделать сыр из молока и колбасу из мяса так, чтоб они стоил по 300 рублей за килограмм.

Между качеством и ценой «Светофор» всегда выбирает цену. Но тут в процесс вступает потребитель: он думает, устраивает ли его продукт, и высказывает свое мнение рублем. Первый раз не понравилось? Второй раз не возьмет. Плохие товары выбывают с полок естественным путем, поскольку сеть их повторно не закажет, если первая попытка продать прошла хуже, чем ожидалось.

Все затраты — на помещение, оборудование, рекламу и другие нужды магазина — оплачивает в конечном счете покупатель. Чем больше расходов, тем выше будут цены. Поскольку «Светофор» жестко контролирует затраты и сам экономит на всем, на чем можно сэкономить, его цены на общем фоне выглядят низкими. За что мы в него до сих пор и ходим!

Потребительская экономика — новая рубрика на моем канале. Если вам интересно читать статьи о российских магазинах и узнавать секреты сетевого ритейла, покажите это лайками и подписками! Увижу интерес — буду продолжать. Часть предыдущих статей собрал в подборку:
Потребительская экономика | Кризистан | Дзен