Гастроли в городе Великий Новгород, куда пригласили питерский вокальный ансамбль «Палитра», обернулись для солисток небывалым духовным опытом.
Между концертами гостеприимные хозяева литературно-музыкального салона «Последний Четверг» и организаторы наших творческих событий устроили для нас экскурсию по святым местам новгородской земли.
Первым делом мы отправились в Юрьев монастырь – один из древнейших в России. Согласно преданию, он был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Монастырь называется Юрьевым, потому что Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке имело форму «Юрий». Первое упоминание монастыря в летописях о встречается в 1119 году.
«Тихое живописное место, где выращивают красивейшие розы», – рассказывала наш гид. Конечно, в начале весны все кусты были любовно упакованы в тёплые коконы, но и без этого было, чем полюбоваться. Звенела капель, пахло чистым снегом.
Монастырь этот мужской, но за время экскурсии послушников мы не видели. Нас провели по всем помещениям монастыря, чтобы познакомить с бытом его обитателей. В одном из пустых залов мы не удержались и спели, конечно, с разрешения хозяев. Псалом 102 «Благослови, душе моя, Господа» – один из самых красивых и любимых всеми нами.
Звучание было необычным. Конструкция церковных зданий имеет особую акустику. Совсем другое звучание, чем в концертных залах. Это завораживает.
Покинув монастырь, мы отправились к церкви Успения Богородицы в Юрьево.
Церковь была привезена из деревни Курицко, что на берегу озера Ильмень. Её построили в 1595 году на песчаном мысу, который в наши дни окончательно размыт. В 1922 наводнение сильно подмыло берег, обрушив его под алтарём храма. Провели восстановительные работы по укреплению берега. Но в 1927 году случилось повторное наводнение, смывшее все возведённые сооружения. Часть церкви повисла в воздухе. Тогда было принято решение переместить её на деревенское кладбище. До наших дней этот памятник архитектуры дошёл с большими переделками. В 1964 году церковь разобрали и перевезли в Новгород, где постарались вернуть памятнику его исторический и архитектурно-художественный облик.
Потом были «Витославицы» – музей деревянного зодчества, который расположился на берегу озера Мячино. Там нам разрешили подержать в руках экспонаты и даже поработать на старинном ткацком станке. В моей семье использовали только современный – рукодельничать предпочитаем с размахом – но в работе особой разницы нет. На старинном работать даже приятнее, душевнее, что ли.
Потом была церковь Святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца – одно из уникальных религиозных сооружений города. Это действующий по сей день храм, в котором сохранились фрагменты древних росписей и иконостасы.
После мы отправились в церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Храм был построен в 1374 году и знаменит тем, что в нём сохранились фрески кисти Феофана Грека 1378 года. Это единственный в мире храм, сохранивший работу византийского мастера. В 1992 году Церковь была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни там размещена выставка, посвящённая истории, архитектуре и живописи храма.
Совсем рядом Знаменский собор – памятник русского зодчества 17 века. Собор был заложен в 1682 году на месте древней церкви Знамения, сооружённой для иконы «Знамение Пресвятой Богородицы». По преданию, в 1170 году икона защитила Новгород от многочисленной армии суздальцев. В 1688 году храм Знамения был открыт для верующих. На протяжении своего существования собор получил много повреждений: через 10 лет после открытия случился пожар – пришлось перестраивать, и пожаров ещё было много. В годы Великой Отечественной войны оккупировавшие здание немцы уничтожили часть внутреннего убранства и вывезли большую часть икон, которые до сих пор не найдены. В наши дни храм входит в состав Новгородского государственного музея-заповедника, включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью была следующей. Выдающийся классический памятник архитектуры средневекового Новгорода был построен в 1360-1361 годах. Когда-то храм стоял на берегу древнего Федоровского ручья. Но русло его было засыпано, чтобы проложить автостраду Москва-Ленинград. Особенно ценной считается фресковая роспись церкви, исполненная, согласно историческим данным, в конце 60-х или 70-х годов 14 века. Роспись сохранилась почти на всех стенах, столбах, арках и сводах храма. Её художественная ценность – исключительна!
Вечером мы пошли встречать закат на реку Волхов. Он был розово-голубой и отражался в синих льдинках пробудившейся от зимней спячки реки.
На следующий день мы давали концерт в церкви Жён-Мироносиц. Этот старинный храм был построен в 1510 году на месте одноимённого деревянного храма, сгоревшего в 1508-м. В наши дни там располагается областной детский культурный центр, где проводятся концерты и выставки. Концертный зал чист и аскетичен – белёные стены, невысокие своды, церковные скамейки вместо кресел, небольшая сцена и немного расстроенный рояль. Полусвет, полутьма и музыка…
Во второй половине дня мы отправили в Софийский собор. Он расположен на берегу реки Волхов на территории Новгородского кремля, в самой древней его части. Детинец начали сооружать в 1040 году из красного кирпича и камня.
Народу кругом – уйма, и в самом знаменитом соборе, конечно, больше всего. Кругом шла подготовка к городским масленичным гуляниям. Софийский собор – самый древний православный храм Великого Новгорода. Строительство его началось в 1045 году, а закончилось в 1050-м. На протяжении столетий храм был духовным центром русского средневекового государства – Новгородской республики (1136-1488гг.).
Собор Святой Софии – один из самых красивых храмов, которые я когда-либо видела. Но самым удивительным в нём было то, что впервые в жизни я там что-то почувствовала. Что-то очень большое и сильное. Пока наши девчонки во все глаза рассматривали роспись стен и сводов, я глядела на свечи. Кто-то пел, высокие голоса уносились далеко под купол церкви. И вдруг я ощутила какое-то присутствие, что-то очень мощное было совсем рядом. Это трудно описать словами. Помню только само чувство – Оно здесь, Оно большое, тёплое и очень сильное.
Руководитель ансамбля испросила разрешения для нас исполнить песню. Тихо, под красивыми расписными куполами. И нам разрешили. Спели украинскую песню «Щедрик». Песнь считается рождественской, но рассказывает о прилёте ласточки. А ласточки, как известно, прилетают весной. Наши голоса стайками-аккордами вознеслись к куполам и выше, к небу…
Вся красота направлена к небесам, потому что оттуда и пришла.