Сегодня будет очень важная информация, без применения которой у вас не будет шансов получить хороший звук у себя в комнате. Этот материал содержит провокационные идеи, которые идут вразрез той информации, которая существует в аудио сообществе. Я не только подробно изложу свою позицию, но и аргументирую, почему это работает именно так и откуда растут ноги у противоположной позиции. Я не буду ссылаться на гуру или авторитетов, обращаться к нормам и стандартам - чисто логика и здравый смысл. Подтвержденный моим личным опытом, и опытом многих десятков людей, разделяющих мой подход к звуку.
Итак, вы наверняка слышали, что при неправильной акустической обработке комнаты можно ее переглушить и испортить звучание даже самых хороших колонок, установленных в этой комнате. Звук в таких комнатах становится мертвым, мерзким, лишенным живости и естественности. Ведь человек существует в мире, в котором есть реверберация, звук отражается от стен и окружающих предметов, мы подсознательно воспринимаем эти отражения, они для нас важны, нужны, и когда комната их лишена - о комфортном существовании можно и не говорить. О музыке уже и речи не идёт! Это даже не обсуждается, просто нужно побывать в переглушенной комнате, услышать этот мерзкий звук и сразу все станет понятно.
Что не так с этой позицией? Давайте разбираться!
Музыкальный инструмент и акустическая система
Начнем с очень частой акустической путаницы, когда господа звуколюбы путают музыкальный инструмент с звуковоспроизводящей аппаратурой. Гитара, скрипка, барабан - это музыкальный инструмент, он создает звук, обогащает его гармониками, призвуками, звонами. Специальным образом делаются тонкие корпуса из резонирующей, поющей древесины, которые усиливают и украшают звук струны.
Можно ли акустическую систему делать по принципам музыкальных инструментов?
Нет, потому что у них совершенно разные задачи. Задача акустической системы - максимально точно и без прикрас воспроизвести тот сигнал, который на неё был подан. Который ранее был создан музыкальным инструментом и тщательным образом зафиксирован микрофоном. Отклонения от исходного сигнала - это искажения.
Чувствуете разницу? Музыкальный инструмент создает звук. Звук струны, обогащенный звучанием объема корпуса, окрашенный резонансами деки, с акцентами в виде дребезга струны о лад. Звуковоспроизводящая аппаратура должна в точности воссоздать уже созданный звук, не привнося ничего лишнего в прекрасный оригинал. Поэтому корпус акустики должен быть максимально глухим и инертным, играть должен только динамик.
А теперь включаем голову. Чем является комната - музыкальным инструментом, создающим звук или частью звуковоспроизводящей аппаратуры?
Те, кто не совсем прочувствовал разницу между музыкальным инструментом и акустической системой склонны говорить, что комната - это инструмент, украшающий звук ваших колонок. В качестве доказательств приводятся симфонические залы, которые являются полноценным создателями звука. Большой симфонический оркестр, звучащий в условной Мариинке и тот же состав, играющий на открытом воздухе будут иметь разительно разное звучание, явно не в пользу уличного исполнения.
- Да… Звучание разное. Но с точки зрения звуковоспроизводящей аппаратуры что «Мариинка» с БСО, что подземный переход с алкоголиком и гитарой – всего лишь исходный звук. Акустическая система не должна пытаться сделать Мариинку из подземного перехода. Задумайтесь! Гармоники в музыке – неотъемлемая часть самой музыки. Гармоники в акустической системе – искажения. Хотя по сути и там, и тут это лишь дополнительные звуки, повторяющие основной тон на более высоких частотах. Принципиальная разницам в задачах… Акустическая система не создает звук. Она лишь его репродуцирует – копирует. А задача копии – быть наиболее близкой к оригиналу.
Ещё раз: если делается запись БСО, то на ней уже есть запись реверберации этого прекрасного зала, который раскрывает, украшает и по сути создает итоговый результат звучания оркестра. Все необходимые отражения и реверберация нужной длины УЖЕ ЕСТЬ НА ЗАПИСИ!
Чем же тогда нам может помешать переглушенная комната? Давайте разбираться.
RT-60
Один из основных параметров, с помощью которого мы можем оценить акустику помещения это RT60. Этот параметр показывает время затухания звука на 60дБ. Измеряется в миллисекундах. И зависит от частоты.
Вот типичный график RT60 в типичной комнате с небольшой акустической подготовкой. Есть диван, ковер, стулья, есть даже некоторое количество поглощающих панелей.
Видим что на основном частотном диапазоне время реверберации составляет 400-500мс. С небольшим снижением к высоким частотам и заметным подъемом на низах. Этот график показывает типичную ситуацию для комнат среднего размера, в которых аудиолюбители устанавливают свои акустические системы и слушают музыку.
Такое время реверберации может быть не заметно на слух большинству меломанов. Не потому, что влияния на звук нет, а потому что народ не знает, как это могло бы звучать.
Если сделать запись звучания акустики на телефон, и воспроизвести ее в наушниках - мы очень точно услышим колоссальное отличие от оригинала, это уже не исходная запись, это будет именно звук, записанный в комнате. С большим количеством комнаты в звуке.
А если почитать форумы, то эти самые 400-500мс считаются чуть ли не идеалом для "живой" комнаты для прослушивания) Но почему мы не слышим проблемы вживую, но отлично улавливаем разницу в наушниках?
RT-60 наушников
Как вы думаете, как обстоят дела с акустикой помещения у наушников? Какое у них время реверберации?
Вот типичный график RT60, в тех же координатах, что и график комнаты:
То есть, это если не ноль, то очень близко к нему. Значения на два порядка ниже типичных комнатных во всем диапазоне. И как вам звук наушников? Мертвый, мерзкий, не живой? Да вроде нет же, хорошие наушники звучат отлично. И почти на любых наушниках вы очень четко услышите, насколько сильно комната поганит звук своим долгим затуханием.
Более того, в наушниках у вас есть великолепная возможность оценить красоту реверов, которые заложены в записи. Как затухает удар барабана, какой ревер заложен в записи вокалиста, какая атмосфера создана в записи - это красиво подсмазанный эмбиент или резкий рокешник, где с каждый удар рабочего барабана буквально разрывает внезапно образовавшуюся тишину. С гудящей на всех частотах комнатой вы будете лишены возможности услышать все эти тонкие эффекты. Потому что они утонут в затуханиях комнаты. Звук, метающийся между стенами аудиолюбителя, или летающий от диффузора к диффузору аудиофила просто не даст расслышать тонкие нюансы записи! Заглушив их. Убив всю тонкую красоту и эстетику изначальной записи.
Более того, в неподготовленной комнате у вас нет шанса полностью воспринять текстуры звуков. Вы просто не услышите их, потому что тихие фрагменты тембров маскируются затуханиями громких звуков, случившихся несколько сотен мс назад.
А еще нормального стерео нет. Потому что в левое ухо долетает огромное количество лишней информации из правого канала и наоборот. Полностью изолировать уши от противоположных колонок невозможно, да и не нужно, но факт есть факт: в заглушенной комнате стереоэффекты на совершенно ином уровне.
Почему же товарищи аудиолюбители массово не могут оценить всего этого великолепия и как огня боятся заглушенных комнат? На это есть объективные причины!
Не переглушили а недоглушили.
Как вы уже заметили, RT-60 это не одно конкретное число, а график. Опустить этот график на высоких частотах проще, высокочастотная волна - это короткая волна, длина которой может быть сопоставима с толщиной звукопоглощающей панели. Волна, вошедшая в такую панель будет практически полностью поглощена. А что будет с 5ти метровой басовой волной, вошедшей в десятисантиметровый слой поглотителя? Правильно, почти ничего, волна такую басс-ловушку просто не заметит) Поэтому, если мы просто возьмем и завешаем стены комнаты звукопоглощающими панелями - мы с огромной долей вероятности получим сильный перекос графика RT. Примерно так это может выглядеть:
Все та же система координат, что и в предыдущих графиках. 150мс на частотах выше 700Гц, явно видно, что комната заглушена по ВЧ и СЧ. А вот на более низких частотах начинается подъем и к 50Гц график улетает за 1500мс. Создается дисбаланс, высокие сухие, а бас и нижняя середина гудит. Это действительно воспринимается своеобразно, и мало кому может понравится такой звук.
Можно сказать, что комната жутко переглушена по верху. Вроде не поспоришь) Или все-таки правильней было бы сказать, что комната недоглушена по низу?
А что с колонками?
Не уходим из нашей "переглушенной" комнаты, побудем в ней еще немного. Что будет, если поставить в нее типичную заводскую хайфайную колонку? Мы получим не только перекос по времени затухания, но и перекос в АЧХ и тональном балансе - высокочастотная энергия тут же поглощается, средние и низкие продолжают находиться в комнате, складываясь с вновь поступающим сигналом. Из-за этого сухость на ВЧ становится еще более выраженной, а бас гудит не только долго, но еще и громко. И середина гундосит не хуже.
Вспоминаем, что речь идет о типичной хайфайной колонке, а они очень часто сделаны с легким преобладанием низких частот и небольшим спадиком по высоким - это еще сильнее усугубляет и так проблемную ситуацию! Естественно, такой звук мало кому понравится, определенно нужно снимать эти звукопоглощающие панели!
Подготовленная комната портит АЧХ
Следующий момент, с которым я столкнулся при анализе измерений из немного подготовленных комнат - это ужасающе плохая АЧХ в точке прослушивания. Смотришь АЧХ из типичной гостиной - но вроде норм. Смотришь АЧХ крутых колонок из комнаты над которой поработали - а там жуть страшная! И страх жуткий. Как так получается?
Дело в том, что реверберирующая камера в виде комнаты существенно выравнивает и сглаживает АЧХ. Потому что помимо основного сигнала в комнате одновременно существуют многие сотни немного ослабленных сигналов, которые равномерно складываются с основным. А что в подготовленной комнате? Имеем чистый звук колонки, который долетает до слушателя. Имеем первое отражение от пола (стены, потолка, другой стены), которое долетает до слушателя с некоторой задержкой и выгрызает кусок из АЧХ основного сигнала. А из-за того, что дальнейшие отражения прилетают гораздо более ослабленными, они не могут закидать образовавшуюся дырку на кривой АЧХ. SBIR-эффект в подготовленных комнатах очень заметен и представляет собой значимую проблему, если он проявился.
Поэтому, если как-то зашумить комнату, как-то поставить туда какие-то нормальные колонки, то с огромной долей вероятности мы получим объективно плохой звук, который действительно является мертвым, мерзким. Делается вывод, что низкое время затухания - это плохо, гораздо правильней слушать тухлый, замыленный комнатой звук, который нужно отшлифовать, подобрав правильные провода, найдя нужную связку акустику/усилитель. Ну и источник конечно же, все начинается с источника. Или нет, все начинается с питания, силовые кабеля нужно поставить достойные. Последний метр самый важный.
Есть еще идеи?
Есть, но они требуют крайне внимательного и осмысленного подхода. Или крайне удачного стечения обстоятельств)
Ужасы безэховой камеры
Исходя из логики наушников нам подойдет минимально возможное время затухания. Чем меньше - тем лучше. Боитесь переборщить - бу, не бойтесь!) Мы ведь уже знаем, что сильный перекос во времени затухания - это не то, чего мы добиваемся, поэтому нам нужно получить более или менее ровное время затухания по всему диапазону. Допустим небольшой подъем на НЧ и небольшой спад на ВЧ. У меня сейчас в комнате вот так, все в тех же координатах:
200-250мс на всем диапазоне, с легким завалом на высоких и подъемом до 500 на низах. Это почти укладывается в студийный формат для помещения моего размера (кстати да, RT60 напрямую зависит от размера помещения). Влияние помещения уже почти не слышно на слух даже для тех, кто знает на что обращать внимания. И совсем не явно детектируется на записи звука из комнаты.
Можно сделать еще лучше - да!
Но, каждая следующая миллисекунда убирается все сложнее. Если в пустую комнату внести мягкое кресло, то одно появление такого поглотителя может съесть пару сотен мс от времени затухания! Если в мою комнату добавить такое же кресло - разница будет на уровне погрешности. Не факт, что мы ее на графике увидим, не говоря уже о определении на слух.
Учитывая все вышесказанное, комнату невозможно переглушить, если мы берем реальные ситуации, и контролируем равномерность кривой RT60.
Хотя, по моей логике переглушить что-то в принципе не реально, и лучший звук будет в безэховой камере. Интересно было бы это проверить! Наверняка вы наслышаны страшилками о этом ужасном месте, где люди слышат, как стынут волосы в жилах и сходят с ума от тишины - так включите музыку))) Стерео, 2 колонки, правильный треугольник, включите, послушайте. Вы уверены, что знаете человека, который так делал? Я вот таких не знаю. Зато знаю с десяток звукорежиссеров, которые работают и чуть ли не живут в комнате с RT60 порядка сотни и довольны в щи. И даже гости таких студий ни на что не жалуются и в обмороки не падают. Попробуйте критически посмотреть на ту информацию, которая у вас была по этому поводу. Можно ли ей верить? Не байки ли это?
Как сделать правильно?
Итак, нам нужна комната с минимально возможным времени реверберации, и при этом, максимально ровным по всему частотному диапазону. Акустическая система, помещенная в эти условия должна обладать плавной АЧХ в точке прослушивания. Завал высоких, который часто реализован на колонках, в этом случае уже не так обязателен. Так как у нас нет долгого ревера, высокие чистые, отлично читаемые, их не нужно прятать. Поэтому в нормальной системе нужно иметь возможность влиять на АЧХ. Или пересчетом фильтра, что для 21го века немного дико, или внесением коррекций. Это может быть обычная эквализация, или дирак и ему подобные системы.
Располагаем системы и поглощающие элементы таким образом, чтобы ранние отражения были погашены и не оказывали сильного влияния ни на АЧХ ни на структуру затуханий, особенно вблизи к основному импульсу. Да, тут придётся подумать над расположением колонок/слушателя/акустических панелей, сделать десяток-другой экспериментов в поисках наилучшего результата.
Подготовленная комната это как профессиональный инструмент. Никто ж не будет ругать рояль за то, что впервые севший за инструмент человек не сможет извлечь из него приятные звуки. Или человек, впервые севший за руль мотоцикла на мотоджипишном байке вряд ли сможет даже тронуться и пройти хоть один поворот. Вот и подготовленная комната не будет прощать ошибок людей, которые раньше только провода отслушивали и винил на вертаке крутили.
Им вторят бизнесы, специализирующиеся на расчете "живых" комнат для прослушивания. В которых RT60 должно быть никак не ниже 0,4. Это ведь для удовольствия и прослушивания, не студию же мы хотим сделать! Так вот, это супер удобная позиция, которая дает возможность и результат какой-то показывать, и не залезать в очень масштабные перестройки. Загасить большую комнату в каменном доме, чтобы она соответствовала требованиям к времени затухания в комнатах для прослушивания - это колоссальная задача, которая потребует огромных бюджетов, съест значимую часть площади и объема помещения, и если бы звукоинженеры настаивали на таком формате - они бы лишились большинства заказов.
Кстати, каркасные дома или дома из пеноблоков гораздо менее проблемные в этом плане, в них легче получить действительно хороший результат. Но контроль все равно нужен.
А что с диффузией и рассеиванием?
Кстати, в названии материала фигурировали и диффузоры! Что с ними, почему я говорю только о поглощении? Нужно и эту тему затронуть. В кругах аудиоэнтузиастов именно различные диффузоры являются благостным акустическим элементом, который не убивает звук, а добавляет красивого рассеивания и улучшает все показатели (и не только акустические). Я склонен с некоторым сомнением относится к этому тезису.
У меня в комнате стоит с десяток диффузоров. Если их развернуть к стене, поменяется что-то на уровне ощущений. Примерно ничего, если быть честным. Если вынести поглощающие элементы из моей комнаты и получить из 200мс 700 - это будет колоссальное отличие. Которое никак не возможно не заметить. Поэтому хорошая новость - вам в первую очередь нужны именно поглотители! Именно они делают разницу. И они гораздо дешевле, проще в расчете и изготовлении.
Я не хочу сказать, что диффузоры вовсе не нужны.
Нужны конечно. Для борьбы с флаттером, для закрывания плоских участков стен, для создания более равномерного диффузного поля. Но это очень тонкие моменты, итоговая шлифовка. Я про то, что их значимость очень сильно переоценена в аудио сообществе. Очень сильно.
- А может быть просто продавать куски ваты в каркасе под тряпочкой не так интересно, как хитрые конструкции из дерева?
Ну наделал я какое-то количество таких панелей. Работают? Конечно! В первую очередь потому, что внутри них 20см минваты)))
А эти пирамидки - что есть они, что их нет - ничего принципиально не меняется. Отворачивал и их к стене, проверял.
Подведем промежуточный итог
Комната - это часть акустической системы, которая не должна привносить ничего своего, она должна создать условия для максимально точного воспроизведения записи. Все отражения и реверберации уже есть в записи, и хорошая комната с минимальным временем затухания позволит нам это услышать. Плохая (или обычная) - скроет, замаскирует, мы будем слышать комнатные затухания. Меньше деталей звука, меньше нюансов, меньше красоты.
Бездумное заглушивание комнаты может привести к проблемам: неравномерности времени затухания по частотам, искажению тонального баланса акустики и появлению проблем с АЧХ из-за более сильного влияния непогашенных ранних отражений.
Если подойти к вопросу с умом и микрофоном, то можно получить чистую комнату с равномерным временем затухания, правильным балансом частот и отсутствием сильных ранних отражений. Что даст невероятное качество воспроизведения звука, отличную детальность, разборчивость. Звук будет хлёстким, быстрым, точным, настолько - насколько позволяют динамики вашей системы.
Как я разочаровался в звуке.
Года два-три назад я чувствовал себя полностью разочарованным в звуке и акустике. Мне на измерения и доработку регулярно присылают динамики и акустические системы разного уровня. От крепких середнячков до топовых компонентов и АС. В блоге освещалась дай Бог каждая десятая система. Меня приглашают послушать/измерить системы за многие сотни тысяч рублей - и все звучит одинаково хреново (естественно, такому контенту владельцы системы рады не будут, поэтому он и не выходит). Может и не сильно плохо, просто согласно тем косякам, которые находятся в измерениях. Устранить их - и звук становится обычным, одинаковым. Не впечатляющим, мутным, вялым. Чтобы получить драйв - нужно навалить, наваливаешь - и людям вокруг мешаешь и уши утомляются быстро, не люблю я такого. А на тихой и средней громкости - невнятная каша. Даже с тонкомпенсацией.
Выводов было несколько и все были не утешительными: то ли в музыке в принципе нет особо интересного звука и я все нафантазировал, создал ложные ожидания, не реализуемые на реальных колонках. Наушники могут, колонки - нет. Но при этом наушники не люблю.
Либо я в принципе не способен услышать и оценить правильный звук. Уши не позволяют. Но я ведь когда-то слышал?
Либо все колонки одинаковые, это только маркетинг и навешивание ненужных мифов для поднятия цены, но не для поднятия качества звука.
Каждый из вариантов безрадостный, ведет к унынию)
Всё изменилось, когда я заглушил комнату.
Во-первых, сразу стало понятно, что магия проявилась. Теперь звук и впечатляет, и разница в разного уровня АС гораздо более точно считывается, и я реально получаю огромное удовольствие от прослушивания. В том числе и на очень тихой громкости. Звук стал кристально чистым, раздельным. Как говорили приглашенные гости, далекие от аудиофилии - звук на фоне тишины, звук в вакууме. Можно слушать очень тихо, и никому не мешаешь и слух не утомляется, при этом слышно отлично, звук четкий и чистый.
Самое яркое впечатление система оказывает на людей, которые до этого момента не погружались в тему аудио. Было даже такое, что слушатель достал телефон и начал видео записывать. Я спрашиваю: "Зачем?"
Говорит: "уж очень интересно играет, хочу посмотреть как запишется". А никак оно не запишется, будет почти оригинал, только хуже, потому что звук прошел через динамики, пометался по комнате, записался микрофоном телефона и потом еще раз будет воспроизведен какой-то системой. А то, что человек слышит - это всё есть в оригинальной записи. Просто акустическая система может это показать, преподнести.
Обратная ситуация - что говорят случайные люди о системах аудиофилов за миллионы рублей, установленных в плюс минус обычные комнаты? Что они больные на всю голову))) Причем владельцы систем такой обратной связи не получают - просто потому что существует элементарная вежливость.
Я вам сейчас докажу, почему это правда:) Если вы владелец крутой системы, то с огромной долей вероятности в вашем кругу общения есть товарищи по интересам, вы ходили к ним в гости и слушали их системы, которые владельцам очень нравятся. Но вам они не понравились))) Вопрос первый - сказали ли вы об этом владельцу? Наверное да, но очень завуалированно и мягко. Далеко не так, как хотелось бы сказать. Вопрос второй - а ваша замечательная система нравится вашим гостям так же, как и вам?))
Вы думаете, что все люди разные и каждому нравится свой звук? Нет, каждый просто привык к своей кривой системой, и если система товарища кривая в других местах - он будет слышать отличие и будет воспринимать это как не правильный звук.
По тому, как люди приходят слушать мою систему нужно писать отдельный материал, там очень много интересных наблюдений и неожиданных открытий. В целом логика такая - чем кривее собственная система гостя, чем меньше ему понравится мой звук) Но, что интересно, если человек в течение нескольких дней и многих часов внимательно отслушает мою системы, то его отношение к звуку разительно меняется. У меня в планах провести более масштабный эксперимент на большем количестве людей, я думаю, это будет очень интересно.
Ровный и правильный звук не нравится аудиофилам
Это факт в первую очередь вызван тем, что звук разительно отличается от того звука, к которому они привыкли, и который нарекли идеалом.
И не имеет значения, что те критерии, которые они восхваляют в правильном звуке присутствуют в гораздо большем объеме. Что у нас очень любят аудиофилы? Динамику, разборчивость? Это то, что самым непосредственным образом приходит вместе с заглушиванием комнаты. Это супер логично: удар по струнам или удар барабана будет восприниматься гораздо более ярко, если ранее воспроизведенные звуки не висят в комнате.
Здесь можно провести аналогию с мощным автомобилем: каждому ведь хочется лучшей динамики разгона? Но если с дохлой рядной четвёрки пересесть на какой-нибудь бодрый V12, то может быть шок и "да ну нафиг, убицца можно". Так и тут - хотят детальности, точности, четкости - нате вам. Первое впечатление: зачем так много!? Мне столько не нада! Но, к этому быстро привыкаешь. Буквально за пару десятков песен в различных жанрах. Желательно, с перерывом, чтобы мозг не перетрудился и мог переварить непривычное количество и качество звука. И наступает чистый кайф.
И да, приходит понимание, что не все записи записаны хорошо:) Или найдете кучу зажатых до безобразия лосслесс треков, которые раньше вопросов не вызывали, просто потому что разрешающей способности системы не хватало.
Почему контрольные комнаты не подойдут меломанам?
Часто слышу довод, что обычному человеку не понравится звук в студии. Он слишком сухой, слишком аналитичный, там нет (придумайте сами, чего там нет. Там нет каши, грязи, искажений). И, как не странно, я могу согласиться с этим доводом! По двум причинам. Во-первых, вы уверены, что студия имеет адекватную акустику помещения и прочее? Гармоничный график затуханий, адекватную АЧХ в точке, нормальный частотный баланс? Я видел графики десятков местечковых студий с гигантскими проблемами по звуку.
Второй аспект связан с применением профессиональных мониторов. В них обычно применены БИХ фильтры высоких порядков, это делается для того, чтобы уменьшить зоны совместного излучения динамиков, чтобы звук был более точным, читаемым. Но такие фильтры крутых порядков сильно пережёвывают фронт сигнала, из-за этого звук субъективно портится. Ну и объективно тоже портится. Это могут слышать люди в теме, и это тоже может влиять на их оценку. Но, в существенно меньшей степени)
Итак, если студия кривая - звук не понравится. Если звук собственной системы слушателя сильно отличается, то у него не будет возможности по достоинству оценить другую акустику. На привыкание и осознание нового звука нужно потратить не мало времени. Хотя бы пару часов прослушивания, желательно с большими перерывами. Ну и на третьем месте по важности - особенности профессиональной техники.
Вот и получается как часто бывает у нас в аудио. Действительно качественный звук ищется там, где его быть не может. Самую важную характеристику звука намеренно делают очень плохой, потому что так повелось, так сказал гуру, все так слушают. Кстати у меня есть примеры аудиофильских систем в довольно сильно заглушенных комнатах, владельцы которых не жалуются на мёртвость звука - у них все отлично! И это даже не единичные примеры) Так что даже в кругах аудиофилов особой стройности и единения по этому вопросу не наблюдается.
А без тщательных и проведенных с пониманием дела измерений вы никогда не узнаете, что именно происходит у вас с комнатой и акустикой. И златоухие горе-экспериментаторы тоже не знают, что у них происходит со звуком. Носят вату туда сюда вату при этом всё "на слух", а потом делают выводы, что вата - зло... И именно они - самые активные апологеты РТ60 по 0,4+. При этом показать ни одного своего графика, где бы эти 0,4 были бы в реальности, они не могут. Поэтому хоть и ходят везде и говорят про 0,4, но что у них там на самом деле никто не знает, даже они сами. Ничего, подбором аналогового цапа и силовым кабелем к нему можно подшлифовать шороховатости звука. На слух, разумеется)
Подписывайтесь на мой ТГ канал, там выходит больше информации и обсуждения там более динамичные и продуктивные:) Ну и давайте обсуждать.
Кстати, этот материал я пишу под тихую спокойную музыку, которая уже на протяжении многих месяцев не перестает меня удивлять своей чистотой, живостью, натуральностью. И как же она херачит на тихой громкости))) Когда в этой комнате не было примерно десяти пачек минваты - было совсем не так...