Прошло три года с начала СВО. Три мучительных, кровавых, полных испытаний года.
Были победы и поражения, мы освободили Мариуполь и Авдеевку, Марьинку, Красногоровку и Курахово, вышли на границу с Днепропетровской областью, но, освободив, потеряли Херсон и Купянск, который теперь вновь отвоевываем, как и часть Курской области.
Было много событий самой спецоперации и вокруг нее, от "зерновой сделки" и "жестов доброй воли" до пригожинского "марша справедливости", вызвавших крайне неоднозначные эмоции.
И все-таки слова президента об ошибочности Минских соглашений, о том, что СВО надо было начинать раньше, о том, что мы не вернемся на ошибочный внутри- и внешнеполитический путь вызывали робкую надежду на то, что новый правильный путь, при всей его сложности, будет продолжен.
Сейчас на фронте мы по-прежнему с трудом, с усилиями и жертвами, с потерями, но ведем дело в свою пользу.
Но вот новости с международной орбиты, при всей их внешней позитивности, заставляют насторожиться.
Вроде бы Трамп и его соратники, в первую очередь Маск, осыпали Зеленского тяжкими обвинениями, от нелегитимного удержания власти и разворовывания американских траншей до убийства американского журналиста Гонсало Лира.
Сам Зеленский на пресс-конференции заявил о готовности отдать власть – правда, тут же сам себя и оспорил, сказав, что выборы во время боевых действий проводить не будет (а еще сказал, что американские деньги не разворовывал, а если что и было, то Вашингтон все равно давал в качестве безвозмездной помощи, поэтому не считается).
И вот уже один из главных европейских антироссийских "ястребов", Макрон, выражает готовность возобновить диалог с Владимиром Путиным.
При этом все еще нет никаких особых признаков, что Вашингтон готов дать что-то большее, чем фиксация линии боевого соприкосновения, возможно, с заменой Зеленского на кого-то типа Залужного и выдавливанием из Украины туманного обещания не притеснять русский язык.
Спецпредставитель Трампа по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф, занимающийся и российско-украинской проблематикой, сказал, что "базой мирного договора могут быть Стамбульские соглашения 2022-го года".
Неизвестно и то, что они потребуют взамен этого минимума, а потребуют явно немало – Госдеп уже многозначительно молвил: "США хотят обсудить с РФ, на что она готова пойти для урегулирования на Украине".
А готовы, кажется, на многое.
Уже озвучено с самой высокой из возможных трибун о желании продавать США наши редкоземельные материалы в ответ на желание Трампа эти материалы приобретать. И о возможном сокращении двумя станами оборонных бюджетов наполовину (не исключено, что с присоединением Китая).
Гарантии, что "уважаемые партнеры" выполнят свою часть соглашений, примерно такие же, что и обычно – никакие.
Уже снимаются технологически высококачественные и при этом гнусные ролики, в которых обыватели, позевывая и принимая вечернюю трапезу, призывают "гнать хохлов до Львова", в то время как наши парни гибнут в окопах.
Аналогичные ролики разгоняли в 2014-м – помните, про то, что "Путин, введи войска!" кричат только американские провокаторы (в итоге, повторюсь, сам Владимир Владимирович признал ошибочность отказа от этого ввода).
И целый депутат Федоров обещает создать отряды для охоты на "Z-патриотов", то есть на всех, критикующих перспективы очередного Хасавюрта, Минска, Стамбула или, что более подходит ситуации, Мальты (на мальтийском саммите, напомню, Горбачев отдал Бушу-старшему геополитические завоевания предыдущих поколений в обмен на лучезарную улыбку и обещания вечной дружбы).
Что ж, "Z-патриоты" действительно опасаются очередного Минска, в результате которого через какое-то время нашим парням вновь придется в окопы в еще худшей обстановке.
Чтобы жертвы трех лет не были если не совсем бесполезными, то малосоразмерными полученному результату. И чтобы через какое-то время вновь не прозвучали сакраментальные слова: "Нас надули".
Искренне верим, что наше военно-политическое руководство тоже не хочет такие слова произносить.
Станислав Смагин, офицер ВС РФ, корреспондент газеты "Военный вестник Юга России"