Найти в Дзене

Казахстан: путешествие в детство

Вы когда-нибудь ездили в Казахстан из Тюмени на автобусе? Если нет, то зря, путешествие необычное и достаточно необременительное в смысле затрат, а если хочется быстро съездить за границу - тем более. Автобус в Костанай идет ежедневно, ночь в пути – и вы на месте. Я поехал туда, чтобы прикоснуться к детству. Однако обо всем по порядку. Автобус уходит с Тюменского автовокзала в районе 19.00, в пути он без малого 11 часов, но это со всеми стоянками и временем на прохождение двух таможен. Билет стоит 2300, если с собой у вас большой чемодан – берите билет и на него, чтобы избежать проблем. При нас у одного из пассажиров замеряли багаж сантиметровой лентой, в то время как он жалко лепетал что-то о незнании правил. Впрочем, доплатить ему разрешили, так что ехали по соседству. Автобус не из самых современных, и если дело происходит летом, в нем довольно жарко. Прохладнее будет в пути, а ночью можно вообще замерзнуть, так что нелишним будет взять какой-нибудь легкий плед. Вообще, автобус мы в
Оглавление

Вы когда-нибудь ездили в Казахстан из Тюмени на автобусе? Если нет, то зря, путешествие необычное и достаточно необременительное в смысле затрат, а если хочется быстро съездить за границу - тем более. Автобус в Костанай идет ежедневно, ночь в пути – и вы на месте. Я поехал туда, чтобы прикоснуться к детству. Однако обо всем по порядку.

Дорога

Автобус уходит с Тюменского автовокзала в районе 19.00, в пути он без малого 11 часов, но это со всеми стоянками и временем на прохождение двух таможен. Билет стоит 2300, если с собой у вас большой чемодан – берите билет и на него, чтобы избежать проблем. При нас у одного из пассажиров замеряли багаж сантиметровой лентой, в то время как он жалко лепетал что-то о незнании правил. Впрочем, доплатить ему разрешили, так что ехали по соседству.

Автобус не из самых современных, и если дело происходит летом, в нем довольно жарко. Прохладнее будет в пути, а ночью можно вообще замерзнуть, так что нелишним будет взять какой-нибудь легкий плед.

Вообще, автобус мы выбрали потому, что в принципе не любим путешествовать на машине, тем более в другую страну, заморачиваться правилами, поиском стоянки и прочими проблемами, которые могут возникнуть с машиной в пути. Поезд был отвергнут из-за того, что прямых маршрутов не существует – нужна пересадка в Челябинске, а это тоже морока. Раньше, во времена моего детства, в Кустанай (который назывался тогда именно так) летал самолет. Всего полета было меньше часа, но, боже мой, что это было за путешествие!

Собираться я начинал задолго до дня Х: складывал в сумку самые необходимые вещи – собаку с пуговицами вместо родных магазинных глаз, цветные стеклышки от бутылок, любимые штаны, в которых можно было разве что сшибать мелочь по электричкам, и кучу другого барахла, которое тогда составляло мой удивительный и такой уютный мир. (Мама потом тайком вынимала все ненужное).

Как ехали в аэропорт, не помню, зато отлично запомнилось, как, едва перешагнув порог Рощино, я начинал люто голодать и выканючивать себе кусок чего-нибудь вкусного. Мама быстро совала мне то булочку, то бутерброд, и это ненадолго завладевало моим вниманием.

Когда объявляли регистрацию билетов, я был максимально сосредоточен, а оказавшись у окна в самолете, мир переставал существовать. Я не слышал разговоров взрослых и не чувствовал ничего, кроме замирания своего сердца.

Сейчас обошлось без замираний, и даже дорога была пережита легко из-за обилия остановок и впечатлений.

Цель визита

Здесь надо прерваться и объяснить, наконец, чего нас понесло в Казахстан. Дело в том, что раньше там жила моя бабушка, которая приехала в город Рудный по зову партии и до самой старости работала там учительницей. Надо ли говорить, что редкое лето я там не бывал. Став взрослым и почти уже старым, вдруг захотелось съездить на места своей боевой славы, посмотреть, как там все изменилось, и попробовать хотя бы краем прикоснуться к детству.

Марите Бежите
Марите Бежите

Бабушка рассказала мне историю о Марите Бежите - литовской девушке, которая в 1959 году погибла под колесами самосвала, спасая двух маленьких девочек в городе Рудном. Позже ей поставили памятник.

Самыми яркими воспоминаниями, помимо дороги, были друзья, игра в прятки и киоск с мороженым, который стоял прямо возле бабушкиного дома. Ночью разбудите, я вам расскажу, что пломбир стоил 20 копеек, шоколадное – 15, «Снежинка» (практически один лед) - 10. В Тюмени о таком можно было только мечтать, учитывая тот факт, что мороженого у нас тогда вообще не продавали. Никакого.

-3

Таможня

Где-то посреди пути автобус остановился – впереди нас ждала российская таможня. Расслабленные дорогой путешественники разбрелись по своим делам, чтобы потом вновь собраться в невысоком здании и явить собой нестройную очередь с паспортами в руках. Ехать в сопредельное государство можно и с российским, и с заграничным паспортом – режим у нас с Казахстаном безвизовый, поэтому никаких подводных камней не возникает.

Строгая тетя с профессионально пронзительным взглядом изучает документ, потом смотрит на каждого подошедшего секунд 30, но за это время удается вспомнить все свои грехи и мысленно обежать глазами каждый предмет в своем багаже. Впрочем, потом она произносит дежурное пожелание счастливого пути и отправляет вас восвояси.

Таможню с казахской стороны, как мне показалось, представляют сплошь молодые парни в аккуратной форме. Такое впечатление, что они родились уже с инструкцией на все случаи жизни – вежливы, корректны, и очередь с ними ведет себя иначе. Никто не болтается где попало, все организованно стоят с правильными лицами и проходят на выход с видимым облегчением.

До конца поездки остается совсем немного – автобус прибывает в Костанай около пяти часов утра, и если вы заранее не побеспокоились о том, чтобы поменять рубли на тенге (а в Тюмени это не так просто), занимать вас теперь будет только эта мысль.

Проживание

Квартиру мы забронировали заранее, фокус состоял в том, что добраться до нее в это время можно было только на такси. Говорят, что некоторые водители берут рубли, но мы не пробовали, нам повезло встретить на вокзале дежурную, которая с радостью поменяла нам валюту по грабительскому курсу.

-4

Жили мы в самом центре, рядом с городской администрацией, обменников там – пруд пруди, да и плату за жилье с нас легко взяли рублями. Вообще, расплачиваться в тенге привыкаешь довольно быстро и даже автоматически переводишь в уме, сколько это стоит у нас, и сколько у них. В смысле экономии они чаще всего выигрывают, исключение составляют всего несколько позиций.

Хочу заранее предупредить: случись вам побывать в Костанае в августе, как и нам, велик шанс попасть на великое отключение горячей воды. Этот вопрос надо прояснять заранее и договариваться о нагревателе. В остальном все будет, как у нас, – климат? примерно одинаковые продукты, развлечения.

Такси

И хотя жить мы предпочли в Костанае, целью поездки для меня лично был Рудный, который находится за 40 километров от этого города. Впрочем, вопрос решился очень легко – в одну из своих поездок на такси мы разговорились с молодым казахом, который согласился отвезти нас туда на следующий день, подождать сколько надо и потом доставить обратно. Чтоб вы понимали, за полторы тысячи на наши деньги.

-5

Забегая вперед скажу, что мы обменялись телефонами с этим парнем и потом просто говорили, куда нам надо и во сколько подъехать. Так что, можно сказать, обзавелись личным водителем. Он оказался очень простодушным - рассказал, как после нашего вояжа в Рудный поехал с сыном на местный рынок и одел его к школе. Оцените вайб.

Куда уходит детство...

Здание ЗАГСа
Здание ЗАГСа

А никто и не говорил, что все будет так, как в детстве: заросшая территория детского садика, в котором росли яблочки-дичок, обдираемые нами в течение дня бесшабашного шатания по улице; здание ЗАГСа, возле которого мы глазели на торжественные процессии; ухоженные палисадники.

Не обманула только трансформаторная будка, от которой стартовали наши прятки. В остальном, увы… Поторопившись отделиться от России и прокричав лозунги о собственном пути развития, страна (за исключением отдельных городов) не преуспела ни в строительстве, ни в обустройстве имеющихся локаций. Разбитый асфальт, запущенные здания, заросшие чахлым кустарником территории.

Трансформаторная будка
Трансформаторная будка

Друзей моих там не осталось. Некоторое время после детства мы переписывались, но потом растерялись окончательно. Кого-то вижу в соцсетях, поэтому знаю, что, начав массово уезжать из Казахстана в 90-е, они позже обнаружились в российских городах и даже в Германии, но не там и не теми, какими я их помню, да и бабушки давно уже нет на этом свете. Все хорошее, что было связано у меня с этой теперь уже отдельной страной, осталось только в моей памяти, равно как и эта последняя поездка, которой зачем-то суждено было случиться.