Найти в Дзене
Сретенский монастырь

«ВЛАДЫКА, ВЫ ПАХНЕТЕ РАЕМ!»

26 февраля в церковном календаре приходится на день памяти святителя и чудотворца Серафима Софийского (Соболева), архиепископа Богучарского. В этот день 75 лет назад отошел ко Господу «Дядо владика», как называют святого в Болгарии. Промыслом Божиим, родившись на Рязанской земле, он был определен послужить на земле Болгарской. В феврале 2016 года святитель Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Рассмотрим подробнее его житие. Будущий архиепископ родился 1 декабря 1881 года в благочестивой семье. Дали ему имя Николай. С детства он отличался серьезностью, набожностью и ласковостью. Закончив сначала Рязанскую семинарию, в 1904 году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где его сразу полюбили за тихий и ласковый нрав. Митрополит Вениамин (Федченков), учившийся в Академии курсом старше, в своем очерке «В монахи» так вспоминал о нем: «Другой наш товарищ – Колечка С. Его звали таким ласковым уменьшительным именем потому, что он среди своих товарищей, –

26 февраля в церковном календаре приходится на день памяти святителя и чудотворца Серафима Софийского (Соболева), архиепископа Богучарского. В этот день 75 лет назад отошел ко Господу «Дядо владика», как называют святого в Болгарии. Промыслом Божиим, родившись на Рязанской земле, он был определен послужить на земле Болгарской. В феврале 2016 года святитель Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Рассмотрим подробнее его житие.

Святитель Серафим Софийский (Соболев)
Святитель Серафим Софийский (Соболев)

Будущий архиепископ родился 1 декабря 1881 года в благочестивой семье. Дали ему имя Николай. С детства он отличался серьезностью, набожностью и ласковостью. Закончив сначала Рязанскую семинарию, в 1904 году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где его сразу полюбили за тихий и ласковый нрав. Митрополит Вениамин (Федченков), учившийся в Академии курсом старше, в своем очерке «В монахи» так вспоминал о нем: «Другой наш товарищ – Колечка С. Его звали таким ласковым уменьшительным именем потому, что он среди своих товарищей, – а нередко даже и среди старших по возрасту и положению, – проявлял совсем необычную ласковость в обращении: идет, бывало, по «занятным» комнатам (где студенты занимались за столами) и вдруг ни с того ни с сего обращается к ним с приветствием:

– Здравствуйте, миленькие мои!

Или похлопает по плечу кого-либо, погладит по головке, не справляясь, хочется тому или нет… Или, бывало, скажет мне:

– Ванечка! Дай я тебя, миленький, поцелую: ведь я тебя люблю»[1].

Студент Николай испытывал муки выбора относительно того, принимать монашество или нет. Как продолжает митрополит Вениамин, «перед ним встал острый вопрос: выдержит ли? И началась мука сомнений… Так прошел год, другой. Вопрос все не решался. Тогда по совету Ф. он съездил к одному старцу посоветоваться. А тот ответил ему двойственно: «Можно идти, а можно и не ходить. Хочешь быть монахом; но и хорошим батюшкою тоже был бы…». Не удовлетворился Колечка… И снова тосковал по монашеству»[2].

Обращался письменно с этим вопросом будущий святитель и к праведному Иоанну Кронштадтскому, но ответа не получил. Наконец, от всего сердца он взмолился перед подаренной ему иконой преподобного Серафима Саровского и открыл его житие. Там он прочитал: «Спасайся и брата своего спасай». «И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, – названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа»[3].

Приняв в 1908 году монашество с именем Серафим, будущий святитель рукополагается в сан иеродиакона и сразу – в иеромонаха. В том же году в Санкт-Петербургской духовной академии он защищает диссертацию по редкой и сугубо монашеской теме «Учение о смирении по "Добротолюбию"».

По окончании Академии он назначается смотрителем Калужского духовного училища. В тот период отец Серафим близко общается с духоносными старцами Оптиной пустыни.

Здание Калужского духовного училища
Здание Калужского духовного училища

В 1912 году он назначается ректором Воронежской духовной семинарии, на тот момент одной из худших в России. На этом посту внимательный и ласковый иеромонах Серафим пытается вникнуть в нужды своих студентов, со временем превратив семинарию в достойное учебное заведение.

Наступает революция. В 1918 года семинария была закрыта большевиками, ректор перебирается в монастырь святителя Тихона Задонского. Один из старцев монастыря пророчит ему скорый отъезд с Родины. При вступлении красноармейцев в Воронеж отец Серафим вместе с братом, иеромонахом Сергием, покидает город в открытом вагоне с углем.

Достигнув Крымской земли, он становится ректором Таврической духовной семинарии. В 1920 году отец Серафим был рукоположен во епископа. Большевистская орда добирается до Крыма. После сомнений и раздумий, на последнем пароходе под названием «Херсонес», отходящим от крымских берегов, вместе с юнкерами и комендантом Севастополя владыка Серафим покидает Родину.

В 1921 году владыка оказывается в Болгарии, где по благословению Патриарха и исповедника Тихона становится управляющим русскими православными приходами. Начинается долгое и плодотворное служение владыки Серафима на Болгарской земле. Местом его служения стал храм святителя Николая при Русском посольстве в Софии. В 1934 году он возводится в сан архиепископа.

На новом месте архиепископ Серафим с любовью пас свою паству и всячески заботился не только о русских эмигрантах, но и о болгарах. Храм, куда он был определен, вскоре стал собирать большое число богомольцев. Они свидетельствовали об особом присутствии Божественной благодати на богослужениях, которые возглавлял владыка. Это неудивительно, поскольку был он постником и деятелем Иисусовой молитвы, окормляясь при этом у насельников Святой Горы Афон. Последние часто останавливались в Софии. Архиепископ всячески помогал афонитам в их претрудном положении. Один из старцев Святой Горы говорил о нем: «Он святой жизни. Он весь – любовь. Я таких архиереев еще никогда не видал».

Современник владыки, митрополит Доростольский Иларион так вспоминал о нем: «Часто его можно было видеть идущим пешком по улицам города. У него была внушительная осанка: высокий, статный, с приветливым лицом, длинными светлыми волосами, волнами ниспадающими по спине. Щедрый ко всем в своей отеческой духовной любви, он одаривал всех приветствующих его своим архипастырским благословением… Вообще почитание и сыновья преданность архиепископу Серафиму в то время была очень большой как среди русских, так и среди болгар»[4]. Известно, что во время богослужения, на котором молился владыка, одна девочка в простоте детского сердца воскликнула: «Владыка, Вы пахнете раем!»

Фреска в крипте Патриаршего Подворья в Софии «Святитель Серафим Софийский Чудотворец»
Фреска в крипте Патриаршего Подворья в Софии «Святитель Серафим Софийский Чудотворец»

Смиренный Софийский архипастырь учил с амвона: «Несомненно, сразу мы никогда не сделаемся подобными Христу и Его истинным ученикам в делах христианской любви. Сначала нам надо приобрести смиренное настроение сердца и перестать осуждать наших ближних… Когда возникнут в нашей душе осудительныя мысли, мы должны рассуждать так: "Да, сей брат мой во Христе пал ныне, а я паду завтра; он согрешил, а я в его положении согрешил бы еще более. Но он покается, а я не покаюсь"... Когда перед нами начнут осуждать наших ближних, то мы должны пресечь это осуждение молчанием, разговором на другую тему или сказать: "Друг мой, будем помнить слова Христа "Не судите, да не судими будете" (Мф. 7: 1)"… Если так мы будем мыслить, чувствовать и поступать, то в нашем сердце зародится истинное христианское, т. е. смиренное, неосудительное настроение. Пока же его нет, мы не христиане, хотя бы ради Христа совершили много великих дел и даже отдали свое тело на сожжение… За одно только неосуждение мы получим от Бога прощение всех наших грехов»[5].

В проповеди в Прощеное воскресенье он научал: «Осуждение есть начало нашей вечной гибели… По учению св. Исаака Сирина, только тогда мы будем чистыми, когда себя будем считать грешниками, а ближних своих святыми… Конечно, нелегко приобрести такое неосуждение. Здесь требуется величайший подвиг борьбы с нашею гордостью, с укоренившимся в нас сознанием, что мы лучше других. Но если этой борьбы у нас не будет, то мы никогда не будем способны прощать ближних, никогда не получим от Бога прощения наших грехов и не наследуем Небесного Царства Христова»[6].

Давал владыка и такие духовные назидания: «Не осуждай и не злись. Тогда хорошо и спокойно будет на душе. Тогда благодать Божия будет с тобою и поможет тебе отгонять все стрелы врага и сопротивника… Перед Богом-то легко смиряться, а перед людьми – трудно. Надо переносить оскорбления от людей… Главное – не осуждать. Корень всех плотских грехов – осуждение… Самое главное – кротость и смирение. Без них телесные подвиги – ничто… По существу, любовь и есть смирение, а смирение – любовь»[7].

В 1945 году архиепископ Серафим обратился к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой о принятии его в Московский Патриархат. Просьба была удовлетворена. На склоне лет ему удалось устроить в Болгарии Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в обустройстве которого он принимал деятельное участие. Как отмечали сестры этого монастыря, владыка был наделен даром прозорливости, но всячески это скрывал. По его молитвам еще при его жизни люди получали исцеления.

Почил в Бозе владыка Серафим 26 февраля 1950 года.

Современник святителя, архимандрит Александр (Петранов) оставил такие воспоминания о личности и духовных дарованиях владыки: «Для Болгарской Церкви было большим счастьем, что архиепископ Серафим жил и служил среди нас, что ободрял своей верой и богословским умом, изливал на нас богатство своей прекрасной души. Вся его жизнь состояла из чудес, а за его великое смирение Бог дал ему еще и дар прозорливости. Ничего тайного для него не было… Как лесная фиалка, которая цветет в укромном местечке леса, и сколько бы ни скрывалась, все равно выдаст себя нежным благоуханием, так и владыка Серафим, сколько бы ни покрывал смирением все свои добродетели, все равно дивные проявления его благодатной и прозорливой души становились явными для всех, кто в той или иной степени соприкасался с ним. Он имел столько любви, что мог согревать ею всех своих ближних... Когда наш старец скончался, я был сильно опечален. Глубоко сокрушенный, я долго молился у его гроба. Этой же ночью я прилег отдохнуть после тяжелого дня. Неожиданно я увидел сон. Владыка, который лежал на смертном одре, встал, обнял меня и ласково сказал: "Хотя я умер, но для вас всегда жив буду!" Так он ответил на мою молитву и утешил меня в скорби»[8].

Место погребения святителя Серафима в крипте Патриаршего Подворья в Софии
Место погребения святителя Серафима в крипте Патриаршего Подворья в Софии

Духовный сын архиепископа Серафима архимандрит Пантелеимон (Старицкий) произнес такие слова на его отпевании: «Любовь ко Христу проявлялась у него необычайной любовью к ближним, чему мы все, собравшиеся здесь, являемся свидетелями. Мы никогда не забудем ласку Владыки, который часто повторял: "Я вам не только отец, но и мать!" Любил он повторять слова Амвросия Оптинского: "От ласки – другие глазки". И действительно, люди, подходившие к нему за благословением и советом, испытывали утешение и умиление. Наш Владыка имел благодатную способность и вызывать слезы, и останавливать их… Скончался Владыка кончиною тихою и мирною. Последние дни перед смертью улыбка была на устах его. Кончину свою он предсказал заранее и точно указал ее за 5 дней, а затем еще и за 4 дня до смерти и старался утешать окружающих до самой последней возможности»[9].

Погребен был «Дядо владика» в крипте Свято-Николаевского храма в Софии. И по сей день верующие стекаются к месту его погребения, чтобы испросить его молитвенного заступничества перед Престолом Божиим.

Обратимся к святителю Серафиму в молитве и мы: «Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим» (тропарь святому, глас 4).

[1]Записки архиерея / Митр. Вениамин (Федченков). – Москва : Правило веры, 2002

[2]Там же

[3] Там же

[4]Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015

[5] Проповеди [1920–1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). – София, 1944

[6] Там же

[7] Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015

[8]Там же

[9]Там же

Александра Калиновская

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм